У нас шесть детей. Четверо старших занимались, в свое время, спортом (коньки, спортивная гимнастика). Старший ходил на капуэро и баскетбол. Обязательно у всех плавание.
Средние дети посещали кружок танцев (хип-хоп), театральную группу, пели в хоре и играли на пианино.
Из всего этого, конечно, ничего серьезного и профессионального. Просто для всестороннего развития детей.
Как это помогало?
Во-первых, дети очень редко болели.
Ко всему прочему закаливанию, я их никогда не кутала. Ну, разве что, только первую зиму в Канаде. Когда, после Израиля, на нас вдруг обрушилась с неба холодная, белая, противная масса. И я сказала детям: «Это снег. И да, он существует каждую зиму».
Первую зиму они поплакали немножко от неприятных сенсорных ощущений. А потом привыкли. И стали мы их одевать, как настоящие канадцы, по принципу - замерзнут, сами оденутся. А это значит, до морозов у них ни шапок, ни варежек. Шарфов вообще в доме не держим. Пьют всегда холодное молоко из холодильника. И ходят по дому босиком в любое время года.
Старший сын мог, сидя дома в шортах, прям так в этих шортах и выйти во двор, снег чистить. При этом он мне говорил: «Мама! Ноги - не мерзнут!»
В общем, вот так вот и выросли мои старшие дети с недоматерью. При этом смогли сохранить свое богатырское здоровье)
С появлением младших, мое мировоззрение немного изменилось. Я стараюсь искусственно делать так, чтобы они меньше болели. Потому что переносят они болезни очень тяжело. Особенно Тим.
В зимнее время я даю им витамины.
Начинаю надевать им шапки и варежки раньше, чем это делала со старшими (у нас это ноябрь). Но все так же, никаких шарфов и многослойной одежды. Дома ходят босиком. Часто полуголые. Все тот же принцип - замерзнут, оденутся.
Из спорта у нас летом - бассейн. Очень часто и много. Много солнца и свежего воздуха. Босиком по траве. Купание в открытых водоемах и хождение по лесным тропам.
Зимой - коньки на крытой арене. И, с недавнего времени, оказалось возможным, одеть детей и вывести кататься на горку.
Дома мы занимаемся адаптивной физкультурой. Задания получаем от тренера онлайн и выполняем упражнения два раза в неделю. Сейчас так получается, что занимаемся каждый день. Потому что, за лето отстали.
Изначально, спорт был целью поправить эмоциональное состояние Тима. Улучшить его координацию и убрать моторную неловкость.
Занятия начинались очень сложно. Тим протестовал. Сейчас это, как будто бы совсем другой мальчик.
Он говорит мне: «Мы сделаем спорт, я почитаю по-русски, поиграю на пианино и можно взять компьютер?»
Т.е. Тим уже отлично знает свою рутину и все занятия, которые мы выполняем с ним после школы. Скоро еще добавятся коньки два раза в неделю. Никакого противостояния с его стороны нет.
Упражнения он выполняет четко. Не халтурит. Не хнычет. Не отлынивает.
И вот, моих читателей начал интересовать вопрос, а как Эля относится к занятиям спортом?
От коньков она отказалась совсем. Всю прошлую зиму просидела дома, пока мы с Тимом ездили на каток. В этом году будем пробовать снова. Зато, летом любит ролики, велосипед и бассейн.
Адаптивную физкультуру мы тоже начали внедрять в ее жизнь.
Как мы это умудряемся провернуть с двумя аут-детьми?
Мы занимаемся вместе. По очереди. Сначала Тим выполняет одно упражнение, Эля смотрит. Затем Эля выполняет, Тим отдыхает.
По дому Эля ходит, чаще всего, в трусах. Поэтому на видео занятия я не записываю. Не эстетично.
Но, если будет интерес к нашим занятиям физкультурой, то мы постараемся одеться и показать, на что стали способны)
Если сравнивать с Тимом, то с Элей, конечно, сложнее.
С одной стороны, она физически развита лучше. Ярко выраженной моторной неловкости у нее нет. Но Эля слабее Тима, как это ни странно. Потому что, когда надо, бьет она брата. Не наоборот)
В тоже время, ей тяжело работать с утяжелителями, с набивным мячом, с гантелями. Обычно, это все я заменяю ей на теннисный мячик. Устает она быстро.
Тим пыхтит, но делает. Не просит передышку. Не жалуется на усталость. Иногда только, во время какого-нибудь упражнения, может сказать, что у него болят ноги или руки.
Эля же может развернуться и уйти, не доделав занятие до конца.
— Я устала! — и это для нее значительный аргумент.
Так же, моя задача номер один, добиться послушания во время занятий с Элей. Это важно для построения наших с ней взаимоотношений.
Она все время прощупывает почву. Вот тут надо идти «змейкой», а я прямо пройду. Вот тут надо кинуть мячик, а мне надоело, я не буду его кидать. Надо идти задом, а я пойду передом. А это упражнение мне и вовсе не нравится. Я не буду его выполнять.
Вот такие у нас, примерно, с ней занятия и отношения.
Но все же, бежит заниматься с радостью.
Я только говорю Тиму, что мы идем делать спорт, Эля тут, как тут:
— О! Я тоже буду!!!
Конечно, первостепенно, я видела большие проблемы в развитии, в нарушении коммуникации, проблемы эмоционально-волевой сферы… у Тима. И все силы я бросала именно на него.
По прошествии двух лет, я увидела значительные достижения. Этим летом, например, Тим научился плавать. Он перестал бояться водных горок, прыгать с трамплина, нырять, открывать глаза под водой. В общем, показал себя молодцом.
Что не скажешь про Элю. Сейчас я вижу, что спорт необходим и ей. Но ресурса на двоих у меня не хватало. Первостепенно мне надо было сделать спорт обыденной частью жизни Тима. Теперь, когда мы добились таких результатов, что это стало для нас рутинным, можно и Элю подключать.
Причем, подключена она к нам довольно давно. Но на своих правилась.
И теперь, когда Тим проявляет терпение, усидчивость, целеустремленность, настало время начать по полной работать и с Элей.
Пока облегченным вариантом. Возможно, без утяжелителей, гантель и тяжелого мяча. Но следовать правилам. Выполнять инструкции тренера. Принимать правила и задачи, которые нам диктует каждое занятие.