Количество больных раком с каждым годом растет, "зло молодеет" - так охарактеризовал проблему Ярослав Геннадьевич Муразов, к.б.н., специалист в области доклинических исследований, член Российского общества онкоурологов (РООУ), Российского общества клинической онкологии (RUSSCO) и Противоракового общества России (ПРОР), в своем докладе на StereotaX 4.
В формате краткой лекции Ярослав Геннадьевич рассказал о трансформации достижений фундаментальной науки в клинически полезные фармацевтические разработки для онкологических пациентов.
Видеозапись лекции можно увидеть здесь. Из данной лекции вы узнаете:
💊Почему около трети пациентов с онкологией получают неэффективную терапию;
🐁 Какие существуют современные in vivo модели для оценки противопухолевой активности препаратов;
🐭 Что такое «мышиный госпиталь» и «мышиный аватар» опухолей человека;
🔬Какова основная причина пропасти между фундаментальными исследованиями и внедрением новых противоопухолевых средств.
После своего выступления Ярослав Геннадьевич ответил на вопросы гостей StereotaX4:
1) Что такое вакцина от рака, как она работает и работает ли?
- Сегодня вокруг «вакцин от рака» поднялся настоящий информационный шум.
Следует различать профилактические вакцины, целью применения которых является снижение риска развития злокачественных новообразований (ЗНО) определенной локализации. Например, применение поливалентной вакцины против онкогенных штаммов вируса папилломы человека (ВПЧ) для снижения риска развития рака шейки матки (РШМ) среди женского населения и ряда ВПЧ-ассоциированных опухолей среди мужского населения.
Терапевтические вакцины – средства активной иммунотерапии, направленные непосредственно на лечение пациентов с уже развившимися ЗНО. На данный момент американской FDA одобрено всего три вакцины: БЦЖ-вакцина для внутрипузырного введения при раке мочевого пузыря на ранних стадиях, вакцина на основе аутологичных периферических мононуклеарных клеток крови (включая АПК) – для лечения метастатического кастрационно-резистентного рака предстательной железы и, наконец, вакцина на основе онколитического вируса для лечения метастатической меланомы.
За исключением КИ указанных вакцин, КИ III фазы монотерапии противораковыми вакцинами были в основном отрицательными, несмотря на то, что эта терапия в целом хорошо переносилась пациентами. Терапевтические противораковые вакцины являются перспективным методом иммунотерапевтического лечения; однако маловероятно, что противораковые вакцины, вводимые в монорежиме, могут кардинально изменить исходы онкологического заболевания. Поэтому будущее, вероятно, за мультимодальной иммунотерапией, например комбинациями таких вакцин с ингибиторами контрольных точек иммунитета. В отсутствие результатов крупных сравнительных проспективных исследований, фармако-экономического анализа и доказательств на основе результатов реальной клинической практики (RWE/RWD) говорить о широком внедрении таких комбинаций пока рано.
2)Почему онкология без метастаз при полном (по заключению врачей) удалении все равно часто рецидивирует?
- Вероятность рецидива онкологического заболевания после «полного его удаления» на ранней стадии (R0, отсутствие опухолевых клеток в краях резекции по данным патоморфологического исследования операционного материала) зависит от многих факторов.
Несмотря на радикально проведенную операцию, в организме пациента остаются микроскопические очаги опухолевых клеток – микрометастазы, которые могут находится в лимфатических узлах, распространиться с системным кровотоком (циркулирующие опухолевые клетки, ЦОК) и заселить подходящие для себя органы и ткани.
Кроме того, диссеминация опухолевых клеток возможна и в процессе самой операции. Возможен как местный рецидив, т.е. появление опухоли недалеко от места удаленной опухоли, либо системный рецидив – появление отдаленных очагов (метастазов). Снизить частоту рецидивов возможно, благодаря назначению периоперационной лекарственной и/или лучевой терапии. В случае наличия олигометастазов также возможно их прицельное удаление.
3)Как Вы считаете, можно ли ожидать в ближайшем будущем смену ДКИ моделей с in vivo на in vitro (комбинация банков образцов опухолевых тканей и микрофлюидных технологий) для скрининга потенциальных противоопухолевых препаратов, а также персонального подбора противоопухолевой терапии в клинике?
- Создание устройств «опухоль-на-чипе» с использованием микрофлюидики стало популярно в функциональной онкологии в последние годы, включая высокопроизводительный скрининг противоопухолевых соединений-кандидатов и персонализированный подход к выбору терапии у онкологических больных.
Тем не менее, сегодня такие технологии являются уделом академических центров (лабораторий), а создаваемые устройства (прототипы) – это «штучные приборы», разработанные конкретным коллективом и не выпускаемые промышленностью. Микрофлюидные модули для персонализированной терапии рака все еще находятся в зачаточном состоянии и пока мало совместимы с клиническим использованием. В первую очередь из-за невозможности пока полностью смоделировать внутриопухолевую гетерогенность и полное микроокружение опухоли «на чипе», в отличие от моделей с участием лабораторных животных. Для широкого их применения необходимо провести валидацию данных тест-систем и оценить трансляционный потенциал. И валидация такая, по-видимому, должна быть проведена в сравнении с «золотым стандартом» в доклинической онкологии – PDX-моделями. Несмотря на ограничения, связанные со стоимостью, временем и энграфтментом, модели PDX по-прежнему считаются «золотым стандартом» для прогнозирования ответа пациента на конкретный режим лечения. ( подробнее можно прочитать здесь).
Таким образом, в ближайшее время такие in vitro тест-системы вряд ли заменят полноценные испытания на моделях опухолей с участием животных. Устройства «опухоль-на-чипе» сегодня все более широко применяются на ранних этапах разработки противоопухолевых средств. Кроме того, в дальнейшем возможно их клиническое применение в качестве тестов-компаньонов для новых противоопухолевых агентов. В идеале, так же быстро и просто, как тест на беременность.
Ответы Ярослава Геннадьевича были записаны командой проекта StereotaX.
Уважаемые читатели, напоминаем, что информация на канале носит исключительно научно-популярный характер и размещается с просветительской целью. Назначать те или иные препараты и подбирать схемы лечения должен врач.