Найти в Дзене
ЗАПОЙ С ТЕПЛЯКОВЫМ

Композитор Фредерик Шопен и его главный хит - Ноктюрны Op.9. 1832

Интересно, почему Фредерик Шопен считается польским композитором? Его отец был французом, а сам он ни дня не прожил в независимой Польше. Когда Шопен родился, эти земли были завоеваны Наполеоном. С его пяти лет и вплоть до 1918 года территория, где он вырос, была Российской империей. В двадцать лет он навсегда покинул Варшаву, переехал во Францию и жил там до самой смерти. Так стоит ли считать его польским композитором? Не знаю, как вы, но когда я слушаю музыку Фредерика Шопена, у меня идут мурашки по коже. Он — гений! Пробежимся по биографии великого композитора: рассмотрим путь становления личности, поговорим о болезнях, личной жизни и причине смерти, а также узнаем, какая вещь стала его первым настоящим хитом и запустила европейскую славу. Примечание! На канале «Запой с Тепляковым» под «главным хитом» понимается не самое известное произведение композитора, а то, которое первым принесло ему широкую популярность и дало старт карьере. Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 года в дере
Оглавление

Интересно, почему Фредерик Шопен считается польским композитором? Его отец был французом, а сам он ни дня не прожил в независимой Польше. Когда Шопен родился, эти земли были завоеваны Наполеоном. С его пяти лет и вплоть до 1918 года территория, где он вырос, была Российской империей. В двадцать лет он навсегда покинул Варшаву, переехал во Францию и жил там до самой смерти. Так стоит ли считать его польским композитором?

Не знаю, как вы, но когда я слушаю музыку Фредерика Шопена, у меня идут мурашки по коже. Он — гений!

Пробежимся по биографии великого композитора: рассмотрим путь становления личности, поговорим о болезнях, личной жизни и причине смерти, а также узнаем, какая вещь стала его первым настоящим хитом и запустила европейскую славу.

Примечание! На канале «Запой с Тепляковым» под «главным хитом» понимается не самое известное произведение композитора, а то, которое первым принесло ему широкую популярность и дало старт карьере.

О КОМПОЗИТОРЕ

Фредерик Шопен. Изображение создано с помощью ИИ.
Фредерик Шопен. Изображение создано с помощью ИИ.

Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 года в деревне Желязова-Воля, неподалёку от Варшавы. Сегодня там установлен памятник композитору, он находится в парке у дома, в котором родился Шопен.

В то время местность, где родился Фредерик, входила в Великое княжество Варшавское, созданное Наполеоном в 1807 году как зависимое государство. Однако после разгрома Наполеона в 1815 году, эта территория вошла в состав Царства Польского Российской империи, которое существовало до 1918 года, то есть более ста лет. Таким образом, Шопен вырос на землях, контролируемых Россией.

Как познакомились его родители? Французский эмигрант Николя Шопен работал гувернёром в имении графа Скарбека в Желязовой-Воле. В то время было обычным делом, когда образованные иностранцы воспитывали детей аристократических семей. Мать будущего композитора — родовитая полька, дальняя и бедная родственница Скарбеков — звали её Текла Юстина Кшижановская. Она служила экономкой в доме графа, отличалась высокой образованностью и музыкальными способностями. В июне 1806 года в имении Желязова-Воля влюблённые поженились. Через год у них родилась первая дочь — Людвика. В 1810 году появился на свет единственный сын в семье — Фредерик. Когда мальчику было чуть больше полугода, семья переехала в Варшаву. Крёстным отцом новорождённого стал ученик Николя Шопена — Фредерик Скарбек, в честь которого и было дано имя ребёнку. Всего в семье выросли три дочери и один сын.

Родители Фредерика Шопена. Текла Юстина Кшижановская и Николя Шопен.
Родители Фредерика Шопена. Текла Юстина Кшижановская и Николя Шопен.

Николя Шопен, отец Фредерика, родился 15 апреля 1771 года во французской деревне Маренвилль. Семья была простой: его отец работал колесным мастером и занимался виноделием. В детстве Николя познакомился с Адамом Вейдлихом — польским помощником графа, владевшего их деревней. Мальчик пришёлся Адаму по душе, и тот решил обучить его польскому языку. Жена Вейдлиха взялась за его воспитание: она преподавала Николя этикет, каллиграфию, основы бухгалтерии и знакомила с литературой. Когда в 1787 году граф умер, Вейдлих переехал в Польшу и взял с собой 16-летнего Николя. В Варшаве Адам стал управляющим табачной фабрикой, а Николя начал работать там бухгалтером и помощником. Именно так для него началась новая жизнь. Во время пребывания в Польше Николя глубоко проникся её культурой и традициями. Он настолько привязался к стране, что принял участие в польском национально-освободительном движении, в том числе в восстании Костюшко 1794 года. После его подавления он не вернулся во Францию, решив остаться в Польше навсегда. Со временем он настолько ассимилировался, что воспринимал себя как поляка. В 1792 году табачная фабрика, где он работал, была закрыта. Николя осознал, что может реализовать себя как педагог, и начал преподавать французский язык. Несмотря на высокую конкуренцию среди учителей, он сумел зарекомендовать себя. В 1802 году он был принят на должность гувернёра в семью графа Скарбека. В 1810 году, в год рождения Фредерика, граф Скарбек, оказавшись в долгах, покинул Великое княжество Варшавское, оставив семью Шопенов. Николя и его жена Текла переехали в Варшаву, поселившись в Саксонском дворце. Там же располагался Варшавский лицей, где Николя начал преподавать французский язык. С этого момента семья окончательно обосновалась в Варшаве. В 1814 году он был назначен штатным профессором Варшавского лицея — должность, которую занимал до закрытия учебного заведения в 1833 году. Параллельно преподавал французский язык в других варшавских школах. Николя Шопен умер от туберкулёза 3 мая 1844 года в возрасте 73 лет.

