Долгое время я считала себя толерантной к радикально верующим людям. Устремляясь принимать себя, аналогичным образом я стремилась также принимать других, кто на меня не похож, придерживаясь одного из принципов НЛП: «Различие равно красота».
Однако, тесное общение с радикально верующими мусульманами вызвало во мне культурный шок, и я хотела бы порассуждать о влиянии и последствиях следования авторитарной религии, коей является Ислам (можно заменить на любую ортодоксальную модель Христианства, Иудаизма, Индуизма и тд).
Над дверью своего дома в Цюрихе Юнг написал: «Призванный или нет, Бог будет присутствовать». Данное изречение глубокоуважаемого мною психолога подводит итог отношения Юнга к духовности и религии.
Стремление человека к духовности – есть естественный и закономерный природный (психический) процесс, который определяет уровень развития и эволюции личности. Разные психологи называли духовное ядро личности по-разному: Духовное «Я» (У. Джеймс), Самость (К.Г. Юнг), Сверх «Я» (З.Фрейд), Высшее «Я» (Р. Ассоджиоли).
Путь постижения духовности – есть путь самопознания, самоисследования. Как только человек взрослеет, у него зарождаются вопросы, о том, кто он есть, в чем смысл его жизни. Затем, попадая в социум, получая опыт, сталкиваясь с кризисами и трудностями, человеку требуется система норм и ценностей, под воздействием которых будет формироваться его морально – этическая структура, его совесть, его голос о том, что есть хорошо, а что есть плохо.
Система религиозных верований становится активной помощницей человека. Эдаким духовным наставником и моральным маяком. Основной момент, на который психологи (я в том числе) и ортодоксально верующие люди смотрят по-разному – это направление фокуса внимания:
- в свой опыт и осознанность
- или в священное писание.
А также это различный ответ на вопрос: что есть любовь к Богу?
В концепции Авраамических религий Бог выступает в роли отца (Творца), а человек – это дитя. Дитя, которое должно всю жизнь слушаться, почитать, любить, покоряться, бояться Бога. Для многих верующих смысл жизни сводится не к постижению внутренней вселенной личности, своего духовного начала, а скорее к подавлению себя, своих желаний, к ежедневной религиозной рутине, которая напоминает человеку о его ничтожестве перед лицом и мощью Бога. Порой такой человек даже не в силах задаться неудобными вопросами, несостыковками в писаниях, расхождениями между словом и делом других верующих. Но самое важное, насажденная, незрелая форма религиозности лишает человека главного – взросления, которое достигается честным взором и рефлексией своего жизненного опыта.
Такая форма существования вызывает в человеке глубинный, порой неосознаваемый невроз, где его заложенная фактом рождения индивидуальность искажается внешними оценками, установками, ограничениями, происходит подавление воли, человек целиком и полностью вверяет свое существование под единое лекало догм и правил, написанных сотни лет назад, не обладая критическим мышлением. Он попадает под тотальный религиозный конформизм, но несомненно получает определенные выгоды в виде успокоения и инфантильной веры в то, что после смерти его ждет Рай (в случае образа жизни покорного раба). Один в один, как послушный ребенок ждет лакомства от своих родителей в обмен на примерное поведение и подавление творческих «хулиганских» желаний. Вот только мы знаем, что без подросткового бунта не откроется путь к самостоятельной личности.
Существует ли у подобных людей реальный духовный рост? Возможно, в сфере послушания и волевых ограничений – да. Но здесь я придерживаюсь точки зрения Э.Фромма относительно генезиса монотеистических религий и застревания личности в позиции ребенка.
Безусловно, не все религии и не все способы следования религии предполагают путь фундаментализма (когда истина четко определена и догматизирована).
Кроме того, в текстах священных писаний скрыта величайшая мудрость, актуальная и в наши дни. Но правильно растолковать метафорический язык текстов и изречений - дано далеко не каждому.
Юнг приходит к мысли, что самая здоровая духовная цель, то есть та, которая приносит наибольшую пользу индивидууму, — это индивидуация — попытка стать все более и более полно и истинно тем, кем мы являемся по сути. Это осознание все большего и большего количества наших бессознательных мотиваций, страхов и стремлений — это процесс, длящийся всю жизнь, и его можно пройти по многим различным путям.
Некоторые системы верований и учений видят человеческую душу как одну из бесчисленных имен Бога, и ее задача – получить доступ и способствовать выражению этого конкретного аспекта Бога. То есть изучить себя, осознать себя в разном опыте, что также означает прийти к целостности и самости. Впрочем, ни самость, ни Бог – не являются постижимыми вещами и тогда человек отдается процессу жизни, попытке прожить опыт соединенности с Богом разными путями (в том числе в контакте с собой), а не мотивируется каким-то гарантированным «лакомством» в виде счастливой жизни после смерти.
Жить, боясь жизни, себя, своих желаний, ненавидя себя за мысли о пороке, регулярное самонаказание и чувство вины перед Богом, либо ожидание поощрения, милости, похвалы – признаки устойчивого невроза, непринятия своих теневых частей, а также инфантилизм.
Если бы меня спросили, что такое любовь к Богу? Я была бы солидарна с Юнгом – это путь постижения себя, открытие себя истинного, освобожденного от неврозов и травм, от теней ложного и навязанного, там под ядром созданного личностью и окружающей средой Эго находится самость, то самое божественное начало. Любить Бога – значит использовать по индивидуальному назначению потенциал, заложенный создателем. В каком-то смысле оправдывать свое воплощение и получать заложенные судьбой уроки. Любовь Бога - безусловна, в этом и кроется секрет нашего подлинного отношения к себе - любить себя любым.
Обычно человек понимает, что над ним стоит сила, на которую он не может повлиять. Здоровое отношение к этой силе - принятие своих ограничений. Невротическое - страх и задабривание силы.
Впрочем… религиозные фанатики тоже идут своим путем и получают требуемый опыт, а может быть именно они – заблудившиеся души. Вопрос открытый.