Около трехсот приглашенных должны были явиться 11 февраля в Зимний дворец в костюмах времен царя Алексея Михайловича. Эта дань благолепию допетровской Руси и «тишайшему» из Романовых предшествовала грядущему в мае 200-летию Санкт-Петербурга — воплощению новой России, Российской империи и ее основателя Петра Великого.
Участники бала собирались в Романовской галерее, затем, выстроившись попарно, проследовали в Николаевский зал, где отдавали «русский поклон» Николаю II и императрице Александре Федоровне (он — в выходном платье царя Алексея Михайловича: в золотом парчовом кафтане, опошне с нашивками, отороченной драгоценным мехом шапке; она — в наряде царицы Марии Ильиничны Милославской: в парчовом платье с серебряным шитьем, в коруне с убрусами, бриллиантами и изумрудами).
Далее в Эрмитажном театре состоялся концерт. В программе — сцены из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (с участием Федора Шаляпина и Нины Фигнер) и из балетов Людвига Минкуса «Баядерка» и Петра Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (танцевала Анна Павлова). Ужин был сервирован прямо в залах Эрмитажа, украшенных творениями великих художников. В Павильонном зале, среди специально развешанных клеток с певчими птицами, танцевали «Русскую». Так закончилась первая часть бала, продолжение последовало 13 февраля.
В этот день в Зимний дворец были приглашены не только члены императорской фамилии, представители русской аристократии, офицеры лейб-гвардии, но и дипломатический корпус, аккредитованный в Санкт-Петербурге. Таким образом действо имело статус официального приема в главной резиденции российских самодержцев.
Члены императорской фамилии собрались в Малахитовой гостиной. В одиннадцатом часу вечера они проследовали к гостям в Концертный зал Зимнего дворца. Придворный оркестр был одет в костюмы трубачей XVII века. Танцы начались с полонеза из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». Императорская чета расположилась у дверей Арапской столовой и имела возможность во всей красе любоваться своеобразным дефиле «моделей», одетых в великолепные костюмы. Русский танец исполнила княгиня Зинаида Юсупова.
Ужин состоялся в Николаевском зале, где среди огромного количества экзотических растений были сервированы 34 круглых стола. На эстраде выступал Славянский хор, встретивший гостей старинной песней «Слава на небе солнцу высокому». После ужина танцы продолжались до часа ночи. Были исполнены несколько композиций, специально отрепетированных под руководством балетных режиссеров.
По желанию императрицы Александры Федоровны придворные фотографы выполнили портреты и групповые снимки участников бала в исторических костюмах. Специально изданный альбом содержал 173 фотографии и распространялся за плату среди довольно узкого круга лиц. Вырученные средства были направлены на благотворительные цели.
Так уж случилось, что костюмированный бал 1903 года стал последним столь пышным придворным праздником Российской империи. Вскоре началась война с Японией. Затем грянула первая русская революция. У Николая II и Александры Федоровны родился сын, неизлечимо больной гемофилией, и царская семья затворилась в Александровском дворце Царского Села, сторонясь светской жизни и светских развлечений. Ну а потом — Первая мировая. В 1917-м настали времена совсем иных праздников, совсем других маскарадов...
Игорь Теплов