Текла Юстина Шопен (в девичестве Кшижановская), мать Фредерика, родилась 14 сентября 1782 года в центральной Польше, в деревне Длуге, в дворянской семье. Её родственники арендовали поместье Скарбеков, с которыми они были связаны кровным родством. Когда в 1800 году было принято решение о продаже имения, Юстина вместе с родителями, братьями и сёстрами переехала в Желязову-Волю. Там она поступила на службу к графине Людвике Скарбек в качестве няни и экономки. Графиня, заметив, что Юстина — образованная, воспитанная и дальняя родственница, решила сблизить её с гувернёром Николя Шопеном. Ей удалось устроить их брак: в июне 1806 года влюблённые поженились. В знак одобрения свадьбы графиня выделила молодожёнам отдельный домик в имении. Супруги были музыкальны: Николя играл на скрипке и флейте, а Юстина — на фортепиано и пела. Вместе они нередко развлекали гостей Скарбеков во время домашних вечеров. Их брак строился не на страсти, а на взаимном уважении, доверии и общей любви к культуре и воспитанию. После переезда в Варшаву в 1810 году Юстина сыграла важную роль в обеспечении семьи. Она открыла один из самых престижных и дорогих пансионов для мальчиков из благородных семей, одновременно ведя домашнее хозяйство. Вместе с мужем она регулярно устраивала музыкальные вечера, на которых выступали талантливые ученики и знакомые музыканты. В 1817 году семья переехала из Саксонского дворца в служебное жильё при Варшавском лицее, расположенное в Дворце Казимира. Там они жили следующие десять лет. В 1827 году их новым местом жительства стал дворец Винцента Красиньского, где выделили квартиру уже не как служащим, а как уважаемой профессорской семье. Незадолго до смерти мужа, в 1844 году, Юстина переехала к своей дочери Изабелле. Несмотря на частые переезды, она всегда тщательно вела хозяйство и уделяла большое внимание воспитанию детей. Особенно заботливо она относилась к музыкальному развитию Фредерика с раннего детства. Текла Юстина Шопен умерла 1 октября 1861 года в Варшаве.

Сделаем выводы. Первую дочь, Людвику, и сына Фредерика, родители назвали в честь членов семьи Скарбеков — графов, которые оказали поддержку молодой семье в Желязовой-Воле. Скарбеки — древний дворянский род, известный с XIV века в Великой Польше, носивший герб Абданка. Что такое Абданка? Это один из 47 польских гербов, переданных литовским боярам по решению Литовского князя Витольда на съезде в Гродно в 1413 году. Тогда, в рамках договора между Польским королевством и Великим княжеством Литовским, 47 литовских боярских родов были интегрированы в польское шляхетское сословие и получили польские гербы. Это событие вошло в историю как Городенская уния. Таким образом, обладание гербом означало принадлежность к высшему слою дворянства. Скарбеки, носившие Абданку, были уважаемым и влиятельным родом. При этом Юстина Шопен, хотя и происходила из обедневшей семьи, также принадлежала к шляхте. Её род носил герб Свинка — один из тех же 47 гербов, включённых в систему после Городенской унии. Это подчёркивает, что, несмотря на бедность, она была представительницей древнего дворянского рода. Почему важно именно событие 1413 года? Потому что именно тогда был заложен фундамент польско-литовской аристократии, а список из 47 гербов стал основой для формирования гербовника — самого древнего систематизированного свода дворянских символов в истории Польши.

Фредерика основам игры на фортепиано сначала обучала старшая сестра Людвика, а позже — мать, Юстина. Однако мальчик быстро превзошёл обеих: его слух, память и музыкальная интуиция развивались с необычайной скоростью. Вскоре стало ясно, что женщинам уже нечему его учить — его талант вышел далеко за рамки домашнего воспитания. В возрасте шести лет Фредерику был нанят первый профессиональный учитель — польский композитор и пианист Войцех Живный. Занятия проходили интенсивно и систематически. Под его руководством мальчик освоил технику игры, изучил произведения Баха, Моцарта, Гайдна и польских композиторов. Через шесть лет, к 1822 году, сам Живный признал: больше он не может дать ученику ничего нового. Фредерик полностью усвоил весь педагогический и музыкальный потенциал учителя. В своих воспоминаниях Живный позже написал, что Шопен стал для него не учеником, а вдохновителем.

