Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

“Передвижники” – главная выставка Москвы-2024

Где: Третьяковская галерея, корпус на Кадашёвской набережной Адрес: Кадашёвская набережная, 12 До: 6 апреля 2025 Выставка «Передвижники» — первый за последние 50 лет масштабный проект, посвященный Товариществу передвижных художественных выставок, приуроченный к открытию нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. За свою более чем полувековую историю Товарищество организовало 48 передвижных выставок, в которых приняли участие более 500 художников, и было представлено более 10000 картин. Передвижники должны были специально готовить картины для каждой выставки, согласно Уставу, картина показанная где-нибудь раньше, на выставку не принималась. Следуя закрепленному в Уставе принципу «доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством», передвижники организовали 308 экспозиций в 18 городах. Первая выставка открылась в 1871 году в Санкт-Петербурге, 16 художников показали 47 произведений. Это был первый выход в свет первого в России вольного т
Оглавление

Где: Третьяковская галерея, корпус на Кадашёвской набережной

Адрес: Кадашёвская набережная, 12

До: 6 апреля 2025

Василий Поленов Мечты 1894 холст, масло
Василий Поленов Мечты 1894 холст, масло

Выставка «Передвижники» — первый за последние 50 лет масштабный проект, посвященный Товариществу передвижных художественных выставок, приуроченный к открытию нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.

Иван Шишкин Рожь 1878 холст, масло
Иван Шишкин Рожь 1878 холст, масло

За свою более чем полувековую историю Товарищество организовало 48 передвижных выставок, в которых приняли участие более 500 художников, и было представлено более 10000 картин.

Василий Поленов Московский дворик 1878 холст, масло
Василий Поленов Московский дворик 1878 холст, масло

Передвижники должны были специально готовить картины для каждой выставки, согласно Уставу, картина показанная где-нибудь раньше, на выставку не принималась. Следуя закрепленному в Уставе принципу «доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством», передвижники организовали 308 экспозиций в 18 городах.

Илларион Прянишников Жестокие романсы 1881 холст, масло
Илларион Прянишников Жестокие романсы 1881 холст, масло

Выставка очень большая, предлагаю вам программу-минимум при посещении экспозиции.

1. Познакомиться с первой выставкой Товарищества.

Первая выставка открылась в 1871 году в Санкт-Петербурге, 16 художников показали 47 произведений. Это был первый выход в свет первого в России вольного творческого содружества, руководимого самими художниками. В 1872 году выставка “передвинулась” в Москву, затем в Киев и Харьков. Кстати, сначала выставки называли не передвижные, а “подвижные”.

 Алексей Саврасов Грачи прилетели. 1871 холст, масло
Алексей Саврасов Грачи прилетели. 1871 холст, масло

И.Н.Крамской вспоминал: “Пейзаж Саврасова “Грачи прилетели” есть лучший, и он действительно прекрасный <…> душа есть только в “Грачах””.

Николай Ге Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 холст, масло
Николай Ге Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 холст, масло

Петр Великий – писал Салтыков-Щедрин, - не вытянут во весь рост, он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами, царевич Алексей не стоит на коленях, с лицом искаженным от ужаса <…> и тем не менее зритель ощущает себя свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти”.

2. Изучить портретную галерею совести нации.

Павел Третьяков заказывал художникам портреты для своей галереи, причем это никогда не были портреты царских особ, политиков или полководцев. Это были исключительно деятели культуры.

Илья Репин Автопртрет 1887 холст, масло
Илья Репин Автопртрет 1887 холст, масло

В 1881 году Репин писал П.М.Третьякову: “Портреты, находящиеся у вас <…> представляют лиц дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею…”

Василий Перов Портрет Ф.М.Достоевского 1872 холст, масло
Василий Перов Портрет Ф.М.Достоевского 1872 холст, масло

Единственный прижизненный портрет Достоевского принадлежит кисти Василия Перова. На темном фоне только два светлых пятна – голова и руки, глаза и лоб буквально излучают мысль, а сцепленные руки передают страдание и боль.

Иван Крамской Христос в пустыне. 1872 холст, масло
Иван Крамской Христос в пустыне. 1872 холст, масло

Современников, которые видели этот портрет впервые на второй передвижной выставке, поразило, что он был создан одновременно с картиной Крамского «Христос в пустыне», где почти такая же поза, сцепленные на коленях руки, углубленный в себя взгляд, концентрация энергии. Зрители были потрясены таким совпадением, где один портрет был современника, а другой – Христа.

