Можно ли покорить Китай, эту древнейшую, самобытную цивилизацию, нередко представляющуюся нам, в России, инопланетной? Тем более - одному человеку? Скажут, немыслимо! И ошибутся. Русская музыка собирает в Китае огромные залы. Русская классика, лучшие произведения современных авторов находят немалое количество читателей. В век постмодернистской игры ума и изощренных электронных подделок к русской культуре привлекает Подлинность.
Творческие люди Приморья, далекие от модных салонов и светских столичных тусовок, пользуются особой любовью и популярностью в Китае. Вот только что вернулся оттуда Александр Бурнаевский, инженер, преподаватель Дальневосточного Федерального университета, поэт и бард. Он буквально заворожил аудиторию, приняв участие в международном музыкальном фестивале-конкурсе в г.Янцзи, где исполнил две своих песни и занял первое место, став лауреатом.
Своя удивительная судьба у художника Владимира Листрового.
Самость, самостояние, индивидуальность всегда и везде, но особенно в искусстве, высоко почитаемы и ценятся... Теми, для кого творчество - не бизнес, не развлечение, не повод удовлетворить тщеславие, прославиться, не важно, какой ценой…
Бывает, в музейном зале, среди многих полотен вдруг выделяешь одно, совсем не пафосное, не масштабное, тихое - пейзаж: спящая речка в снегу, деревенька, лодка на отмели… Сколько таких по России… Что же приковало твой взгляд? Тяга художника к «своим» местам на всем огромном белом свете, которые больше, чем любит, душой живет там или видит их внутренним зрением, возможно, даже издалека… Наверное, у многих из нас есть в жизни такие места, деревушки, городские дворы… Сегодня никуда не наездишься… ПЕРЕДВИЖЕНИЯ затруднительны, открытия новых «земель» невозможны, а мечты несбыточны... Но, как говорили древние: «ВСЁ ГЛАВНОЕ В ТЕБЕ САМОМ».
Речь здесь о власти культурной, творческой, неагрессивном влиянии «мягкой силы» искусства, способной вызвать эффект породнения впечатлений, идей и воспоминаний у самых разных людей и народов, связывая их красотой и любовью.
Как никогда актуален подобный подход ко всему, подход Культуры, которая единственно способна формировать взгляды людей на мир на основе духовного знания, красоты и добра. Только Культура и основанное на ее заветах мировоззрение дают человеку возможность созидать и преображать окружающее, утверждать любовь, высокое отношение к труду и творчеству, понимание того, что счастье и, тем более, смысл человеческого существования не измеряются количеством – количеством НИЧЕГО.
Родившийся в деревне Смирновка Амурской области, которую на карте и не найдешь, сегодня Владимир Листровой не только почетный член Российской академии художеств, но с 2016 года – академик-секретарь Китайско-Российской академии изобразительного искусства. Его картины находятся в музеях и галереях Красноярска, Якутска, Абакана, Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, Хабаровска, Белогорска, городов Приморского края и КНР. А также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Что привлекает самых разных людей в работах русского живописца, к тому же одаренного музыкальным слухом к бытию природы? Он не пишет картины, он проживает изображаемое даже в самых простых и немудреных по сюжету полотнах, выхватывает из потока впечатлений отдельные образы, наполняет их светом, делает «точкой встречи» зрителя и картины, включает тебя в ритм живого мира, где решаются судьбы…
Корни его таланта – в деревенском детстве, без удобств и комфорта, но на воле, с рыбалкой на утренней зорьке, с охотничьими вылазками вместе с отцом в тайгу…
Поседели виски, ушел из жизни отец, практически исчезла с лица земли родная Смирновка, а он все рвется туда, к исхоженным приамурским просторам, к безвозвратно утраченным, ухоженным полям, дающим полные закрома зерна, многоголосью деревенских подворьев со множеством кур, коровами, телятами, резвыми хрюшками…
В одном из сибирских изданий пишут о нем: «Было время (но это отдельная часть биографии человека, вошедшего и выжившего в перестройку), когда писать было некогда и не на что. Выручала фотография, и эти килограммы глянцевой фотобумаги хранятся в ящиках и ящичках, еще ожидая своего часа. Вот на одном таком этапе, когда уже улеглись творческие страсти по Тянь-Шаню (замечательный поход с приморскими спортсменами-водниками по рекам Тянь-Шаня в 2002 году «завершился» 26 холстами, «сделанными» во время коротких привалов), прошли отчетные персональные выставки, а душа снова звала вперед, и появился в жизни предпринимателя и художника Владимира Листрового автопробег. По значимости (и для Володи, и для всех нас) невольно хочется писать это слово с большой буквы, потому что речь пойдет об Автопробеге, посвященном Дням славянской письменности и культуры…»…
В подобных автопробегах по Сибири и Приморскому краю было много встреч и велись жаркие споры о политике и брошенных на произвол в те трудные годы людях, о поэзии, о творчестве, о будущем страны… Завязывались тесные дружбы и важные знакомства, как, например, с замечательным поэтом Владимиром Тыцких…. Рождались кадры для будущих фотовыставок, серия «Деревья как судьбы» победила в Москве в номинации «Окружающая среда». Затем последовала серия «Храмы России», ставшая итогом путешествия по центральным районам России. А вот серия «Русские люди» была полностью составлена из фотопортретов тех, с кем познакомил Владимира Листрового автопробег 2005 года.