Войцех Живный родился 13 мая 1756 года в чешском городке Мшено, недалеко от Праги. Переехав в Польшу, он служил музыкальным педагогом при дворе князя Казимира Сапеги. Позже он перебрался в Варшаву, где стал давать частные уроки и воспитал множество выдающихся пианистов. Одним из его самых знаменитых учеников стал Фредерик Шопен, которому Живный преподавал фортепиано с 1816 по 1822 год. Несмотря на то что Шопен был ещё ребёнком, учитель относился к нему как к равному, поощрял его импровизации и не навязывал жёсткую техническую дисциплину, что впоследствии сказалось на уникальном стиле композитора. На протяжении всей жизни Шопен с глубоким уважением вспоминал своего первого профессионального учителя. В 1821 году, в возрасте одиннадцати лет, он написал Полонез ля-бемоль мажор, B. 5, в честь Войцеха Живного. Этот полонез был впервые опубликован лишь в 1901 году, спустя много лет после смерти композитора. Стоит отметить, что к тому моменту это был уже третий полонез Шопена. Первые два — полонез соль-минор и полонез си-бемоль мажор — были сочинены в 1817 году, когда мальчику едва исполнилось семь лет. Войцех Живный скончался 21 января 1842 года в Варшаве на 86-м году жизни.

Впервые на публике Фредерик Шопен выступил в возрасте восьми лет — в 1818 году. Концерт прошёл в Варшаве, где он исполнил фортепианный концерт Войцеха Йировца. Выступление было встречено с большим восхищением: критики назвали юного пианиста «вторым Моцартом». С этого момента Шопен стал регулярно выступать в аристократических кругах Варшавы, играя на музыкальных вечерах в домах знатных семей. Его талант быстро стал легендарным среди местной элиты.

Анджелика Каталани, одна из самых знаменитых и востребованных певиц своей эпохи, услышав игру девятилетнего Фредерика Шопена в 1820 году, была восхищена его талантом. В знак признания она подарила мальчику золотые карманные часы с гравировкой. На часах выбита надпись: «...À Frederic Chopin, âgé de 10 ans...». Однако к моменту вручения, 3 января 1820 года, Фредерику ещё не исполнилось десяти лет — ему было 9 лет и 10 месяцев. Таким образом, в надписи содержалась небольшая неточность: возраст был указан приблизительно, возможно, по ошибке. Эти часы до сих пор хранятся в Музее Фредерика Шопена в Варшаве. Символически они остановлены на двух часах, в память о времени смерти композитора — 17 октября 1849 года, в 2 часа дня.

Золотые часы, подаренные Фредерику Шопену Анджеликой Каталани в 1820 году.
Золотые часы, подаренные Фредерику Шопену Анджеликой Каталани в 1820 году.

После того как Войцех Живный прекратил преподавание Фредерику Шопену в 1822 году, признав, что юный музыкант превзошёл его как педагога, было решено передать мальчика в класс композиции и теории музыки к Юзефу Эльснеру — выдающемуся композитору, дирижёру и основателю Варшавской консерватории. На тот момент Эльснер был главным дирижёром Национального театра в Варшаве. Обучение у Эльснера продолжалось с 1822 по 1829 год. Учитель с восхищением относился к таланту Шопена, называл его «феноменом» и предоставлял значительную свободу в творческом развитии, не навязывая жёстких канонов. Шопен посвятил Эльснеру несколько своих произведений, созданных в этот период, в том числе: «Вариации на тему из оперы Моцарта Don Giovanni: Là ci darem la mano», op. 2 и Сонату для фортепиано №1 фа-минор, op. 4. Соната была написана в юности, но опубликована лишь в 1851 году, уже после смерти композитора.

Юзеф Эльснер (польск. Józef Elsner; 1 июня 1769 года, Гродкув, Силезия — 18 апреля 1854 года, Варшава) родился в польском городе Гродкув в семье немецкого происхождения, исповедовавшей католицизм. Получил образование в гимназии и коллегии в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Первоначально планировал изучать медицину в Вене, но вскоре отказался от этой идеи — музыка оказалась для него интереснее. В начале своей карьеры Эльснер переехал в Брно (ныне Чехия), где играл на скрипке в оперном театре. Позже он стал капельмейстером и дирижёром в императорском театре Львова (тогда — часть Австрийской империи, ныне — Украина). В 1799 году он окончательно переехал в Варшаву, которая стала центром его творческой и педагогической деятельности. В 1823 году за выдающиеся заслуги в развитии польской музыки и образования Юзеф Эльснер был награждён Орденом Святого Станислава IV степени. Он дважды был женат и имел четверых дочерей. Эльснер был плодовитым композитором: написал более 150 произведений, включая оперы, оратории, мессы, симфонии, камерную и инструментальную музыку. Однако большая часть его творчества сегодня мало известна. Главное наследие Эльснера — его педагогическая деятельность: он стал основателем и первым директором Варшавской консерватории и воспитал целое поколение польских музыкантов, среди которых — Фредерик Шопен. Юзеф Эльснер скончался 18 апреля 1854 года в Варшаве в возрасте 84 лет.

С 1823 по 1826 год Фредерик Шопен учился в Варшавском лицее — престижном учебном заведении, входившем в состав Королевского университета Варшавы. Занятия проходили в Дворце Казимира, где семья Шопен жила в служебных апартаментах, так как его отец, Николя Шопен, преподавал во французском отделении лицея. Из всех предметов Фредерику особенно близки были история Польши и польская литература. Эти дисциплины глубоко вдохновляли его: вечерами он импровизировал на фортепиано, превращая исторические события, национальные мотивы и поэтические образы в музыкальные фантазии. Именно в этот период у юного композитора начал формироваться особый стиль, сочетающий личное переживание с патриотическим чувством.

Генрих Семирадский. Фридерик Шопен дает концерт в доме Радзивиллов в 1829 году. 1887 год
Генрих Семирадский. Фридерик Шопен дает концерт в доме Радзивиллов в 1829 году. 1887 год

С 1829 года Фредерик Шопен официально становится концертным артистом, и его слава начинает быстро расти в Европе. После успешных гастролей в Австрии, он покидает Варшаву 2 ноября 1830 года — навсегда. На тот момент ему было 20 лет. Путь Шопена лежит через Штутгарт, Дрезден и Мюнхен. В эти месяцы, вдали от родины, он переживает глубокое потрясение: в Штутгарте он узнаёт о подавлении Ноябрьского восстания 1830 года за независимость Польши против Российской империи. В своём дневнике он записывает чувства отчаяния и скорби. В сентябре 1831 года Шопен прибывает в Париж — город, который станет его новым домом. Там, в атмосфере тоски и политического накала, он создаёт одно из самых драматичных своих произведений — Этюд соль-минор, op. 10 № 12, позже получивший название «Революционный». Этюд отражает бурю эмоций: ярость, скорбь, бессилие. Музыка, полная стремительных арпеджио левой рукой и страстного напора правой, стала символом польского патриотизма. Произведение было опубликовано в 1833 году.

"Я здесь беспомощный, я здесь с пустыми руками. Иногда лишь стону, страдаю на фортепиано, отчаяние и что дальше? Боже, Боже! Разверзи землю, пусть поглотит она людей этого века. Пусть терзают жесточайшие муки французов, которые не пришли нам на помощь".
"Писал предыдущие страницы, ни о чём не зная, что враг в доме. Предместья разрушены. Ясь! Вилюсь, наверное, погиб на баррикадах — Марцелия вижу в плену, благородный Совиньский в руках этих негодяев! О Боже, ты есть! Есть и не мстишь! Или ещё недостаточно тебе московских злодеяний... или... или же ты сам москаль! …"
"Отец, мать, дети, всё, что мне всего дороже, где вы? Может быть, уже на том свете?! …"
Цитаты из так называемого "Штутгартского дневника" Шопена. Эти записи композитор сделал в Штутгарте в 1831 году, думая о судьбах своих близких людей в ходе восстания в Варшаве. Много цитат, наполненных жаждой мести в отношении Российской Империи. Позже он узнает, что его родные не пострадали в ходе восстания.

Роберт Шуман, ровесник Фредерика Шопена, впервые услышал музыку польского композитора 27 октября 1831 года в Лейпциге. Тогда на концерте прозвучали Вариации на тему из оперы Моцарта Don Giovanni: Là ci darem la mano, op. 2, исполненные пианистом Юлиусом Кнорром. Произведение произвело на Шумана сильнейшее впечатление. В декабре 1831 года он опубликовал анонимную рецензию в авторитетном немецком музыкальном издании «Allgemeine musikalische Zeitung», где впервые представил Шопена европейской публике. В статье прозвучала легендарная фраза: «Снимите шляпы, господа! Перед вами гений» (Hut ab, Ihr Herren, einen Genius habt Ihr vor Euch!). Шуман написал Шопену пять писем с восхищёнными откликами, но так и не получил ответа. Причина была не в грубости, а в личных предпочтениях: музыка Шумана — с её романтической напряжённостью, сложной структурой и литературными аллюзиями — не находила отклика у Шопена. Он считал её чрезмерной и не по душе. Лишь 27 сентября 1835 года композиторы впервые встретились лично — в Лейпциге, на музыкальном фестивале. Встреча была вежливой, но не стала началом близкой дружбы. В 1839 году Шопен, проявляя учтивость, посвятил Шуману свою Балладу №2 фа-минор, op. 38 — в ответ на посвящение Шумана, который ранее включил Шопена в число вдохновителей своей фортепианной сюиты «Крейслериана», op. 16. Однако, по свидетельствам современников, Шопен высоко оценил лишь дизайн титульного листа издания «Крейслерианы» — саму же музыку он, по слухам, назвал «непонятной». Несмотря на это, Роберт Шуман до конца жизни оставался преданным поклонником таланта Шопена, называя его «нашим королём» и признавая его уникальность в истории музыки.

Первый концерт Фредерика Шопена в Париже состоялся 26 февраля 1832 года в зале Салона Плейель. Он выступил с участием оркестра, исполнив Фортепианный концерт ми-минор, op. 11. Выступление произвело сильное впечатление на публику и критиков: парижане были поражены изысканной техникой, поэтичностью звучания и уникальным стилем исполнителя. Музыкальная элита Парижа признала в Шопене не просто виртуоза, а подлинного новатора. После концерта его имя стало известно во всех музыкальных салонах города. Успех стал поворотным моментом в карьере композитора. Вскоре после этого, уже в 1832–1833 годах, Шопен начал активную преподавательскую деятельность, в первую очередь в аристократических кругах. Он давал частные уроки дочерям и женам знатных парижан, сочетая педагогику с концертной практикой и сочинительством.

В 1836 году Фредерик Шопен впервые встречает писательницу Жорж Санд в одном из парижских музыкальных салонов, но близкие отношения между ними начались в 1837 году. К этому времени Санд уже была известной писательницей, живущей в мужской одежде, курящей сигары и ведущей независимый образ жизни — что вызывало пересуды в обществе. Их роман, длившийся до 1847 года, стал самым глубоким и значимым чувством в жизни Шопена. Несмотря на разницу в характерах, возрасте и мировоззрении, их связывали сильная привязанность, творческое вдохновение и путешествия. Жорж Санд действительно уделяла Шопену огромное внимание, поддерживала его в болезни, управляла бытом и старалась создать ему условия для творчества. Она писала о нём как о «человеке из другого мира» — хрупком, духовном, почти эфирном. Отражение их сложных отношений можно найти в её романе «Лукреция Флориани» (1847), где образ чувствительного, капризного и болезненного князя Карла фон Венте, влюблённого в сильную актрису, многими интерпретируется как художественный портрет Шопена. Хотя сама Санд публично отрицала прямые аналогии, современники и исследователи единодушны: роман — притча о их любви, написанная с горечью и болью. Расставание в 1847 году было тяжёлым. Шопен переживал его как личную катастрофу. Их связь оборвалась навсегда.

Жорж Санд — литературный псевдоним Амандины Авроры Люсиль Орор Дюпен — родилась 1 июля 1804 года в Париже. Она происходила из аристократической семьи: её отец, Морис Дюпен де Франкёй, был потомком старинного дворянского рода, а мать, Софи-Викторин-Олимп Шарпантье, работала танцовщицей. Отец умер, когда Авроре было всего четыре года. Отношения с матерью были напряжёнными: бабушка по отцовской линии, Мадлен-Олимп Дюпен, считала Софи «низкого происхождения» и забрала внучку к себе. С 13 до 17 лет Аврора жила в бенедиктинском монастыре в Париже — монастырской школе Аббатства Дьё-Отен, где получила строгое воспитание. В 1821 году, после смерти бабушки, ей по наследству досталось поместье в Ноане — небольшом городке в центральной Франции. Это имение стало её убежищем на всю жизнь. В 1822 году, в возрасте 18 лет, она вышла замуж за барона Казимира Дюдевана. Брак оказался несчастливым: через девять лет, в 1831 году, пара фактически распалась. Жорж переехала в Париж, оставив детей на время с отцом, чтобы начать новую жизнь. Денег было крайне мало. Чтобы прокормить себя и продолжать бороться за независимость, она решила заняться литературой. В 1832 году вышел её первый значительный роман — «Индиана», в котором она затронула темы женской свободы, любви и социального неравенства. Роман был подписан псевдонимом Жорж Санд — именем, под которым она вошла в историю. Псевдоним стал настолько привычным, что даже близкие называли её так. Многие произведения Санд — включая «Лелия», «Сильвио», «Консуэло» — в той или иной степени разворачиваются в окрестностях Ноана, превращённого в литературный символ уединения и духовной свободы. Жорж Санд жила вопреки нормам своего времени: она курила сигары, принимала гостей в брюках и открыто говорила о равенстве полов. Это подрывало её репутацию в глазах света и стоило ей титула «баронессы» в официальных кругах, но она не скрывала: «Мне всё равно». Её личная жизнь вызывала скандалы. Помимо романа с Фредериком Шопеном, она имела близкие отношения с поэтами Альфредом де Мюссе, Альфредом де Виньи, философом Пьером Леру, а также, по свидетельствам современников, с актрисой Мари Дорваль — одной из первых звёзд французской сцены. Эти связи подтверждали её репутацию вольнодумки и женщины, выходящей за рамки традиций. Её талант высоко ценили современники — в том числе Иван Тургенев, с которым она дружила много лет, Лев Толстой, называвший её «великой писательницей», и Фёдор Достоевский, признававший силу её социального взгляда. Портреты Жорж Санд создавали выдающиеся художники: Шарль Лекренуа, Франсуа Буше, Анри Левек, а также скульптор Огюст Клодель. После окончательного разрыва с Шопеном в 1847 году она вернулась в Ноан, где посвятила себя литературе, воспитанию внуков и спокойной жизни. В 1862 году она познакомилась с Александром Мансо — молодым учёным, на 13 лет моложе её. Их отношения длились 15 лет и стали для неё временем умиротворения и глубокой привязанности. Жорж Санд скончалась 8 июня 1876 года в Ноане, пережив Александра Мансо на 12 лет. Похоронена она в семейном склепе — рядом с родителями.

Эжен Делакруа. Фредерик Шопен и Жорж Санд. Незавершенная картина. 1838
Эжен Делакруа. Фредерик Шопен и Жорж Санд. Незавершенная картина. 1838

В 1837 году у Фредерика Шопена впервые появились явные симптомы туберкулёза лёгких — хронический кашель, слабость, кровохарканье. Хотя болезнь, вероятно, дала о себе знать ещё в детстве, именно с этого времени композитор оказался под постоянным наблюдением врачей. В юности ему назначали белладонну для подавления кашля — препарат, использовавшийся в XIX веке, несмотря на токсичность. В последние годы жизни, особенно после 1840-х, для облегчения страданий он принимал настойку опиума, смешанную с сахаром — распространённое тогда средство от боли и одышки. По совету врачей и в надежде на более тёплый климат, в декабре 1838 года Шопен вместе с Жорж Санд и её детьми отправился на зиму на остров Майорка. Они поселились сначала в Пальме, а затем, из-за предрассудков местных жителей, опасавшихся «заразной болезни», переехали в монастырь Вальдемоса в горах. Условия были суровыми: холод, сырость. Несмотря на тяжёлое состояние здоровья, он не прекращал сочинять. Именно на Майорке, в 1838–1839 годах, в атмосфере одиночества, болезни и тревоги, Шопен завершил цикл из 24 прелюдий, op. 28 — одно из своих самых значительных и проникновенных сочинений. Позднее этот цикл назовут «дождевыми» прелюдиями, вдохновлёнными погодой на Майорке и внутренним состоянием композитора.

