Найти в Дзене
Дважды аутизм

Интересуют ли Элю занятия спортом?

У нас шесть детей. Четверо старших занимались, в свое время, спортом (коньки, спортивная гимнастика). Старший ходил на капуэро и баскетбол. Обязательно у всех плавание. 

Средние дети посещали кружок танцев (хип-хоп), театральную группу, пели в хоре и играли на пианино. 

Из всего этого, конечно, ничего серьезного и профессионального. Просто для всестороннего развития детей. 

Как это помогало? 

Во-первых, дети очень редко болели. 

Ко всему прочему закаливанию, я их никогда не кутала. Ну, разве что, только первую зиму в Канаде. Когда, после Израиля, на нас вдруг обрушилась с неба холодная, белая, противная масса. И я сказала детям: «Это снег. И да, он существует каждую зиму».

Первую зиму они поплакали немножко от неприятных сенсорных ощущений. А потом привыкли. И стали мы их одевать, как настоящие канадцы, по принципу - замерзнут, сами оденутся. А это значит, до морозов у них ни шапок, ни варежек. Шарфов вообще в доме не держим. Пьют всегда холодное молоко из холодильника. И ходят по дому босиком в любое время года. 

Старший сын мог, сидя дома в шортах, прям так в этих шортах и выйти во двор, снег чистить. При этом он мне говорил: «Мама! Ноги - не мерзнут!»

В общем, вот так вот и выросли мои старшие дети с недоматерью. При этом смогли сохранить свое богатырское здоровье)

С появлением младших, мое мировоззрение немного изменилось. Я стараюсь искусственно делать так, чтобы они меньше болели. Потому что переносят они болезни очень тяжело. Особенно Тим. 

В зимнее время я даю им витамины. 

Начинаю надевать им шапки и варежки раньше, чем это делала со старшими (у нас это ноябрь). Но все так же, никаких шарфов и многослойной одежды. Дома ходят босиком. Часто полуголые. Все тот же принцип - замерзнут, оденутся. 

Из спорта у нас летом - бассейн. Очень часто и много. Много солнца и свежего воздуха. Босиком по траве. Купание в открытых водоемах и хождение по лесным тропам. 

Зимой - коньки на крытой арене. И, с недавнего времени, оказалось возможным, одеть детей и вывести кататься на горку. 

Дома мы занимаемся адаптивной физкультурой. Задания получаем от тренера онлайн и выполняем упражнения два раза в неделю. Сейчас так получается, что занимаемся каждый день. Потому что, за лето отстали. 

Изначально, спорт был целью поправить эмоциональное состояние Тима. Улучшить его координацию и убрать моторную неловкость. 

Занятия начинались очень сложно. Тим протестовал. Сейчас это, как будто бы совсем другой мальчик. 

Он говорит мне: «Мы сделаем спорт, я почитаю по-русски, поиграю на пианино и можно взять компьютер?»

Т.е. Тим уже отлично знает свою рутину и все занятия, которые мы выполняем с ним после школы. Скоро еще добавятся коньки два раза в неделю. Никакого противостояния с его стороны нет. 

Упражнения он выполняет четко. Не халтурит. Не хнычет. Не отлынивает. 

И вот, моих читателей начал интересовать вопрос, а как Эля относится к занятиям спортом? 

От коньков она отказалась совсем. Всю прошлую зиму просидела дома, пока мы с Тимом ездили на каток. В этом году будем пробовать снова. Зато, летом любит ролики, велосипед и бассейн. 

Адаптивную физкультуру мы тоже начали внедрять в ее жизнь. 

Как мы это умудряемся провернуть с двумя аут-детьми?

Мы занимаемся вместе. По очереди. Сначала Тим выполняет одно упражнение, Эля смотрит. Затем Эля выполняет, Тим отдыхает. 

По дому Эля ходит, чаще всего, в трусах. Поэтому на видео занятия я не записываю. Не эстетично. 

Но, если будет интерес к нашим занятиям физкультурой, то мы постараемся одеться и показать, на что стали способны) 

Если сравнивать с Тимом, то с Элей, конечно, сложнее.  

С одной стороны, она физически развита лучше. Ярко выраженной моторной неловкости у нее нет. Но Эля слабее Тима, как это ни странно. Потому что, когда надо, бьет она брата. Не наоборот)

В тоже время, ей тяжело работать с утяжелителями, с набивным мячом, с гантелями. Обычно, это все я заменяю ей на теннисный мячик. Устает она быстро. 

Тим пыхтит, но делает. Не просит передышку. Не жалуется на усталость. Иногда только, во время какого-нибудь упражнения, может сказать, что у него болят ноги или руки. 

Эля же может развернуться и уйти, не доделав занятие до конца. 

— Я устала! — и это для нее значительный аргумент. 

Так же, моя задача номер один, добиться послушания во время занятий с Элей. Это важно для построения наших с ней взаимоотношений. 

Она все время прощупывает почву. Вот тут надо идти «змейкой», а я прямо пройду. Вот тут надо кинуть мячик, а мне надоело, я не буду его кидать. Надо идти задом, а я пойду передом. А это упражнение мне и вовсе не нравится. Я не буду его выполнять. 

Вот такие у нас, примерно, с ней занятия и отношения. 

Но все же, бежит заниматься с радостью. 

Я только говорю Тиму, что мы идем делать спорт, Эля тут, как тут:

— О! Я тоже буду!!!

Конечно, первостепенно, я видела большие проблемы в развитии, в нарушении коммуникации, проблемы эмоционально-волевой сферы… у Тима. И все силы я бросала именно на него. 

По прошествии двух лет, я увидела значительные достижения. Этим летом, например, Тим научился плавать. Он перестал бояться водных горок, прыгать с трамплина, нырять, открывать глаза под водой. В общем, показал себя молодцом. 

Что не скажешь про Элю. Сейчас я вижу, что спорт необходим и ей. Но ресурса на двоих у меня не хватало. Первостепенно мне надо было сделать спорт обыденной частью жизни Тима. Теперь, когда мы добились таких результатов, что это стало для нас рутинным, можно и Элю подключать. 

Причем, подключена она к нам довольно давно. Но на своих правилась. 

И теперь, когда Тим проявляет терпение, усидчивость, целеустремленность, настало время начать по полной работать и с Элей. 

Пока облегченным вариантом. Возможно, без утяжелителей, гантель и тяжелого мяча. Но следовать правилам. Выполнять инструкции тренера. Принимать правила и задачи, которые нам диктует каждое занятие.