Найти в Дзене

Зинаида Гиппиус: письма о любви и литературе

К 155-летию поэта, критика и мемуариста В 2018 году старейшая отечественная книжная серия «Литературное наследство» пополнилась первой из двух книг тома, посвященного эпистолярному наследию Зинаиды Николаевны Гиппиус (Мережковской) - одной из основательниц русского символизма, прозаика, драматурга, яркого поэта, влиятельного критика и интереснейшего корреспондента. Вторая книга вышла в свет спустя три года, но, к сожалению, в руки мне не попала, поэтому здесь расскажу только о первой.
Академическое издание энциклопедического формата посвящено переписке Гиппиус за период с середины 90-х годов XIX века до последней эмиграции Мережковских в конце 1919 г. Оно являет читателю Зинаиду Гиппиус, скорее, в жизни, нежели в литературе, хотя и были они, конечно, нераздельны. Но, пожалуй, далеко не во всех случаях слиянны. Семь эпистолярных блоков, неравномерных по объему, представляют собой как бы и несколько литературных жанров: от больших любовных романов (переписка с Н. Минским и Д. Философов

К 155-летию поэта, критика и мемуариста

В 2018 году старейшая отечественная книжная серия «Литературное наследство» пополнилась первой из двух книг тома, посвященного эпистолярному наследию Зинаиды Николаевны Гиппиус (Мережковской) - одной из основательниц русского символизма, прозаика, драматурга, яркого поэта, влиятельного критика и интереснейшего корреспондента. Вторая книга вышла в свет спустя три года, но, к сожалению, в руки мне не попала, поэтому здесь расскажу только о первой.

Зинаида Николаевна ГИППИУС  (20 ноября 1869 - 9 сентября 1945)
Зинаида Николаевна ГИППИУС (20 ноября 1869 - 9 сентября 1945)


Академическое издание энциклопедического формата посвящено переписке Гиппиус за период с середины 90-х годов XIX века до последней эмиграции Мережковских в конце 1919 г.

Оно являет читателю Зинаиду Гиппиус, скорее, в жизни, нежели в литературе, хотя и были они, конечно, нераздельны. Но, пожалуй, далеко не во всех случаях слиянны. Семь эпистолярных блоков, неравномерных по объему, представляют собой как бы и несколько литературных жанров: от больших любовных романов (переписка с Н. Минским и Д. Философовым), бытовых и окололитературных повестей (переписка с А.С. Сувориным и Ф. Сологубом), блестящей новеллы о трудностях вхождения в литературу молодого автора (переписка с П.И. Вейнбергом) - и до менее интересных широкому читателю новелл из жизни русских декадентов с философическим и отчасти гомоэротическим уклоном (соответственно письма к В. Гиппиусу и П. Соловьевой (Allegro)).

Наиболее яркое художественное впечатление (о таковом вполне можно говорить, коль скоро мы уже отнесли эпистолярные блоки к литературным жанрам) оставляют декадентский роман в письмах с Николаем Минским, а также переписка двух сочувственно относящихся друг к другу символистов (с Федором Сологубом) и небольшой, но очень живой блок переписки лишь входящей в литературу Гиппиус с мэтром Петром Вейнбергом.

Первый из них (роман с Минским), быть может, ярче всех прочих представляет Зинаиду Гиппиус в жизни - мучительницу и мученицу в любви и словесности, обладавшую яркой внешностью, цепким умом, властным характером, разнообразными литературными дарованиями, но не гениальностью, не способностью принести счастье кому-нибудь из своих спутников, а равно и самой себе.

Письма Н. Минского - не самого крупного поэта эпохи русского декаданса - сказанное подтверждают: именно они, по-моему, и позволяют отнести этот эпистолярный блок к жанру романа.

Роман с Д. Философовым - больше бытовая, чем любовная история, скорее даже история болезни двух безмерно одиноких даже в «тройственном союзе», стремящихся к любви и вере, но безнадежно не способных ни к тому, ни к другому, утопающих в мелочах публицистов. Именно так: не писателей, тем более не поэтов, а публицистов.

Интересно еще вот что: читая подряд письма этих двух больших блоков, все больше и больше сочувствуешь не Гиппиус, а именно ее корреспондентам, задыхающимся в чаду капризов, сгибающимся от неуступчивости спутницы, но и годами, даже десятилетиями не могущих оторваться от ее властного магнетизма.

Иное дело - переписка с Сологубом, личностью более сильной, писателем, а тем паче - поэтом намного более крупным, нежели все гиппиусовские корреспонденты этой книги, к тому же неподвластным ее женским чарам. Именно эта переписка, пожалуй, наиболее явственно определяет истинное место Зинаиды Гиппиус среди писателей-символистов. Подчеркиваю: не литераторов, а писателей.

Подтверждает же это впечатление с житейской стороны - переписка с Петром Вейнбергом, человеком и литератором иного поколения, «шестидесятником», остроумцем, одновременно и по-мужски и по-стариковски доброжелательно, но как бы и свысока поглядывающим на декадентские закидоны и символистские загогулины одаренной красотки.

Таковы, по-моему, наиболее яркие части эпистолярия Зинаиды Гиппиус, вошедшие в эту книгу. Основные ее темы: любовь и невозможность любви, «наполеоновские» заводы с журналами, в том числе с изданием «Нового пути», скандалы вокруг религиозно-философских собраний.

Вторая книга обещает быть еще интереснее и, вероятно, ближе к собственно литературе, не только потому, что «всё миновалось, молодость прошла», но и потому, что в эмиграции голос Зинаиды Гиппиус, умудренной летами, звучал если не громче, то в определенный период значительнее, а корреспондентами ее были Георгий Адамович, Ремизовы, Андрей Белый и другие корифеи серебряного века. Нсли мне удастся найти и прочесть вторую книгу, я непременно о ней расскажу читателям нашего канала.

В заключение необходимо сказать о самом высоком, воистину академическом уровне подготовки текста и комментария, особенно же - пространных, зачастую исчерпывающих тему вступительных статей, подготовленных публикаторами эпистолярных блоков и прежде всего составителями тома Н.А. Богомоловым и М.М. Павловой.

© Виктор Распопин

Иллюстративный материал из открытых сетевых ресурсов, не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.