Причина смерти Фредерика Шопена долгое время оставалась предметом споров. Официально он скончался 17 октября 1849 года в Париже от туберкулёза, как и было указано в свидетельстве о смерти. Однако в 2014 году исследование, проведённое польскими учёными, пролило новый свет на эту трагедию — и всё благодаря его сердцу, которое более чем на век пережило самого композитора. Да, вы не очитались — сердце Шопена действительно существует. Ещё при жизни, опасаясь погребения заживо — распространённого страха XIX века, — Шопен попросил своего личного врача, Жана Клода Мореля, вскрыть тело после смерти. Врач выполнил просьбу: после вскрытия сердце извлекли, поместили в сосуд с коньяком и запечатали в дубовый ларец. Согласно завещанию, сердце было передано его сестре Людвике Шопен, которая тайно переправила его в Варшаву — тогда находившуюся под властью Российской империи. В 1850 году она передала реликвию Церкви Святого Креста на Краковском предместье, где и просила похоронить его в стенах храма. Сначала духовенство возражало: Шопен не был святым, и размещение человеческого органа в церкви считалось неуместным. Однако из уважения к его памяти и национальному значению композитора сердце всё же приняли — его поместили в подземные катакомбы храма. В 1879 году, после реставрации церкви, сердце было торжественно извлечено и замуровано в колонне в верхней части храма — в капсуле, закрытой мраморной плитой. Во время Второй мировой войны, опасаясь уничтожения, польские власти вывезли сердце из Варшавы. Оно было спрятано в разных местах, включая монастырь и банк, и возвращено в церковь после войны — 17 октября 1945 года, в 96-ю годовщину смерти композитора, с честью и почестями. В 2014 году сердце впервые подвергли научному осмотру без вскрытия сосуда — с помощью эндоскопии и фотографирования. Исследование показало: ткань сердца покрыта белыми бляшками, характерными для хронического перикардита — воспаления околосердечной сумки. При этом признаки туберкулёзного поражения лёгких, вероятно, были, но непосредственной причиной смерти стал именно перикардит, вызванный туберкулёзной инфекцией. В XIX веке это заболевание не умели диагностировать, и его часто не выделяли как отдельную патологию. Сегодня сердце Шопена — не просто артефакт. Это национальный символ Польши, объект культурного почитания, сравнимый по значению с реликвиями святых. Оно по-прежнему находится в Церкви Святого Креста в Варшаве — в той самой колонне, где его видят тысячи туристов и паломников каждый год.

На протяжении всей жизни Фредерик Шопен страдал от хрупкого здоровья. С детства его мучили хронический кашель, одышка и проблемы с пищеварением, включая диарею, о которой он упоминал в письмах. При росте около 170 см его вес в зрелые годы колебался около 45–48 кг, что свидетельствует о крайней худобе, обусловленной болезнью и истощением. Современные исследователи отмечают, что у Шопена, вероятно, не было выраженной щетины или бороды — признак, который в XIX веке мог указывать на гормональные особенности или хроническое заболевание. Что касается бесплодия, то прямых медицинских подтверждений нет, но факт остаётся: у него не было детей. Период жизни с Жорж Санд действительно стал временем относительной стабильности. Она заботилась о нём как мать, управляла бытом, организовывала поездки, защищала от стрессов и старалась создать условия для творчества. В эти годы его творческая продуктивность была высокой — он написал множество шедевров. Однако расставание в 1847 году стало для Шопена тяжёлым ударом. Психологическая травма, одиночество, ухудшение финансового положения — всё это усугубило течение его болезни. К 1848 году состояние резко ухудшилось: усилились кашель, кровохарканье, слабость. В 1849 году, менее чем через два года после разрыва, он скончался в Париже.

"Если какая-то женщина и могла внушить ему полное доверие, то это была я, а он этого никогда не понимал… Я знаю, что многие люди меня обвиняют, — одни за то, что я его измотала необузданностью своих чувств, другие за то, что я привожу его в отчаяние своими дурачествами. Мне кажется, что ты-то знаешь, в чём дело. А он, он жалуется мне, что я его убиваю отказами, тогда как я уверена, что я его убила бы, поступая иначе…"
Из письма Жорж Санд Альберу Гржимале, другу Шопена
Фредерик Шопен. Фото, сделанное за пару месяцев до смерти. 1849
Фредерик Шопен. Фото, сделанное за пару месяцев до смерти. 1849

