Да, я их тоже ненавижу. За свою жизнь, учась, я исписал ими десятки толстых тетрадок. И, как обычный человек, помню только формулу Ома, и закон Гука. Все остальные формулы никакого следа в моей памяти не оставили.
Вспоминается старенький профессор с пожелтевшими листочками в руке. Он на "раз-два" придумывал (переписывал со своих листочков) интеграл на половину доски, а потом на "три-четыре" его брал. Никакого математического смысла в его действиях я найти не мог. Оставалось только зубрить и готовить к экзамену шпаргалки.
Давайте вернемся к школе, к закону всемирного тяготения.
F=G⋅m1⋅m2/r²
Как известно, Ньютон сидел под деревом в саду, на голову ему упало яблоко, и его осенило! Формула эта эмпирическая, Ньютон ее ни откуда не вывел, а просто придумал. Формула описывала известные на тот момент астрономические явления. В дальнейшем, конечно, под нее подвели более солидное основание.
А теперь вопрос, учитель (скорее учительница) физики пыталась вам пояснить, почему массы умножаются, а не складываются? И почему в знаменателе именно квадрат расстояния? Думаю, предлагалось просто формулу запомнить.
Многие помнят английского астрофизика Стивена Хокинга, скончавшегося в 2018 году. Еще во время учебы в университете у него обнаружили болезнь, ведущую к параличу. Болезнь медленно прогрессировала, ученый с большим трудом мог общаться, используя движения бровей или щеки. Уход за парализованным человеком - денег не дешевое, и Хокинг решил написать научно-популярную книгу "Краткая история времени", чтобы заработать.
Как шутил сам Хокинг, каждая формула в научно-популярной книге снижает ее "читаемость" в два раза. Поэтому в книге только одна формула E=mc². Хокинг смог простым языком рассказать о о появлении Вселенной, о природе пространства и времени, чёрных дырах, теории суперструн.
И идея сработала! Книга стала бестселлером, было продано более десяти миллионов ее экземпляров.
А теперь цитата из книги нобелевского лауреата, которая называется «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Кроме шуток, не всегда удачных, в ней есть серьезные рассуждения об образовании, в данном случае в Бразилии.
Наконец, я сказал, что не понимаю, как можно получить образование при такой саморазвивающейся системе, когда одни сдают экзамены и учат других сдавать экзамены, но никто ничего не знает.
А немного раньше.
После лекции я спросил одного студента:
– Вы ведете все эти записи. Что вы с ними делаете?
– О, мы их заучиваем. У нас будет экзамен.
– А какой будет экзамен?
– Очень простой. Я могу Вам прямо сейчас назвать один из вопросов, – он заглянул в тетрадь и сказал: «В каком случае два тела считаются эквивалентными?». А ответ: «Два тела считаются эквивалентными, если равные вращательные моменты производят равные ускорения». Так что, как видите, они могли сдавать экзамены, и «учить» все это, и не знать абсолютно ничего, кроме того, что они вызубрили.
Впрочем, не всегда бывает все так печально. Дочка, когда училась в школе, ненавидела математику с ее формулами. Но ей посчастливилось попасть в Артек, хотя и не в сезон. Там проходили школьную программу. И математика не вызывала у нее отрицательных эмоций.
Думаю, дел в том, что в Артек посылали лучших преподавателей. То есть, дело не в смих по себе формулах, а в бездарных учителях, которые в них ничего сами не понимают и не способны довести материал до учеников.