Найти в Дзене

Кто такой Давид Бурлюк? О художнике и поэте, путешественнике и экспериментаторе.

Оглавление

Художник и поэт, путешественник, экспериментатор и просто – неординарная личность. Знакомьтесь, Давид Давидович Бурлюк (1882–1967).

Его называют отцом русского футуризма. Сочетание художественных стилей, декоративность, яркость и плотность живописной текстуры делают работы Давида Бурлюка узнаваемыми и неподражаемыми.

Портрет Маруси Бурлюк на фоне пейзажа. Бурлюк Давид Давидович, 1957 г., Картон, масло, Из фондов музея «Новый Иерусалим».
Портрет Маруси Бурлюк на фоне пейзажа. Бурлюк Давид Давидович, 1957 г., Картон, масло, Из фондов музея «Новый Иерусалим».
Игорь Грабарь описал работы художника так: «…Он художник – какой хотите! Если вам нужен реалист, то Бурлюк реалист... Вам нужен импрессионист: извольте, Бурлюк покажет вам десятки своих пленэров. Вам нужен неоимпрессионист – и таких полотен вы найдете у Бурлюка дюжины. Вам нужен кубист, футурист, стилизатор – сколько угодно, – и таких сотни. Которые же настоящие? Кто это знает! Знает ли это сам Бурлюк?..».
Фотография: Gettyimages.ru
Фотография: Gettyimages.ru

Учился Давид Бурлюк в Казанской художественной школе, затем в Одесском художественном училище. Не поступив в 1902 году в Императорскую академию художеств, продолжил учебу в Мюнхене, а в 1904 году переехал в Париж. В 1910 году вернулся в Одесское художественное училище, где и завершил художественное образование.

В это же время Давид Бурлюк начал и свое литературное творчество, столь же смелое на эксперименты, как и художественное. Поэты, вошедшие в литературное объединение, созданное Бурлюком в 1910 году, провозглашали отказ от классических традиций.

Художник и поэт Бурлюк не умел жить в жестких рамках, будь то творчество или политика, возможно, это и подвигло его к странствиям.

С 1918 года он путешествовал по Сибири и Дальнему Востоку. Во Владивостоке вдруг все заговорили об эпатажной личности. Бурлюк носил в ухе экстравагантную серьгу, ходил в брюках с разноцветными штанинами и даже разрисовывал лицо узорами, однако это не мешало ему работать в кафе «Би-ба-бо» и печататься в газете «Дальневосточное обозрение».

Крестьянин в санях. Бурлюк Давид Давидович, 1940-е – 1950-е годы. Холст, масло. Из фондов музея «Новый Иерусалим».
Крестьянин в санях. Бурлюк Давид Давидович, 1940-е – 1950-е годы. Холст, масло. Из фондов музея «Новый Иерусалим».

Япония обязана Бурлюку первой выставкой Русского искусства, которую он организовал, переехав туда в 1920 году. Сам выступал на выставке с лекциями и стихами. А Япония вдохновила художника на цикл произведений в духе традиционного японского искусства.

Поместье в Японии. Сума. Бурлюк Давид Давидович, 1921 – 1922 гг. Холст, масло. Из фондов музея «Новый Иерусалим».
Поместье в Японии. Сума. Бурлюк Давид Давидович, 1921 – 1922 гг. Холст, масло. Из фондов музея «Новый Иерусалим».

Дальше была Америка, где, живо интересуясь архитектурой, промышленностью, он разработал так называемый «радиостиль», своеобразное обращение и к прошлому, и к будущему, дабы и передать состояние совершенства и завершенности мира посредством искусства.

В 30-х годах Бурлюк обращается к сюрреализму, а его поздние работы часто выполнены в духе наивного реалистического искусства и навеяны детскими впечатлениями, национальными колоритными сценами родины. И хотя академическая манера творчества Бурлюка постепенно вылилась в многочисленные эксперименты с художественными стилями, он никогда не отказывался от обращения к приемам реализма и импрессионизма.

Удивительно, но возраст никак не сказывался на творческой активности художника. Он несколько раз приезжал в СССР, переписывался с советскими деятелями культуры, а в 1962 совершил кругосветное путешествие, результатом которого стали выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене. В России работы Давида Бурлюка впервые продемонстрировали в 1995 году на выставке в Русском музее.

Музей «Новый Иерусалим» хранит поздние работы Давида Бурлюка и его пейзажи «японской» серии.

Работы художника также находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея Гуггенхайма, музея Давида Бурлюка в Бруклине, Башкирском государственном художественного музее им. М.В. Нестерова.

Натюрморт с цветами и фруктами. Бурлюк Давид Давидович, 1956 г. Холст, масло. Из фондов музея «Новый Иерусалим».
Натюрморт с цветами и фруктами. Бурлюк Давид Давидович, 1956 г. Холст, масло. Из фондов музея «Новый Иерусалим».

#изфондовНИ #музейНовыйИерусалим #ДавидБурлюк #живопись