Фредерик Шопен написал Сонату для фортепиано №3 си-минор, соч. 58 в 1844 году во Франции — в поместье Жорж Санд, где он проводил летние месяцы. Этот период был последним временем относительного творческого подъёма перед окончательным ухудшением здоровья. Несмотря на хроническую болезнь, Шопен сохранил ясность мышления и глубину творческого замысла. Соната поражает своей энергией, масштабом и жизненной силой. В ней сочетаются драматизм, лиризм, виртуозность и строгая архитектура — черты, нехарактерные для композитора, которого часто воспринимают исключительно как поэта ноктюрнов. Особенно впечатляет финал сонаты — быстрый, почти демонический престиcсо, наполненный светом и стремительным движением. Многие современники и исследователи отмечают: трудно поверить, что это сочинение создано человеком, уже находившимся на грани физического истощения. Тем не менее, Шопен не стремился к патетике болезни. Напротив, в этой сонате — утверждение духа, победа формы над страданием. Она стала одним из последних крупных произведений композитора, написанных до полного упадка сил в 1848–1849 годах.

Фредерик Шопен скончался в возрасте 39 лет — 17 октября 1849 года в 2 часа ночи — в своём доме на Площади Венде, 12 в Париже. Причиной смерти стал острый приступ удушья, вызванный прогрессированием хронического заболевания. В момент кончины рядом с ним были близкие — сестра Людвика и близкий друг Жан Клод Морель. Похороны состоялись 30 октября 1849 года в церкви Мадлен — одном из главных храмов Парижа. Мероприятие носило торжественный характер и собрало тысячи людей: музыкантов, аристократов, поклонников его таланта. Согласно завещанию, во время церемонии исполнялись те произведения, которые Шопен особенно ценил. Особое внимание общественности привлекло исполнение “Реквиема” Моцарта — выбор был продиктован глубоким уважением Шопена к австрийскому гению. Хотя сам он не написал ни одного реквиема, считал это сочинение высшим достижением музыкального искусства. После церемонии тело было похоронено на кладбище Пер-Лашез, где и находится сегодня.

Феликс Жозеф Барриа. Смерть Шопена. 1885
Феликс Жозеф Барриа. Смерть Шопена. 1885

Творчество Фредерика Шопена оказало огромное влияние на музыкальную культуру не только Польши, но и всей Европы. Он стал одной из центральных фигур музыкального романтизма, обогатив фортепианную литературу поэтичностью, интимностью звучания и глубиной формы. Особое значение имеет его вклад в развитие жанров этюда, прелюдии и ноктюрна, которые до него часто воспринимались как упражнения или светские миниатюры. Шопен возвёл их в ранг самостоятельных художественных произведений, наполненных драматизмом, лиризмом и сложной внутренней структурой. Его 24 этюда (op. 10 и op. 25) сочетают виртуозную техническую нагрузку с высокой музыкальной выразительностью. 24 прелюдии (op. 28) образуют цикл, охватывающий все мажорные и минорные тональности — по аналогии с «Хорошо темперированным клавиром» Баха, но в романтическом духе. Ноктюрны — от op. 9 №1 до op. 62 — стали эталоном музыкальной мечтательности и интимного разговора с инструментом. Кроме того, Шопен впервые в истории западноевропейской музыки возвысил польские народные танцы до уровня высокого искусства. Особое место среди них занимает мазурка — танец с характерными ритмическими сдвигами, происходящий из польской деревенской традиции. Шопен написал 58 мазурок, превратив их из фольклорных образцов в сложные, поэтичные композиции, наполненные национальным колоритом, но облечённые в изысканную музыкальную форму. Эти произведения стали музыкальным символом Польши, особенно в период её отсутствия на карте Европы (после разделов Речи Посполитой). Также значимы его полонезы — ранее придворные и торжественные танцы, которые Шопен превратил в героические симфонические поэмы для фортепиано, такие как «Героический» полонез (op. 53).

Фредерик Шопен носил на руке прибор для растяжки пальцев. У него были относительно небольшие руки — это подтверждают современные исследователи, анализировавшие отпечатки его рук и особенности его сочинений. Действительно, некоторые аккорды, особенно в сочинениях Листа или поздних романтиков, требуют широкого захвата. Однако Шопен, будучи композитором, писал для своей собственной техники и часто использовал переборы, смену положения руки или педаль, чтобы обойти физические ограничения. Некоторые его произведения, например Этюд №6 соль минор, op. 25, содержат сложные растяжки, но они выполнимы при правильной технике — даже с небольшой кистью. Современные пианисты, в том числе с маленькими руками, успешно исполняют его репертуар.

НОКТЮРНЫ (ОПУС 9)

Anastasia Huppmann - Frédéric Chopin Nocturne Op 9 No 2 in E flat major

Ноктюрны op. 9 — первый опубликованный цикл ноктюрнов Фредерика Шопена — вышли в 1833 году, одновременно в Париже, Лейпциге и Лондоне. Цикл включает три сочинения:

  • No. 1 mi-бемоль мажор
  • No. 2 си-бемоль мажор
  • No. 3 ля-бемоль минор

Они были написаны в период с 1830 по 1832 год, преимущественно в Париже, и посвящены Мари Плейель — выдающейся французской пианистке и одной из лучших исполнительниц своего времени.

Этот цикл стал переломным моментом в творчестве Шопена. Впервые его имя оказалось в центре внимания европейской музыкальной общественности. Хотя сегодня мы воспринимаем эти произведения как эталоны поэтичности и изысканности, в 1830-е их встреча была неоднозначной. Некоторые критики отмечали чрезмерную нежность, «женственность» стиля, а также новизну формы. Но это было не отторжение, а настороженная, интересующаяся реакция.

