Недавно я в очередной раз осознала простую истину - стоит доверять своей жизни. Случайно открытая полторы недели назад статья с воспоминаниями К. Прошутинской о Гурченко... Через два дня - предложение от моей знакомой сходить в музей-мастерскую Людмилы Марковны. И вот сегодня (Даша, спасибо тебе огромное) мы оказались в этом необыкновенном месте, в котором эффект присутствия хозяйки настолько явный, что мне до сих пор кажется - она точно там была, мы виделись!
Сам дом, в котором на последнем этаже находится квартира, представляет интерес. Он 1900-го года постройки. Относится к Волоцким домам. Графиня Анна Волоцкая, владеющая землей в районе Патриарших, решила построить доходные дома. В этом доме до сих пор есть коммунальные квартиры. Люди не хотят переезжать.
В квартиру Людмила Марковна с мужем въехали в 2004. Предыдущее их место жительства было недалеко, эта квартира была выбрана из-за наличия гардеробной.
Ремонт остался от прежних хозяев, Гурченко не хотела ввязываться во все эти работы и долгое ожидание, искала квартиру, куда можно переехать сразу.
Паркет в квартире укладывали работники Эрмитажа, на стенах - венецианская штукатурка, а в спальне - шелковые обои. Правда вот мебель - новодел. Но Людмила Марковна постаралась все уравновесить антикварными предметами, которые перевезла из предыдущей квартиры.
Конечно, здесь постарались максимально сохранить все, как было при жизни хозяйки, но так как теперь здесь - музей, вещей стало больше.
Выставляются костюмы Людмилы Марковны (их постоянно меняют). Фото и картины, просто стоящие вдоль стен - тоже музейные экспонаты.
Гурченко свои портреты не вешала на стены и не ставила по всему периметру на пол, при ней были портреты Пушкина, Маяковского. Очень неприятно было читать в отзывах про обилие хлама, и что хозяйка сама все захламила. При этих высоких потолках и больших окнах, которых много, квартира светлая и полная воздуха даже в такой сумрачный день, как сегодня!
Ну и надо все же учитывать, что вкус Гурченко формировался на трофейном кино. Мы все - представители своего времени. Порицать за это тоже считаю странным.
Например, на второй гонорар от «Карнавальной ночи» юная Гурченко, живущая тогда в общежитии в Подмосковье, покупает старинный светильник. Да, многие не понимали, высмеивали и тогда, и сейчас. Но я всегда говорю, что любой человек имеет право не только на понимание, но и на НЕпонимание тоже. Почему все обязательно должны понимать чужую жизнь и мотивы? Неплохо бы для начала со своей разобраться!
Я знала, что Людмила Марковна много шила сама, но не представляла, что она дорабатывала абсолютно каждый свой костюм. Даже от Юдашкина и Кавалли.
Доработки были постоянными, она могла менять вставки на платьях, использовать в качестве декора одежды клипсы и серьги.
Если смотреть на вещи вблизи и оценивать в отрыве от сценических образов Гурченко, можно упасть в обморок от сочетания несочетаемого. А потом гостям включают телевизор, где тот самый, казалось бы, аляповатый костюм с обилием украшений столь шикарно смотрится на Людмиле Марковне, что в обморок уже падаешь от того, что она могла ТАК!
Шила платья из платков. При близком рассмотрении виден ее абсолютно обычный шов, будто на бегу все сметано. Но как эти платья смотрелись на ней! Шить ее, ещё маленькую девочку, научила харьковская соседка (тоже актриса).
Накидку гобеленовую на диван актриса шила тоже сама. И такая же гобеленовая ткань вставлена в рамы над диваном. Через все эти мелкие детали и появляется единая концепция, стиль дома. Увы, никакие фото этого не покажут.
Конечно, чтобы узнать все это нужно брать экскурсию. Иначе минут пятнадцать потопчешься по трём комнатам и гардеробной и можно уходить.
Не узнаешь, как выглядят фирменные стежки Людмилы Марковны, как она меняла или шила полностью платья… Например вот это (в цветочек) было сшито из двух детских платьев. А пояс к нему - в горошек… Цветочек, горошек - все каноны нарушены, а как это смотрелось на сцене!
Чехлы на подушки в спальне тоже сшиты самой актрисой. Да, если она могла себе позволить итальянскую антикварную мебель, чехлы и подавно могла купить. Но нравилось ей шить! И она эта делала для себя! В ее спальню никакие гости не ходили, даже из числа близких.
Розовая ванная - тоже только для хозяев. Ремонт, опять же, уже был, но мебель собирала сюда сама Гурченко.
Для гостей - другой санузел. И лапы собачкам здесь мыли )))
Халатик Раисы Захарны, конечно, узнают многие и без экскурсовода. А вот что собачка в «Любовь и голуби» - это пёс по кличке Бабочка Людмилы Марковны, уже известно немногим.
Еще в спальне - аккордеон папы Гурченко, с этим инструментом будущая актриса приехала покорять Москву и поступила во ВГИК.
Если уж Гурченко могла сшить сценическое платье из двух из Детского мира, то украшения она тоже миксовала бесстрашно. И дизайнерские любила, и из перехода на Пушкинской. И как циклична мода! Смотрите на цепь с сердечком, сколько сейчас такого продается )))
За стеклом - духи… Людмила Марковна любила «Мисс Диор» и «Мадам Роша».
Меня впечатлила очень коллекция уранового стекла. Как раз, недавно про него читала. Не путать с муранским. Урановое окрашено окисью урана. Производство сейчас почти полностью запрещено, а раньше все понять не могли, что-то стеклодувы, работающие с этим стеклом, не живут долго… Стекло особенным образом светится под ультрафиолетом.
В готовом виде изделия имеют излучение ниже допустимых значений, но их все же рекомендуют хранить хотя бы за стеклом в серванте.
В финале экскурсии всех угощают любимыми конфетами Людмилы Марковны. Опять возникает ощущение, что хозяйка - рядом, мы ее не застали, но она вот-вот вернется.
На меня эта квартира произвела колоссальное впечатление! И, да, я осознанно использовала слово «легенда» в заголовке. Людмила Марковна Гурченко для меня - легендарная и гениальная актриса. Я очень не люблю, когда профессиональную деятельность смешивают и как-то очерняют с личной и за счет личной.
Музей существует благодаря мужу Людмилы Марковны - Сергею Сенину. Тоже немало плохого о нем пишут. Не знаю, хотела ли она здесь музей, но он вот так чтит память. Про деньги и наживу - это смешно. Сам он квартиру снимает. А сюда не толпы каждые 15 минут ходят, поэтому содержание музея и оплата труда сотрудников - и вряд ли что остается.
Девушка, ведущая экскурсию, очень понравилась! Она и создавала это ощущение присутствия хозяйки!
Обязательно пересмотрю все любимые фильмы с Людмилой Марковной!
Ещё музеи-квартиры, в которых удалось побывать: