Знаменитым домом - дворцом Галины Вишневской на набережной Кутузова в Петербурге обычно принято восхищаться: Ах, какая красота! А ведь хозяйка без дизайнеров все сделала сама! Талантливый человек талантлив во всем! и т.п.
Однако я, к сожалению, не могу разделить общих восторгов. О безвкусности и аляповатости интерьеров этого псевдо дворца будет дальше в статье.
Но сначала немного крайне любопытных фактов о том, как этот трёхэтажный дом в центре Петербурга постепенно оказался в полной собственности знаменитого музыканта и оперной дивы.
Первоначально в 1994 году Галина Вишневская и Мстислав Ростропович купили в доме на Набережной Кутузова только квартиру из 7 комнат площадью около 200 метров.
Однако во время новоселья, как вспоминала в одном из интервью Галина Вишневская, хозяева вдруг обнаружили, что у них квартире нет балкона:
Обмывали покупку с Анатолием Александровичем (Собчаком) прямо на подоконнике, когда Слава обнаружил, что единственный в доме балкон принадлежит соседней квартире, и сказал: “А давай купим весь этаж!”
Кроме того, в других интервью Галина Павловна утверждала, что в новой квартире им с Ростроповичем было неуютно, поскольку все остальные квартиры в доме были заселены "бедными или очень бедными людьми":
Мы не могли никого пригласить к себе из наших друзей - приличных людей определенного круга
Подумать только! Простые Петербуржцы-Ленинградцы (скорее всего, многие блокадники) мешали нашей оперной звезде приглашать в гости "приличных людей определённого круга". Например, мэра Петербурга "обмывать покупки".
После того как звездная пара выкупила весь второй этаж дома, Галина Павловна пошла договариваться о покупке квартир с жителям первого этажа:
В десять утра уже опухшие от пьянства синюшные мужики, ряды пустых бутылок: “Халллинаа Паалнаа, царица вы наша!”
Может быть, конечно, так все и было. Но уж больно хамское и высокомерное описание. В конце концов, сама Галина Вишневская вышла из таких же низов общества. И если благодаря своему таланту она смогла вырваться из нищеты (а сколько не менее талантливых людей не смогли!), наверное, ей все-таки не стоило так демонстративно зазнаваться.
В итоге Вишневская и Ростропович все-таки выкупили все квартиры на первом, втором и третьем этаже, а также оформили в собственность подвал и чердак дома на Набережной Кутузова.
Однако, как вспоминала Галина Вишневская, жители одной из квартир все-таки доставили ей множество хлопот:
В конце концов весь дом стал нашим, и лишь обитатели маленькой двухкомнатной квартиры на третьем этаже из вредности лет десять отказывались от любых вариантов переезда, пока не уехали в позапрошлом году.
Здесь тоже видно истинное отношение Галины Вишневской к простым людям. Почему она решила, что они именно "из вредности" не хотели переезжать? Ситуации у хозяев квартиры могли быть разными! Может быть, эта жилье было связано с дорогими для них воспоминаниями?
Да и почему абсолютно чужие и ничем не обязанные Галине Вишневской люди должны были по первому щелчку исполнять ее прихоти?
А теперь давайте посмотрим на интерьеры дворца Галины Вишневской на Набережной Кутузова в Петербурге:
Видно, что Галина Павловна при оформлении своей резиденции вдохновлялась интерьерами Юсуповского дворца на Мойке (в частности Красной Гостиной). Но в отличие от оригинала, она не смогла правильно соотнести размеры своих комнат с предметами мебели и общей отделкой.
Например, Галина Павловна считала, что в этой Гостиной все прекрасно сочетается между собой. Однако, на мой взгляд, это помещение просто заставлено разностильной мебелью.
А в этой комнате видна попытка собрать в одном месте предметы в зелено- золотистой гамме.
Однако здесь исключительно некрасиво и чужеродно смотрится ковер справа на стене. Вполне возможно, что этот ковер дорогой и старинный, но на общем фоне он выглядит как грязное пятно.
Как уверяла Галина Вишневская, комоды из черного дуба в этой Столовой (на фото виден один из них) находились раньше в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.
Эти комоды были переданы в 1960-е годы в буфет Свердловской филармонии, откуда их впоследствии выкупил Мстислав Ростропович.
Однако хозяйка использовала эту исключительную по своей мемориальной ценности мебель для того, чтобы создать безвкусный и зловещий интерьер в стиле замка Дракулы.
Но самой не собранной по цвету комнатой выглядит спальня Галины Вишневской: на фоне кричащих стен кажется пошлым обитое розовым шелком кресло (хотя розовый цвет сам по себе не пошлый, но в этом окружении он становится таким), а бледные бежевые занавески по соседству с ярко красными обоями смотрятся как застиранные тряпочки.
Довольно странно выглядит и не гармоничная состыковка двух разных видов паркета с крупным и мелким рисунком (видна на фото слева).
Я ни в коем случае не хотел бы принизить певческий талант Галины Вишневской, которую я считаю одной из величайших оперных певиц XX века, но ее предельно высокомерное отношение к простым людям и безапелляционное навязывание другим собственного (далеко не безупречного) вкуса мне кажется мало приемлемым.