Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Наши барды: коллективное творчество (Берковский +)

Здравствуйте! С вами Михаил Акимов. Да, всё так. Мы привыкли, что если песня бардовская, то слова и музыка - одного и того же человека. Нет, в большинстве случаев это так, безусловно, но бывают и отхождения от общей схемы. Для своей статьи я выбрал песни разных авторов текста и музыки, и только присутствие одного человека неизменно – Виктора Берковского. Но если назвать полный круг, это будет так: Виктор Берковский – Михаил (Морис) Синельников – Юрий Визбор – Дмитрий Сухарев – Татьяна и Сергей Никитины. Замыслы такого творческого союза решались чаще всего следующим образом: автором текста был Визбор, а за музыку отвечали Берковский и Никитин. Но и варьировалось это сочетание постоянно – кроме Берковского. И тогда получалось, что у каждой сочинённой ими песни была своя история. Музыка Берковского и Никитина, слова Юрия Визбора. Вначале была песня с той же музыкой, но на стихи Дмитрия Сухарева. Визбор, неутомимый путешественник на всех видах транспорта, почувствовал некое несоответстви
Оглавление

Здравствуйте! С вами Михаил Акимов.

Да, всё так. Мы привыкли, что если песня бардовская, то слова и музыка - одного и того же человека. Нет, в большинстве случаев это так, безусловно, но бывают и отхождения от общей схемы.

Для своей статьи я выбрал песни разных авторов текста и музыки, и только присутствие одного человека неизменно – Виктора Берковского.

Виктор Берковский.
Виктор Берковский.

Но если назвать полный круг, это будет так: Виктор Берковский – Михаил (Морис) Синельников – Юрий Визбор – Дмитрий Сухарев – Татьяна и Сергей Никитины.

Замыслы такого творческого союза решались чаще всего следующим образом: автором текста был Визбор, а за музыку отвечали Берковский и Никитин. Но и варьировалось это сочетание постоянно – кроме Берковского. И тогда получалось, что у каждой сочинённой ими песни была своя история.

Ночная дорога

Музыка Берковского и Никитина, слова Юрия Визбора.

Вначале была песня с той же музыкой, но на стихи Дмитрия Сухарева. Визбор, неутомимый путешественник на всех видах транспорта, почувствовал некое несоответствие и написал свой текст. Произведение получило название «Ночная дорога» и часто исполнялось этим кругом друзей: Визбор, Берковский и Никитины.

Интересно, что музыка Берковского и Никитина к этой песне писалось раздельно, по кускам (Берковский назвал это «компотом»).

Визбор высоко ценил Берковского и Никитина как композиторов, часто обращался к ним, когда надо было писать песню для фильма, а сам он мелодию написать не решался. И даже рекомендовал их в этом качестве другим людям.

Когда Вениамин Смехов в поисках композитора для спектакля «Али-Баба и сорок разбойников» размышлял, выбирая между членами Союза композиторов, Визбор сказал ему:

Не мучайся, вот есть такой композитор Берковский-Никитин, у него получится, поверь моему чутью!

Вероятно, образ сигареты в песне появился под влиянием реального случая. Визбор с друзьями поздним вечером ехал в такси из Севастополя, у них закончились сигареты. Водитель из местных знал, куда нужно заехать: чуть в стороне от трассы находился ресторан «Шайба».

В ресторане какой-то парень играл на гитаре и пел по-английски. Играл великолепно. Визбор, с его тонким музыкальным слухом и отменным знанием современной музыки — джазовой, гитарной, эстрадной, — сразу это понял и оценил. Он в изумлении застыл с купленной пачкой сигарет в руке. И вместо того чтобы тотчас сесть опять в машину и ехать себе дальше по вечерней приморской трассе в Ялту, компания осталась в ресторане и просидела почти до закрытия. Визбор весь вечер слушал музыку.

На далёкой Амазонке

У песни «На далёкой Амазонке» тоже своя история. Текстом для песни стало стихотворение Редьярда Киплинга в переводе Маршака. Таким образом, Виктор Берковский и его друг Михаил Синельников выступают в ней в качестве только композиторов.

«Увижу ли Бразилию до старости моей?» Из биографии Киплинга следует, что в старости он Бразилию действительно посетил!

Первотолчок к написанию песни дала трёхлетняя девочка Инга. На острове Хортица (река Днепр; не Амазонка, но тоже большая) она подошла к бардам Берковскому и Синельникову и попросила их написать песню, протянув сборник с переводами Маршака. Книга была открыта на странице с «Далекой Амазонкой».

Такая просьба маленькой девочки, по-видимому, произвела огромное впечатление на бардов: песня была написана за 5 минут! Рефрен и запев придумал Берковский, а припев – Синельников.

Позднее Татьяна и Сергей Никитины спели её для мультфильма режиссера Ивана Уфимцева «Ежик плюс черепаха». Хотя, конечно же, песня живёт и своей собственной жизнью.