Илья Репин Портрет М.П.Мусоргского 1881 холст, масло
Илья Репин Портрет М.П.Мусоргского 1881 холст, масло

За несколько дней до смерти Мусоргского Репин написал его портрет прямо в госпитале на фоне палатной стены. Он написал его таким, как увидел: в халате, растрепанным, с расстегнутым воротом рубашки. Репин старался показать не болезнь, а мощь одного из знаменитых композиторов «Могучей кучки», смягчая ощущение одутловатого лица (болезнь Мусоргского, как известно, была связана с увлечением алкоголем). А глаза композитора уже смотрят в небеса.

Илья Репин Отдых 1882 холст, масло
Илья Репин Отдых 1882 холст, масло

Наряду с портретами деятелей культуры создавались и семейные портреты. На одной из передвижных выставок появилась, например, картина Репина «Отдых», где изображена его первая жена Вера.

Илья Репин Стрекоза 1884 холст, масло
Илья Репин Стрекоза 1884 холст, масло

Репин в портрете своей дочери передает счастливое мгновение детства.

Василий Суриков Портрет О.В.Суриковой в детстве 1888 холст, масло
Василий Суриков Портрет О.В.Суриковой в детстве 1888 холст, масло

Портрет дочери Сурикова Ольги был написан в трагическое время, когда умерла его жена. Не случайно она изображена у печки, к которой прикасается ладошкой, девочка становится воплощением теплоты домашнего очага, сохраняющегося благодаря ей в семье.

Еще портреты с выставки в ленте.

3. Прочувствовать трагедию в исторической живописи Сурикова и Репина.

Историческая живопись у передвижников – это отражение трагедии в истории. Встаньте перед “Утром стрелецкой казни” и проследите четкую диагональ между неумолимым взглядом юного Петра и непримиримым даже перед лицом скорой смерти взглядом рыжебородого стрельца с горящей свечой. Этот поединок взглядов держит композицию всей картины.

Василий Суриков Утро стрелецкой казни 1881 холст, масло
Василий Суриков Утро стрелецкой казни 1881 холст, масло

Обратите внимание на женские образы картины: в центре - жена, последним жестом нежности пытающаяся согреть одного из осужденных, надевая на его плечи мундир, на первом плане красноречивые позы старух и снова свеча, но в этот раз брошенная и догорающая, символ догорающей жизни. Глубоко потрясенную девочку в красном платочке Суриков писал со своей дочери, и пугал её, бедняжку, перед сеансами, чтобы образ получился правдоподобным.

Многие упрекали художника в том, что в картине “Утро стрелецкой казни” нет сцены самой казни. Репин, приехавший в мастерскую Сурикова, настоятельно советовал ему написать повешенных стрельцов на заднем плане, где виселица. С разрешения Сурикова Репин набросал мелом фигуру повешенного, тут в комнату вошла кухарка и упала в обморок - настолько натуралистичным получился образ. Суриков убедился, что его композиционное решение было верным. Для него была важна не казнь, а торжественность последних минут перед ней.

Илья Репин Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879, холст, масло
Илья Репин Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879, холст, масло

Сам Репин в своей “Царевне Софье” за решеткой окна изобразил повешенного стрельца. Действительно, по приказу Петра несколько стрельцов были повешены прямо под окнами кельи Софьи, чтобы она видела, что натворила, побуждая стрельцов к бунтам. Но, Софья туда даже не смотрит, для нее стрельцы были только средством для достижения своей цели. Кстати, прототипом для царевны Софьи послужила мать Валентина Серова, любимого ученика Репина, дама эмансипированная, близкая к народовольческому движению. Подробнее о Репине и его учениках читайте в моей предыдущей статье.

4. Увидеть “неочевидного” Левитана.

Исаак Левитан Золотая осень 1895 холст, масло
Исаак Левитан Золотая осень 1895 холст, масло

На мой взгляд, никто так не передает ощущение живописной прелести русской природы как Левитан.

