Художник и поэт, путешественник, экспериментатор и просто – неординарная личность. Знакомьтесь, Давид Давидович Бурлюк (1882–1967).
Его называют отцом русского футуризма. Сочетание художественных стилей, декоративность, яркость и плотность живописной текстуры делают работы Давида Бурлюка узнаваемыми и неподражаемыми.
Игорь Грабарь описал работы художника так: «…Он художник – какой хотите! Если вам нужен реалист, то Бурлюк реалист... Вам нужен импрессионист: извольте, Бурлюк покажет вам десятки своих пленэров. Вам нужен неоимпрессионист – и таких полотен вы найдете у Бурлюка дюжины. Вам нужен кубист, футурист, стилизатор – сколько угодно, – и таких сотни. Которые же настоящие? Кто это знает! Знает ли это сам Бурлюк?..».
Учился Давид Бурлюк в Казанской художественной школе, затем в Одесском художественном училище. Не поступив в 1902 году в Императорскую академию художеств, продолжил учебу в Мюнхене, а в 1904 году переехал в Париж. В 1910 году вернулся в Одесское художественное училище, где и завершил художественное образование.
В это же время Давид Бурлюк начал и свое литературное творчество, столь же смелое на эксперименты, как и художественное. Поэты, вошедшие в литературное объединение, созданное Бурлюком в 1910 году, провозглашали отказ от классических традиций.
Художник и поэт Бурлюк не умел жить в жестких рамках, будь то творчество или политика, возможно, это и подвигло его к странствиям.
С 1918 года он путешествовал по Сибири и Дальнему Востоку. Во Владивостоке вдруг все заговорили об эпатажной личности. Бурлюк носил в ухе экстравагантную серьгу, ходил в брюках с разноцветными штанинами и даже разрисовывал лицо узорами, однако это не мешало ему работать в кафе «Би-ба-бо» и печататься в газете «Дальневосточное обозрение».
Япония обязана Бурлюку первой выставкой Русского искусства, которую он организовал, переехав туда в 1920 году. Сам выступал на выставке с лекциями и стихами. А Япония вдохновила художника на цикл произведений в духе традиционного японского искусства.
Дальше была Америка, где, живо интересуясь архитектурой, промышленностью, он разработал так называемый «радиостиль», своеобразное обращение и к прошлому, и к будущему, дабы и передать состояние совершенства и завершенности мира посредством искусства.
В 30-х годах Бурлюк обращается к сюрреализму, а его поздние работы часто выполнены в духе наивного реалистического искусства и навеяны детскими впечатлениями, национальными колоритными сценами родины. И хотя академическая манера творчества Бурлюка постепенно вылилась в многочисленные эксперименты с художественными стилями, он никогда не отказывался от обращения к приемам реализма и импрессионизма.
Удивительно, но возраст никак не сказывался на творческой активности художника. Он несколько раз приезжал в СССР, переписывался с советскими деятелями культуры, а в 1962 совершил кругосветное путешествие, результатом которого стали выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене. В России работы Давида Бурлюка впервые продемонстрировали в 1995 году на выставке в Русском музее.
Музей «Новый Иерусалим» хранит поздние работы Давида Бурлюка и его пейзажи «японской» серии.
Работы художника также находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея Гуггенхайма, музея Давида Бурлюка в Бруклине, Башкирском государственном художественного музее им. М.В. Нестерова.
#изфондовНИ #музейНовыйИерусалим #ДавидБурлюк #живопись