Найти в Дзене
Градач

Косвенные издержки автомобиля: как пешеходы оплачивают комфорт автомобилистов?

Эксплуатация личных автомобилей в городах, приводит к значительным косвенным издержкам для городского бюджета. Эти расходы не всегда очевидны и нередко их несут городские бюджеты, а следовательно и те граждане, которые автомобилем не пользуются. Рассмотрим основные виды таких косвенных затрат. По данным исследования, в российских городах, в 4–10 раз выше потеря времени в пробках на одну поездку для жителей крупных и крупнейших агломераций в сравнении с сопоставимыми по населению зарубежными городами в соответствии с индексом загруженности дорог. Пробки приводят к потерям времени и снижению производительности труда. Город теряет потенциальные доходы из-за снижения экономической активности. Так, согласно исследованию, средний автомобилист в Новосибирске проводит в пробках 37 минут в день, что составляет около 140 часов в год. При средней зарплате в 54 тысячи рублей на начало 2023 года это создает ущерб для экономики города в 27 миллиардов рублей. Пробки негативно сказываются и на бизнесе
Оглавление

Эксплуатация личных автомобилей в городах, приводит к значительным косвенным издержкам для городского бюджета. Эти расходы не всегда очевидны и нередко их несут городские бюджеты, а следовательно и те граждане, которые автомобилем не пользуются. Рассмотрим основные виды таких косвенных затрат.

1. Заторы и снижение экономической эффективности

По данным исследования, в российских городах, в 4–10 раз выше потеря времени в пробках на одну поездку для жителей крупных и крупнейших агломераций в сравнении с сопоставимыми по населению зарубежными городами в соответствии с индексом загруженности дорог.

Пробки приводят к потерям времени и снижению производительности труда. Город теряет потенциальные доходы из-за снижения экономической активности. Так, согласно исследованию, средний автомобилист в Новосибирске проводит в пробках 37 минут в день, что составляет около 140 часов в год. При средней зарплате в 54 тысячи рублей на начало 2023 года это создает ущерб для экономики города в 27 миллиардов рублей.

Пробки негативно сказываются и на бизнесе, особенно в сфере логистики и доставки. Задержки в поставках товаров и услуг могут привести к снижению конкурентоспособности компаний и увеличению операционных расходов. Так, крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, среднее время доставки курьеров в часы пик может увеличиваться на 30–50%, аналогичные эффекты могут влиять и на производственные линии, логистические компании.

2. Неэффективное использование городского пространства

Большие площади, отведенные под дороги и парковки, могли бы использоваться для общественных пространств, парков и других объектов, повышающих качество жизни горожан. Каждый автомобиль занимает около 25 кв. м площади под собой для парковочного места и маневрирования при заезде на него. Это площадь, в случае, если парковка открытая, требует покрытия асфальтом 50 кв. м чтобы хранить автомобиль ночью у дома и в течение дня, у рабочего места. Также эти 25 кв. м асфальта требуются для каждого объекта деловой и коммерческой застройки, отнимая полезную площадь для размещения новых объектов строительства или благоустройства, пешеходных зон.

Все мы видели эту визуализацию места, которое занимает на дороге одно и то же количество людей, передвигающихся на автомобилях и на автобуса/велосипедах. Так вот Департамент транспорта Москвы отмечает, что на автомобильный транспорт приходится около 95% занимаемого пассажирским транспортом городского пространства.

Та самая визуализация места, которое займут 60 человек на дороге в зависимости от вида транспорта.
Та самая визуализация места, которое займут 60 человек на дороге в зависимости от вида транспорта.

3. Загрязнение окружающей среды

Автомобильные выбросы способствуют ухудшению качества воздуха, что негативно сказывается на здоровье жителей. Загрязнение воздуха и шумовое загрязнение от транспорта увеличивают заболеваемость среди населения, что приводит к росту расходов на медицинское обслуживание. Городские власти вынуждены инвестировать в экологические программы и медицинские услуги для борьбы с последствиями загрязнения.

Согласно данным, личный автомобиль является главным источником загрязнения воздуха в крупнейших агломерациях, на который приходится более чем 30 процентов общего объема выбросов в атмосферу, в г. Москве - более 90 процентов. Основными вредными веществами, создаваемыми движением автомобильного транспорта являются взвешенные частицы (PM2.5-10), оксиды азота (NOx) и серы (SO2) и др. Это приводит к увеличению случаев респираторных заболеваний, аллергий и сердечно-сосудистых проблем среди жителей. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязнение воздуха является одной из ведущих причин преждевременной смертности в мире.

Городские власти вынуждены инвестировать значительные средства в экологические программы, направленные на мониторинг и улучшение качества воздуха. Так, под данным Росстат, прирост затрат на охрану атмосферного воздуха и защиту окружающей среды от шума и вибраций составил от 170% до 218% за последние 10 лет.

Данные Росстат по затратам на охрану окружающей среды.
Данные Росстат по затратам на охрану окружающей среды.

4. Снижение туристической привлекательности

Туристы, не знакомые с местными особенностями дорожного движения, могут быть особенно уязвимы, что снижает их чувство безопасности и комфорт пребывания в городе. Согласно данным, в российских городах в 1,5–2 раза выше уровень смертности в дорожно-транспортных происшествиях в крупных и крупнейших агломерациях в сравнении с сопоставимыми зарубежными городами.

Пробки и заторы на дорогах затрудняют передвижение по городу, увеличивая время в пути к достопримечательностям и местам размещения. Шумовое загрязнение снижает комфорт пребывания, особенно в исторических и культурных зонах, где туристы ожидают спокойной атмосферы. Переполненные автомобилями улицы, особенно в исторических центрах, могут портить внешний вид города. Парковки, занятые автомобилями, и загруженные дороги отвлекают внимание от архитектурных и культурных достопримечательностей, снижая общее впечатление от посещения.

Плохая экологическая обстановка и транспортные проблемы могут отпугивать туристов, что снижает доходы города от туристической отрасли, которая, по данным Росстат, составляет около 2,8% страны.

Статистический бюллетень Росстата ко всемирному дню туризма 2024
Статистический бюллетень Росстата ко всемирному дню туризма 2024

Заключение

Любое транспортное решение это сделка, в которой мы отдаем приоритет одному виду передвижения перед другим. Городская политика может по ряду причин пересматривать кому отдается приоритет и почему. Никто не заставит Вас ездить на работу на велосипеде, но создать систему стимулов отказаться от личного авто в пользу общественного транспорта город может.

Многие города мира пересматривают свои подходы к использованию городского пространства, стремясь уменьшить зависимость от личного автотранспорта. Например, в Портленде, Миннеаполисе и Остине были отменены требования к минимальному количеству парковочных мест при строительстве новых объектов, что позволило более эффективно использовать городскую территорию и стимулировать развитие общественного транспорта. Некоторые города идут по обратному пути - устанавливая максимальное количество парковочных мест для новых объектов строительства, чтобы тем самым снизить нагрузку на дорожную инфраструктуру.

Автомобиль безусловно нельзя списывать со счетов как основной вид передвижения, который позволяет городам расти в ширь. Всё же, за одно и то же время в пути, горожанин на автомобиле преодолеет значительно большее расстояние, а значит и может оставаться экономически активным агентом, живя дальше от места непосредственного приложения труда, при этом оставаясь в комфорте. Именно благодаря развитию автомобилестроения и развитию дорожной инфраструктуры был возможет бурный рост городов в 20 веке. Может ли век 21 предложить автомобилю альтернативу?

Читайте также:

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это позволит алгоритмам "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации других каналов, которые пишут на те же темы!