Исаак Левитан Владимирка 1892 холст, масло
Исаак Левитан Владимирка 1892 холст, масло

Природа в его картинах дышит правдивой красотой. Вы увидите на выставке знаменитые “Владимирку”, “Золотую осень” и “Над вечным покоем”, картину, которую сам художник считал своим лучшим произведением.

Исаак Левитан Над вечным покоем. 1894 холст, масло
Исаак Левитан Над вечным покоем. 1894 холст, масло

Это философское произведение, где величие природы и бесконечность просторов противопоставляется кратковременности человеческого бытия.

Исаак Левитан Ненюфары 1895 холст, масло
Исаак Левитан Ненюфары 1895 холст, масло

Но я прошу вас не пропустить картину с неочевидным для Левитана мотивом – водяными лилиями. Гладь озера – черта между реальным и метафизическим.

5. Заняться устным счетом.

Сын батрачки Коля Богданов однажды пришел в Татевскую народную школу. Учитель Сергей Александрович Рачинский разглядел в нем способности к рисованию и отправил учиться — сначала в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре, а затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и выплачивал ему стипендию. Позднее художник присоединил к своей фамилии название родного Бельского уезда.

Николай Богданов-Бельский Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского 1895
Николай Богданов-Бельский Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского 1895

С.А.Рачинский, ученый-математик и доктор ботаники, профессор Московского университета, под влиянием Л.Н.Толстого организовал школу в своем родном селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии и всецело отдался делу народного просвещения. Для того, чтобы иметь право быть учителем начальных классов, университетскому профессору и члену-корреспонденту Императорской академии наук пришлось ехать в уездный город сдавать экзамены на звание сельского учителя.

-23

Попробуйте без калькулятора решить пример, который Рачинский предлагал крестьянским детишкам. Школа Рачинского имела общежитие, сюда собирались лучшие ученики со всей округи, родители отпускали детей даже в страду, в сезон полевых работ. Важным элементом обучения было церковное пение, и лучшие голоса имели возможность продолжить учебу в Москве, в хоре Синодального училища. Занимались в школе и живописью, и рисунком — эти предметы вел сам Сергей Александрович.

6. Ощутить послевкусие выставки “Васнецовы. Связь поколений”.

Совсем недавно в Третьяковке завершилась выставка "Васнецовы. Связь поколений." (подробнее о ней читайте в одной из моих предыдущих статей), где перед зрителями предстали “сказочный” Виктор Васнецов и бытописатель древней Москвы – Аполлинарий.

Аполлинарий Васнецов Утро 1892 холст, масло
Аполлинарий Васнецов Утро 1892 холст, масло

На этой выставке вы увидите символические пейзажи Аполлинария Васнецова и жанровые картины Виктора.

Н.Н.Дубовской в письме к Аполлинарию Васнецову описывал, как любовался “Элегией” Лев Толстой: “… он очень хвалил ее за цельность впечатления, за глубину чувства, которое прошло во все детали картины. <…> Лев Николаевич испытывал наслаждение перед твоей картиной, а он так просто себя держал с нами, что это чувство эстетического наслаждения лилось наружу него.”

Аполлинарий Васнецов Элегия 1893 холст, масло
Аполлинарий Васнецов Элегия 1893 холст, масло

7. Понять разницу в живописи братьев Маковских.

Трое братьев Маковских были передвижниками, на выставке представлены картины Владимира и Константина. Константин Маковский - один из самых востребованных авторов парадных портретов в России конца XIX века, салонный живописец, Владимир – мастер жанровых сцен. Если хотите разобраться глубже, читайте мой репортаж из Серпухова с выставки “Маковские” и статью “Улыбнитесь..”

8. Понять, почему Николая Ярошенко называли «совестью передвижничества».

На выставке много картин Николая Ярошенко, потомственного военного, в 1867 году поступившего сразу в две академии — в Михайловскую артиллерийскую и Императорскую академию художеств. Последнюю он посещал как вольный слушатель и окончил ее экстерном.

Николай Ярошенко Всюду жизнь 1888 холст, масло
Николай Ярошенко Всюду жизнь 1888 холст, масло

Перед нами арестантский вагон, а за его зарешеченным окном – «преступники»: солдат, крестьянка, мастеровой, молодая мать с ребенком. Ярошенко выбрал холст вертикального формата, приближающегося по высоте к размерам реального вагона. На 26-й передвижной выставке, где впервые была показана картина, ее поместили на торцевой стене в конце вытянутого зала, чтобы зрителям казалось, что они стоят на перроне у этого вагона.