Жанр «ноктюрн» был создан ирландским композитором и пианистом Джоном Филдом (1782–1837), который написал 18 ноктюрнов с 1812 года. Именно он ввёл в музыку поэтическую форму для фортепиано, основанную на плавной мелодии в верхнем регистре, сопровождаемой арпеджио аккомпанемента — форму, которую Шопен позже возвысил до уровня высокого искусства. Филд с 1808 года жил в России, где стал знаменитостью в аристократических салонах Петербурга и Москвы. Он умер в Москве 23 января 1837 года. Его влияние ощущалось у многих композиторов — не только у Шопена, но и у Михаила Глинки, который высоко ценил его творчество. Шопен переработал форму Филда, придав ей глубину драматургии, сложность гармонии и виртуозность, превратив ноктюрн из салонной миниатюры в самостоятельное художественное произведение. Уже в No. 2 op. 9 — самом известном ноктюрне Шопена — чувствуется его уникальный стиль: импровизационность, богатство оттенков, внутреннее напряжение под нежной поверхностью.

Мари Плейель (урождённая Мари Момо), родилась 4 июля 1811 года была одной из ведущих пианисток Парижа. Дочь композитора и педагога Луи-Жозефа Момо, она дебютировала в 8 лет и вскоре получила признание за блестящую технику и выразительность. Была помолвлена с Гектором Берлиозом, но в итоге вышла замуж за Камиля Плейеля. Брак был заключён в 1830 году, но не был счастливым. Пара разошлась в 1835 году, не имея детей. Причиной развода называют разные характеры и интересы, поговаривают, что супруга «гуляла налево». После развода Мари продолжила концертную и педагогическую деятельность. С 1848 года она преподавала в Брюссельской консерватории, где прославилась как строгий, но вдохновляющий учитель. Умерла она 30 марта 1875 года, неподалеку от Брюсселя.

Откуда взялась эта дама и почему Шопен посвятил ей ноктюрны? В начале 1830-х годов Шопен очаровывает Париж. В его окружении появляется Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Эжен Делакруа, Оноре де Бальзак и та самая Мари со своим супругом Камилем Плейелем. Да-да, вы не ошиблись, здесь приходит на ум знаменитая фирма по производству фортепиано - Pleyel, а Камиль - сын основателя компании. То есть, Мари была просто женой друга Фредерика.

Камиль Плейель (1788–1855) — выдающийся предприниматель и меценат. Под его руководством компания Pleyel стала лидером фортепианной индустрии во Франции. В 1834 году она выпустила одно из первых вертикальных фортепиано, что сделало его доступным для домашнего использования. Фирма Pleyel производила инструменты особой чистоты звучания, чувствительности клавиатуры и тёплого тембра — именно такие качества ценил Шопен. Он пользовался фортепиано Pleyel на всех своих парижских концертах и называл их «лучшими в мире». В 1830 году Камиль открыл концертный зал Salle Pleyel — один из самых престижных в Париже. Шопен дал там свой первый публичный концерт в 1832 году и последний — в апреле 1848 года, перед отъездом в Англию. Камиль сыграл важную роль в карьере Шопена: он не только поставлял инструменты, но и способствовал публикации его произведений, поддерживал его в трудные времена. Их отношения были основаны на взаимном уважении.

Рояль Фредерика Шопена от Pleyel.
Рояль Фредерика Шопена от Pleyel.

Три ноктюрна из опуса 9 были написаны в разное время:

  • Ноктюрн №1 ми-бемоль мажор — завершён в 1830 году;
  • Ноктюрн №2 си-бемоль мажор — также датируется 1830 годом, хотя окончательная редакция могла быть внесена позже;
  • Ноктюрн №3 ля-бемоль минор — создан в 1832 году.

Все три произведения были опубликованы одновременно в 1833 году как единый цикл — op. 9. Шопен не планировал их как трилогию с общей драматургией, но позднее издатели и исполнители стали воспринимать их как законченный сборник. Среди них наиболее известным и часто исполняемым является Ноктюрн №2 си-бемоль мажор. Его узнаваемая мелодия, плавные арпеджио аккомпанемента и поэтическая атмосфера сделали его одним из самых популярных фортепианных произведений в истории. Он звучит в кино, на радио, в рекламе, стал настоящим музыкальным символом романтизма.

ИЗ УСТ ИСТОРИКОВ

Фредерик Шопен. Документальный фильм (Италия, 2010)

ОБО ВСЕМ СКАЖЕТ КОНЦЕРТ

Слушая Шопена. Фильм-концерт (1982)

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, а я, Александр Тепляков, буду продолжать делать обзоры главных хитов, с которыми "выстрелили" знаменитости, вспоминать чарты прошлых лет, классических композиторов и исполнителей одного хита.

Мой официальный сайт, мой YouTube-канал.

Я в Instagram, в TikTok, в ВК, в Facebook.

Слушайте мои собственные песни на всех площадках. TEPLYAKOV. Apple Music, VK Music, Яндекс Музыка, Spotify, Одноклассники Музыка, Зайцев.нет, Сбер Звук, YouTube Music, Deezer, Tidal, Bandcamp.

Где Тепляков, там история музыки!