«Возвратившись домой лишь на новогодние праздники после международной выставки в Пекине, - пишет о нем Наталья Козырева в «Литературном меридиане», - где подводились итоги осеннего пленэра на Камчатке, Владимир Листровой вновь устремился в дорогу. Мой звонок застал его в Харбине. Только что закончилась встреча с губернатором провинции Хэйлунцзян господином Лу Хао. Речь шла, в том числе, и о том, как приблизить искусство к народу. По мнению Председателя Народного правительства провинции, являющейся нашим непосредственным соседом, «человек, который работает с людьми, должен разбираться в искусстве», уточняя, что речь идет о культуре в самом широком ее проявлении. Это обнадеживает, создавая определенную уверенность в перспективе творческого сотрудничества живописцев двух стран. Владимир Листровой, начавший в ноябре 2014 года новый передвижной проект «Страны моей просторы», по собственному опыту знает, что китайская провинция также благодарно впитывает в себя все то доброе, что несет с собой настоящее искусство».
Как же приходилось выживать художнику в первые годы дикого российского капитализма?
Вот что он сам рассказывает в интервью: «У нас был очень своеобразный «интеллигентский» бизнес, помесь предпринимательства и народных промыслов. Мне всегда все хочется попробовать своими руками. Хохломскую роспись освоил на кружках и блюдцах, обжигал их в маленькой муфельной печке, найденной в списанном хламе школьной лаборатории и собственноручно восстановленной. Недалеко от города в районе Каульской высоты нашел хорошую глину и лепил миниатюрные скульптурки-образы тех, кто поразил и запомнился какой-то неординарностью. Резал деревянные фигурки, расписывал подносы в жостовской технике, точил матрешек и деревянные кружки – такие, как в старину под квас подавали. Собрали вокруг себя резчиков (в советские времена в Лесозаводске на Уссурийском ордена Трудового Красного Знамени деревообрабатывающем комбинате целый цех сувенирный работал), а потом вязальщиц…».
Но главные жизненные впечатления формировали ежедневные встречи в автопробегах. То с десятком слушателей, а то приходили считанные единицы, заглянувшие случайно на огонек.
Говорит Владимир Листровой: «Училища, сельские клубы, скромные музейные залы, а порой и просто освещенные жарким приморским солнцем поляны перед бывшими совхозными конторами. Рассказывали сами, выслушивали рассказы старожилов, авторы читали стихи и все вместе пели под гитару. Знакомились с большими необычными семьями и одинокими стариками, оставшимися доживать в своих избенках… Попадал и под «разбор полетов», и слова одобрения выслушивал. Узнавая все новые и новые стороны жизни людей приморской глубинки, я незаметно для себя начал собирать материал к последующим сериям своих фотографий и картин».
Сегодня его уже, надеюсь, не спрашивают, как раньше: зачем, мол, ехать в глухомань, если у тебя выставки и в Пекине, и в Красноярске, и в Хабаровске. Да, он, конечно, никому ничего не обязан, если бы не ощущал внутренней потребности в общении с людьми на своей земле, и за семь «автопробежных» лет и дорог, как свидетельствует сам, приобрел множество новых друзей: «пленэры, проведенные в тех местах, где живут мои друзья, и выставки сделали мой мир ярким и насыщенным. Десятки тысяч фотографий и этюдов дают мне возможность не выходить из этого мира, продолжать чувствовать себя востребованным и при помощи кисти переносить эти чувства на холст».
Единомышленники притягиваются! Давняя дружба и творческое сотрудничество связывают Владимира Листрового с таким культурным очагом Приморья как Литературно-музыкально-художественная студия «Паруса». Художник активно участвовал в реализации студийных проектов – в благотворительной издательской программе «Народная книга», Днях славянской письменности и культуры на Дальнем Востоке.
Сегодня в библиотеках Владивостока работает уникальная выставка Владимира Сергеевича Листрового «Дорогами России», посвященная его 65-летнему юбилею. Это 95 пейзажей, созданных за последнее десятилетие в Приморье, Хабаровском крае, Хакасии, Якутии, Бурятии и на Чукотке.
Картины среди книг… Прекрасная возможность соединить в едином потоке размышлений и памяти явление Слова и живописных Образов. Таких впечатлений может хватить на целую жизнь.
Людмила Лаврова