Под музыку Вивальди

У этих двух песен, что я привёл выше, действительно очень простая мелодика. Такую и на самом деле можно написать за пять минут. А вот в песне «Под музыку Вивальди» всё уже на самом высоком и серьёзном уровне! Недаром Поль Мориа, услышав на концерте Никитиных в Центральном Доме работников искусств, был ею просто очарован и попросил её ноты, добавив: «Без этой музыки я не уеду!»

И через два месяца во Франции вышла пластинка «Dans les yeux d’Emilie»

Музыка (её написали Берковский и Никитин) действительно прекрасна, и энтузиазм Мориа понятен. Однако мимо него, по всей видимости, пролетела её литературная составляющая! А она тоже хороша, но и это ещё не всё. Здесь мы видим как раз тот счастливый случай, когда музыка и стихи хороши и по отдельности, а вместе – они становятся шедевром. Редкостное слияние формы и содержания!

Текст песни написал Александр Величанский, поэт и переводчик.

Саму же песню в исполнении Никитиных использовал режиссёр Пётр Фоменко в своём фильме «Почти смешная история». А Сергей и Татьяна постоянно пели её на своих концертах.

Приношу свои извинения за то, что в караоке немножко схалтурил. Моя программа для создания караоке заглючила и не брала последнюю строку текста. После двух десятков безуспешных попыток я сдался и упрямую строку дописал в видеоредакторе. Вообще-то я себе не позволяю публиковать что-то, где есть косяки. Но песня-то уж очень хорошая! И мне захотелось её поставить.

А программу завтра переустановлю.

Под музыку Вивальди. Музыка Берковского и Никитина, слова А. Величанского. Фонограмма – Сергей Курчевский, караоке – Михаил Акимов.

До свиданья, дорогие!

Заключительная песня сообщества «Берковский +» (я имею в виду – заключительную в этой статье) в этом плане символическая. Она называется «До свиданья, дорогие!»

Слова песни написал Юрий Визбор на заказ к фильму «Морские ворота». Вот как рассказывал об этом Виктор Берковский:

Однажды позвонил Юрий Визбор и пригласил нас с Серёжей Никитиным к себе. Срочно. Когда мы пришли, Визбор сообщил, что ему заказали песни к новому телевизионному фильму «Морские ворота»; стихи он уже написал, а музыку предлагает написать нам.
Дело в том, что композитором фильма оказался Вениамин Баснер, и Юра поэтому не рискнул писать музыку сам, решив, что мы это сделаем более профессионально. Времени оставалось — одна неделя, да ещё у меня на эту же неделю пришлась командировка в Челябинск. В общем, «До свиданья, дорогие» мы дописывали в машине, когда ехали к Визбору сдавать работу.

Фильм этот сейчас помнят немногие, а вот песня – очень даже жива! Её часто исполняют на Грушинском фестивале: той самой Поляне, которой Визбор посвятил одну из своих песен, и к которой относился трепетно очень.

Мне приходилось читать в Сети критику об исполнении этой песни: она, мол, по сути своей грустная очень, говорится об ушедших друзьях, а они её поют бесшабашно да ещё и подпрыгивают.

Я давно уже научился не обращать внимания на такие сетевые публикации. Вообразит автор себе что-то и с гневом обрушивается. В песне ни слова не сказано о том, что люди ушли от нас в мир иной. Просто – ушли, так бывает. С чего бы тогда автор желал им ни пуха ни пера, будь это не так?

Я и сам пою эту песню таким же образом: весело и бесшабашно.

До свиданья, дорогие! Музыка Берковского и Никитина. Слова Ю. Визбора

Краткая биографическая справка:

Виктор Семёнович Берковский (1932-2005), советский и российский бард, композитор, работник образования, кандидат технических наук, металлург, профессор.
За заслуги в области образования он удостоен звания «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Бонус. Мы строим БАМ

Сегодня для бонуса выбрал песню «Мы строим БАМ». Песен о БАМе одномоментно вышло очень много. Но лично на меня ни одна, кроме этой, впечатления не произвела. Все были какие-то нудные и неинтересные, а

Слышишь, время гудит – БАМ!
На просторах крутых – БАМ!

к тому же ещё по своей стилистике и музыкальной составляющей напоминала песню «Партия – наш рулевой».

А вот «Мы строим БАМ» - совсем другое дело! Современная (тогда была) по музыке, реальные слова: тоже о работящем нашем народе, но даже это не раздражало, потому что было сказано без пафоса и надрыва. Просто – констатация факта: «Скалы и чащи – всё он пройдёт, наш работящий смелый народ». Мол, пройдёт – и баста! Ничего расшифровывать не будем!

Мелодия хорошая, музыка ритмичная. Ну, так и пели мы из всех БАМовских только её.

Мы строим БАМ. Музыка З. Бинкина, слова В. Петрова.

Светлана Дьяконова: Спасибо Михаилу за такой чудесный рассказ и не менее интересные караоке!

А сегодня мне хочется поздравить с днём рождения нашего уважаемого Алекса Рода.

Вот здесь ссылка на его работы:

Александр Родионов | Светлана Дьяконова | Дзен

Желаю здоровья, творчества, любви, свершения желаний и вечного оптимизма!

Барды
3041 интересуется