Сегодня специализированным программным обеспечением пользуются во всех отраслях, в том числе на промышленных предприятиях. Такие решения оптимизируют работу производственных линий, облегчают логистику, повышают качество бизнес-процессов. Большая часть такого ПО поставлялась из-за рубежа. Теперь же промышленность остро нуждается в отечественных аналогах. Как же сегодня обстоят дела с импортозамещением промышленного ПО?
Говорили давно, но зашевелились только сейчас
Многие, наверняка, помнят, что разговоры о замещении иностранных продуктов, в том числе промышленного программного обеспечения, начались еще в 2014 г. Но тогда санкции были слабыми, и российские предприятия продолжали получать ПО и оборудование от зарубежных поставщиков. Мы получали товар, они – деньги, и всех все устраивало. Поэтому сколько-нибудь серьезных усилий по импортозамещению в этой области никто не предпринимал.
Но сегодня ситуация изменилась драматически. Новое промышленное ПО не поставляется, а старое остается без обновлений и техподдержки. Все это спровоцировало уже реальный интерес к разработке собственных альтернатив зарубежным решениям. И кое-какие шаги уже были сделаны.
Во-первых, российские власти выделяют немалые деньги на различные проекты по импортозамещению. В 2022 г. правительство создало 35 индустриальных центров компетенций (ИЦК). Это такие консорциумы, которые должны координировать и ускорять разработку ПО, программно-аппаратных комплексов и других цифровых решений для различных отраслей.
Во-вторых, отечественные предприятия берут на себя новую роль. Раньше они выступали исключительно в качестве потребителей таких решений. Сейчас они вынуждены брать на себя роль разработчиков и в перспективе поставщиков промышленного ПО. Конечно, делают они такие решения прежде всего для себя, но кто же откажется от возможности монетизировать продукт – будь то в РФ или за рубежом.
Готовы ли российские разработчики взяться за импортозамещение?
Россия уже более двух лет находится под серьезными санкциями. Казалось бы, у разработчиков было немало времени, чтобы предоставить первые результаты. Однако, если простые решения сделать нетрудно, то сложные продукты требуют больше ресурсов и времени. Помимо самой разработки необходимо протестировать решение, довести его до ума и, наконец, внедрить. Одного или даже двух лет для этого недостаточно.
Кроме того, в нашей стране сложно планировать долгосрочные проекты. В 2022 г. компании просто не понимали, как долго страна будет находиться под санкциями, и потому не горели желанием вкладываться в разработку отечественных решений. В прошлом году, по-видимому, произошел некий перелом, осознание того, что зарубежное ПО заменить нечем, а значит, пора разрабатывать свое. И сегодня компании готовы пробовать вкладываться в подобные проекты – особенно если разработку хотя бы частично финансирует государство.
Впрочем, сказанное не относится к очень крупным игрокам, которые могут разрабатывать промышленное ПО прежде всего для себя и в качестве подстраховки.
Например, Т1 – крупный отечественный интегратор – сейчас намеревается зайти на отечественный рынок CAD-систем. Компания сформировала собственный департамент продуктовой разработки и создает продукт класса CAE, который заменит решения иностранных поставщиков – Ansys, Simcenter Star-CCM+, Simcenter 3D и др.
Говоря проще, свято место пусто не бывает. С уходом иностранных вендоров на рынке освобождаются целые ниши. И пусть российские разработчики находятся лишь в начале пути, рано или поздно конкурентоспособные аналоги будут созданы.
Что уже доступно российским промышленникам?
В каталоге совместимости российского программного обеспечения представлено немало отечественных аналогов зарубежного ПО для различных отраслей, в том числе нишевых продуктов. Есть решения, которые не попали в этот перечень. Однако, говорить о достижении цифрового суверенитета еще рано.
В Минэкономразвития считают, что уход иностранных вендоров из РФ – это позитивная ситуация для отечественных разработчиков. Отчасти мы с такой оценкой согласны. Нет ничего плохого в том, что в России появится свое промышленное ПО, которое, возможно, даже удастся экспортировать в другие страны. Однако, в каком-то смысле мы просто заменяем то, что было создано до нас, и ничего принципиально нового не разрабатываем. Впрочем, если наши решения окажутся лучше или дешевле зарубежных аналогов, то это уже другой разговор.
В каких сегментах не хватает качественного промышленного ПО?
Те или иные проблемы, связанные с отсутствием российских аналогов специализированного ПО, есть в любом сегменте экономики. Но особенно остро нехватка отечественных решений ощущается в узких нишах с уникальной спецификой.
Мы общались с представителем компании, работающей как раз в такой нише. Сейчас предприятие пользуется сложным многомодульным решением от американского вендора. Оно позволяет управлять не только производственными линиями, но и бизнес-процессами. Так сложилось, что в данной нише это чуть ли не единственное ПО подобного уровня, притом довольно устаревшее. А современных альтернатив нет – не только в России, но и в мире. После введения санкций компания осталась без техподдержки и обновлений ПО. Пока работоспособность решения удается поддерживать, но руководство всерьез подумывает о разработке собственной альтернативы.
Подобный проект потребует больших вложений. С другой стороны, в России есть специалисты с достаточными знаниями и опытом, чтобы создавать такие решения.
Выбор стратегии
Сейчас мы можем пойти тремя путями. Первый – создавать как можно более специализированное ПО. Второй – разрабатывать максимально универсальные решения. Но оба варианта являются крайностями. Универсальные решения не подходят для узких отраслей с уникальной спецификой. Если же каждое предприятие начнет создавать нишевое ПО для собственных нужд, то мы слишком распылим ресурсы. Поэтому лучше пойти третьим путем и попытаться соблюсти баланс между этими двумя стратегиями.
Гранты и поддержка от государства
С одной стороны, государственная поддержка облегчает и ускоряет импортозамещение промышленного ПО. С другой стороны, а что дальше? Недостаточно просто профинансировать создание решения. После разработки продукт необходимо поддерживать и обновлять, а это тоже расходы. И если создаваемое ПО не сулит прибыли, такие проекты мало кому будут интересны.
Многих потенциальных поставщиков останавливают и другие факторы – в частности непонимание рынков сбыта и неясные долгосрочные перспективы. Сколько клиентов можно заполучить? На какую прибыль можно рассчитывать? Отечественный рынок мал, а ближнее зарубежье вряд ли заинтересуют российские разработки при наличии проверенных зарубежных аналогов.
Впрочем, сейчас предприятия прощупывают рынки дружественных стран – в том числе при поддержке правительства. И если нам удастся заинтересовать иностранных потребителей, то возможность экспортировать промышленное ПО за рубеж станет не меньшим стимулом, чем государственные гранты.