Найти в Дзене

Что читают выпускники гуманитарных классов зимой? Литература в школе. 11 класс. Углублённый уровень. Ч. 3

В предыдущей статье мы рассмотрели примерный перечень произведений, которые к сегодняшнему дню должны были изучить на уроках литературы учащиеся 11 классов с углублённым изучением литературы. Список незначительно отличается от того, что изучают все одиннадцатиклассники, а вот часов на его изучения выделено больше, что, конечно, является существенным преимуществом этого варианта программы.

Сегодня предлагаю посмотреть, что заготовлено одиннадцатиклассникам на зимний триместр.

  • Вслед за Мандельштамом, на котором мы остановились в предыдущей статье идет Марина Цветаева. Читаем и обсуждаем не менее 5 стихотворений на усмотрение педагога и очерк "Мой Пушкин".
Фрагмент Федеральной программы по литературе
Фрагмент Федеральной программы по литературе

На все отведено 5 часов. Вполне хорошо! При изучении базового курса литературы школьники соприкасаются с творческим наследием Цветаевой всего 2 часа.

  • После Цветаевой переходим к А. Ахматовой. У нее читаем 3 стихотворения на выбор и поэму "Реквием". Программа отводит на это 6 часов.
Фрагмент Федеральной программы по литературе
Фрагмент Федеральной программы по литературе

На базовом уровне на те же 3 стихотворения и "Реквием" даны 4 часа. Думаю, что их вполне достаточно. Я, вероятно, взяла бы 5 часов на творчество Ахматовой и постаралась прочитать с классом и обсудить как можно больше стихотворений. А один час приберегла для крупных эпических произведений.

  • Далее следует 3 часа на роман Евгения Замятина "Мы". Этого маловато, конечно. О первой антиутопии хотелось бы поговорить больше, возможно, привлечь другие антиутопия для обсуждения. НО! На базовом уровне Замятина вообще нет! Поэтому и 3 часа в данном контексте - отличный вариант.
-4
  • После Замятина говорим об избранных главах романа Н. Островский "Как закалялась сталь" на протяжении 2 уроков. Точно так же было и на базовом уровне..
  • От Островского переходим к М. Шолохову и его роману "Тихий Дон". Здесь на него отведено 6 часов (база - 4 часа). Это всё равно мало.
-5

Вот сюда я бы и стянула все часы, оставшиеся от уроков по лирике. И не из-за того, что я занимаюсь Шолоховым. Просто в моем сознании не укладывается, как можно за неделю с небольшим прожить "Тихий Дон". Потому что надо именно прожить, а не пролистать. За неделю и экранизацию-то не всякий посмотрит, а тут роман четырехтомный. Я считаю, что на Шолохова лично мне нужно минимум 8 уроков:

- личность писателя и творческий путь,

- история создания, особенности жанра,

- казачество как особый социальный слой,

- система персонажей (2 урока),

- Революция, Первая мировая война и Гражданская война в изображении Шолохова,

- тема любви,

- Григорий Мелехов как трагический герой.

+ разумеется, урок подготовки к сочинению.

Наверное, при огромном желании можно уложиться и в 6 уроков, но я бы не стала.

  • После Шолохова читаем и обсуждаем одно произведение В. Набокова в течение 2 часов.
Фрагмент Федеральной программы по литературе
Фрагмент Федеральной программы по литературе

Наверное, из перечня я взяла бы "Дар". В базовом варианте Набокова нет.

  • На М. Булгакова в этом варианте программы отводится 7 часов. Выбираем 1 роман и 1 рассказ из перечня.
Фрагмент Федеральной программы по литературе
Фрагмент Федеральной программы по литературе

При таком раскладе я взяла бы "Мастера и Маргариту" и "Дни Турбиных".

На базовом уровне, напомню, мы ограничиваемся 1 романом в течение 4 часов.

  • На А. Платонова отводится вдвое больше часов, чем на базовом уровне, - 4. В ходе этих уроков изучаем 2 произведения из списка.
Фрагмент Федеральной программы по литературе
Фрагмент Федеральной программы по литературе
  • Время, отведённое на изучение творчества А. Твардовского, увеличивается всего на час по сравнению с базовым уровнем, но к 3 стихотворениям добавляется еще и поэма "По праву памяти".
Фрагмент Федеральной программы по литературе
Фрагмент Федеральной программы по литературе
  • Следующие 5 часов приходится на изучение прозы о Великой Отечественной войне. Предлагается прочитать по одному произведению не менее трёх писателей.
-10

Если честно, не знаю даже, какие произведения лучше здесь взять. Возможно, я бы предоставила возможность самим ученикам определиться с выбором, провела бы семинар и сочинение по воплощению темы Великой Отечественной войне в литературе.

  • Дальше программа базового уровня дублируется: 2 часа отводится на "Молодую гвардию", 1 час - на Богомолова, 3 часа - на военную лирику,
Фрагмент Федеральной программы по литературе
Фрагмент Федеральной программы по литературе
  • ещё 1 час - на пьесы о Великой Отечественной войне.
Фрагмент Федеральной программы по литературе
Фрагмент Федеральной программы по литературе
  • После этого ведём речь о творчестве Б. Пастернака в течение 6 часов. Читаем и анализируем 5 стихотворений, а также обсуждаем роман "Доктор Живаго".
Фрагмент Федеральной программы по литературе
Фрагмент Федеральной программы по литературе

Отмечу, что базовый уровень программы по литературе не подразумевает обсуждения романа. Там мы в течение 3 часов просто читаем 3 стихотворения.

-14

Вот как-то так выглядят зимние уроки по литературе в 11 классе. У нас с вами осталось ещё порядка 40 уроков, с которыми мы расквитаемся в скором времени.

Спасибо, что дочитали!

Возможно, Вас заинтересует:

литература в школе | Дочитаем до понедельника | Дзен