После того, как в правилах перевозок пассажирам верхних полок официально разрешили три раза в день занимать место внизу у столика, количество конфликтов на этой почве увеличилось. Однако наш читатель – пассажир Виктор – считает, что это хорошее изменение правил. Он признается, что теперь всегда берет билеты наверх и всегда пользуется правом пообедать внизу. Ему слово.
Каждый раз, отправляясь в поездку, я покупаю билет на верхнюю полку. Так дешевле, а зачем переплачивать, если правила позволяют трижды в день спуститься вниз, чтобы нормально поесть?
Вот я и пользуюсь этой возможностью, совершенно не чувствуя за собой никакой вины, хотя в блогах обычно стыдят таких пассажиров.
Раз можно, то почему бы и нет? Конечно, не все пассажиры воспринимают это спокойно, хотя большинство сами предлагают перекусить. За год я совершил с 30 поездок наверху. Расскажу о некоторых историях, которые приключились со мной в этих поездках.
Бабушка и внучка
Я ехал из Москвы в Самару. Купе, как обычно, полное. Мое место наверху, а внизу расположилась пожилая женщина с внучкой. Когда пришло время обеда, я, как всегда, спустился и занял краешек их полки. Заранее предупредил, что буду здесь сидеть ненадолго – только пока обедаю.
Бабушка сначала ничего не сказала, но, заметив мой бутерброд, вдруг возмутилась:
– Это наша полка! Что за манеры такие?
Я спокойно объяснил:
– Простите, но по правилам пассажиры с верхних полок имеют право три раза в день садиться на нижние для приема пищи. Я ненадолго, не переживайте.
– А наверху вам никак? – ехидно спросила она.
– Конечно, можно и наверху, – ответил я, – но там неудобно. Могу случайно горячий час пролить на вас. Я ведь никому не мешаю.
Девочка молча сидела рядом, но ее взгляд выдавал смущение. Бабушка продолжала ворчать, что «культурные люди так себя не ведут», но я не обращал внимания. Доел, убрал за собой и вернулся на свое место.
Деловой сосед
В другой поездке я направлялся в Екатеринбург. Внизу оказался мужчина – лет сорока, с дорогим костюмом и серьезным лицом. Еще до отправления он объявил, что любит комфорт и не собирается терпеть «чужих» на своей территории.
Когда я спустился на завтрак, он посмотрел на меня как на врага.
– У вас верхняя полка, вот и оставайтесь там, – заявил он.
– А я и остаюсь, только обедаю здесь. Это предусмотрено правилами.
– Да мне все равно на ваши правила. Это моя зона отдыха.
– Наша общая, – уточнил я, не поднимая голоса.
Достал контейнер с котлетами, сел и начал есть. Мужчина демонстративно включил громкую музыку на телефоне – видимо, пытался меня вывести и стал чуть ли ни сбрасывать мои вещи и выталкивать меня.
Правила предусматривают, что, в случае конфликта, надо идти к проводнику. Я пошел и спокойно объяснил ситуацию. Проводник пришел вместе со мной в купе и объяснил товарищу, что он неправ.
Товарищ был напыщенный. Пришлось его проучить. Правила разрешают сидеть по полчаса утром и вечером и час днем. Я не всегда пользуюсь столь длительным временным промежутком. Но тут сидел из принципа.
Я привык к таким вещам, так что спокойно себя вел. А он начал выходить из купе, когда я спускался и уходил в вагон-ресторан – видимо, за более приятным обществом.
Молодая пара
Поездка в Крым выдалась шумной. Внизу оказалась пара – молодые ребята, веселые и дружелюбные. Они постоянно что-то фоткали и заставили столик техникой.
Так что как только я спустился на обед, их настроение изменилось.
– Вы всю дорогу будете здесь есть? – язвительно спросила девушка.
– Не переживайте, я ненадолго, но трижды в день – ответил я, как обычно.
Её парень добавил:
– Знаешь, за свои 6000 рублей (столько стоило верхнее место) ты мог бы обедать на своей верхней полке. Мы заплатили по 10 тысяч.
– Уважаю ваш выбор, – спокойно сказал я. – Три раза в день – это немного. Все-таки комфорт важен не только вам.
Они замолчали, но было видно, что мой подход им не по душе. Я доел, извинился за беспокойство и вернулся наверх.
Крикливый подросток
Самый веселый случай произошел в плацкарте, где нижнюю полку занимал подросток. Лет пятнадцать, наглый, уверенный, что весь вагон принадлежит ему.
Когда я сел к нему на ужин в первый раз, он просто подвинулся. А утром вдруг громко на весь вагон заявил:
– Эй, это мое место! Чего приперся? Вечером ел уже.
– Это временно мое место, – спокойно ответил я. – Только чтобы поесть. Так в правилах написано.
– Да плевал я на твои правила! – выкрикнул он.
На шум пришла проводница. Парень, конечно, попытался ей что-то доказать, но получил от нее четкое объяснение, что он не прав. Слово «регламент» явно его уязвило. Он продолжал ворчать, пока я спокойно доедал свой обед.
Честно говоря, такие конфликты меня не смущают. Тем более, люди в основном едут нормальные, понимающие.
Каждый раз я просто напоминаю себе: я в своем праве. Ничего плохого в том, чтобы сэкономить и при этом поесть с удобством, я не вижу. К тому же на мою постель они не ложатся.
Главное – не создавать лишнего шума, держаться уверенно и напоминать окружающим о правилах. Кто знает, может, однажды они тоже выберут верхнюю полку?