В 2024 году выборы парламентов прошли в двух из десяти регионов Сибирского федерального округа (СФО) — республиках Тыва и Алтай. Сенсаций они не принесли, завершившись убедительной победой единороссов. В этом плане политический пейзаж в Сибири мало чем отличается от того, что было 10 лет назад, хотя за это время страна пережила многое — от пандемии до начала специальной военной операции.
По итогам выборов в Горном Алтае «Единая Россия» (ЕР) получила в госсобрании — эл курултае 37 мест из 41, добавив себе семь мандатов по сравнению с итогами голосования десятилетней давности. Таким образом, участие парламентской оппозиции в работе госсобрания стало совсем малозаметным.
Аналогичные результаты у партии власти в Туве, где выдвинутые ЕР кандидаты и примкнувшие к ее фракции самовыдвиженцы заняли 28 кресел верховного хурала из 32. Правда, в 2014-м тувинские единороссы располагали 31 мандатом, но это отступление можно считать чисто символическим. Другие партии по-прежнему не в состоянии повлиять на решения республиканского парламента.
В СФО с суммарным населением 16,6 млн человек входят десять субъектов федерации. В их парламентах в общей сложности 496 депутатов (от 41 в Горном Алтае до 76 в Новосибирской области). Фракции ЕР с учетом выборов в Туве и Горном Алтае теперь располагают в общей сложности 343 мандатами. Это 69,2%, то есть, более двух третей.
Помимо «Единой России» во всех сибирских парламентах представлены остальные партии, работающие в Госдуме РФ — КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» (СРЗП) и «Новые люди». Депутатов СРЗП нет в двух регионах (Туве и Хакасии), «Новых людей» — в трех (Хакасии, Алтайском крае и Республике Алтай).
Второй по числу мандатов после ЕР идет КПРФ. У нее 79 мест (больше всего в Алтайском крае — 18). ЛДПР располагает в Сибири в общей сложности 27 мандатами, шесть из которых — в законодательном собрании Новосибирской области. У СРЗП 17 депутатов в парламентах СФО, причем почти треть из них (пять человек) работают в заксобрании Алтайского края, у «Новых людей» — 14 мест.
В ряде регионов Сибири депутатами стали представители партий, не представленных в нижней палате Федерального собрания. Прежде всего, это «Коммунисты России», у которых в заксобрании Алтайского края четыре представителя, и в Омской области — три. Партия пенсионеров смогла в 2020 году провести двух депутатов в заксобрание Новосибирской области. У «Зеленых» единственный мандат на всю Сибирь в Красноярском крае, а независимые внефракционные депутаты сохранились только в двух регионах — Новосибирской области и Алтайском крае — по три.
Если сравнить расклад политических сил в сибирских парламентах с тем, что было ровно десять лет назад, то принципиальных отличий найти не удастся. В 2014 году у единороссов было 354 депутатских мандата, то есть, на 11 больше, чем сегодня.
У КПРФ десятилетие назад насчитывался 61 мандат (на 18 меньше, чем в 2024-м). Рост произошел, прежде всего, за счет выборов в заксобрание Алтайского края в 2021 году и в верховный совет Республики Хакасия в 2023-м. Часть мандатов потеряла ЛДПР, у которой в 2014 году было 33 депутата, или на шесть больше. Еще заметнее сократилось представительство справороссов. Десять лет назад у «Справедливой России» и партии «Патриоты России», которая в 2021 вошла в состав СРПЗ, было в сумме 29 мест. Партия «Новые люди», напомним, была создана в 2020 году, так что ее история насчитывает менее пяти лет.
За 10 лет с парламентской карты Сибири исчезла «Гражданская платформа». У этой партии ранее, по итогам выборов 2013 года, было два мандата в законодательном собрании Иркутской области. Меньше стало и внефракционных депутатов. Например, больше их нет в госсобрании Горного Алтая, где до выборов 2024 года существовала группа «Независимые депутаты» из пяти человек.
В 2025 году состоятся выборы заксобрания Новосибирской области. В 2026-м будут избирать депутатов еще в четырех регионах СФО.