Николай Ярошенко Студент 1881 холст, масло
Николай Ярошенко Студент 1881 холст, масло

«Студент» и «Курсистка» - образы-знаменье эпохи. Ярошенко пишет не конкретных людей, а типы: шляпа, надвинутая глубоко на глаза, плед, который носили на себе небогатые студенты и курсистки, поскольку не могли позволить себе хорошее зимнее пальто, взгляд исподлобья, рука, спрятанная за отворотом – у зрителей вызывали ассоциацию и с тем, что здесь, может быть, изображен участник народовольческого движения. Ощущается что-то сокрытое, не явленное зрителю.

Николай Ярошенко Курсистка 1883 холст, масло
Николай Ярошенко Курсистка 1883 холст, масло

Немного другой акцент в образе курсистки. Мы видим девушку, вопреки всему идущую к своей цели. Еще картины Николая Ярошенко в ленте.

9. Изучить последний крик французской моды времен Крамского.

Сегодняшний зритель на одной из самых известных картин Третьяковской галереи видит просто некую даму, которая свысока смотрит на нас из коляски, смотрит холодно, можно даже сказать цинично. Дело в том, что она вас оценивает, это дама полусвета, содержанка. Критик В.В. Стасов назвал её «кокоткой в коляске», художник и критик Н.И. Мурашко – «дорогой камелией», П.М. Ковалевский увидел в ней «одно из исчадий больших городов».

Иван Крамской Неизвестная 1883 холст, масло
Иван Крамской Неизвестная 1883 холст, масло

Нам сегодня это не очевидно, но в конце XIX века порядочные женщины одни, без сопровождающего, по городу в коляске не ездили. Дама одета с шиком: на ней шляпка «Франциск» (последний писк парижской моды сезона 1883 года), «шведские» перчатки и пальто «Скобелев». Это еще один намек на социальный статус изображенной: она не принадлежит к высшему свету, где было исключено строгое следование последним крикам моды.

10. Помедитировать на закаты Куинджи.

Для Архипа Ивановича Куинджи понимание товарищества всегда было каким-то святым, дружба для него была очень важна, особая связь с Товариществом, с художниками была частью жизни. Его выход из Товарищества был как гром среди ясного неба: в газете «Молва» появилась анонимная статья, в которой писали, что Куинджи рвется к эффектам в своей живописи, что передвижники, давая оценку Куинджи, отдают дань моде. Куинджи был потрясен, он хотел докопаться до истины и узнать, кто автор статьи. Обнаружилось, что статью написал Михаил Константинович Клодт, заслуженный передвижник, академик. Узнав об этом, Куинджи потребовал, чтобы Клодт был исключен из Товарищества. Подождал некоторое время, потом увидел, что никто не собирается исключать Клодта, и сам подал заявление об уходе из Товарищества. Клодт получил резкое письмо от Ярошенко, который сказал, что у Клодта просто мелкое себялюбие и зависть к художнику, обладающему большим талантом, чем он сам. В итоге, Клодт вынужден был подать заявление об отставке. Крамской по этому поводу заметил, что пейзажист съеден собственной злостью.

Архип Куинджи Березовая роща 1879 холст, масло
Архип Куинджи Березовая роща 1879 холст, масло

Еще будучи в Товариществе, Куинджи показывает картину – «Березовая роща». Крамской был ослеплен мощью света и красочностью картины. Он называл Куинджи «художником света».

-34

Достигнув апогея славы, ровно в 40 лет Куинджи совершил совсем неожиданный шаг: в продолжение следующих почти тридцати лет не выставил ни одного произведения. Затворившись в мастерской, он никого не пускал к себе, сделав тайной свое дальнейшее творчество. Картины были показаны публике только после смерти художника. 500 живописных и почти 400 графических работ. Хотя художник прекратил полностью свою выставочную деятельность, тем не менее он по-прежнему ходил на собрания передвижников, возглавил пейзажный класс в Высшем художественном училище.

Помедитируйте на эту космическую эпопею, на гимн мощи небесных стихий.

В конце статьи еще фотографии с выставки.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Шедевральные маршруты

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Передвижники