Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Всемирный передел космоса: какие страны забирают лидерство у космических держав

Космонавтика доступна только мировым державам? Пора забыть этот устаревший стереотип! Теперь космос осваивают частные компании из самых различных уголков планеты. «НИ» выяснили, кто и как сказку делает былью и какое место в новой космической эре отведено России. Мария Соколова Раньше можно было смело утверждать, что космос доступен только крупнейшим мировым державам: России, США и Европе. Позже к ним присоединились Япония, Китай и Индия — все-таки это одни из крупнейших экономик мира, у них достаточно ресурсов для освоения космического пространства. Но теперь в околоземное пространство отправляются компании из стран, которые еще недавно к космосу не имели вообще никакого отношения. Не исключено, что именно они в ближайшем будущем совершат революцию на рынке космических пусков и космических услуг. Азиатские государства, включая Южную Корею, уже доказали, что способны совершить экономическое и технологическое чудо. Еще в середине прошлого века Корея была отсталой аграрной страной, раздир
Оглавление

Космонавтика доступна только мировым державам? Пора забыть этот устаревший стереотип! Теперь космос осваивают частные компании из самых различных уголков планеты. «НИ» выяснили, кто и как сказку делает былью и какое место в новой космической эре отведено России.

Новые игроки выходят на космический рынок. Источник: fijivillage.com
Новые игроки выходят на космический рынок. Источник: fijivillage.com

Мария Соколова

Раньше можно было смело утверждать, что космос доступен только крупнейшим мировым державам: России, США и Европе. Позже к ним присоединились Япония, Китай и Индия — все-таки это одни из крупнейших экономик мира, у них достаточно ресурсов для освоения космического пространства.

Но теперь в околоземное пространство отправляются компании из стран, которые еще недавно к космосу не имели вообще никакого отношения. Не исключено, что именно они в ближайшем будущем совершат революцию на рынке космических пусков и космических услуг.

Ракеты сверхлегкого класса позволяют частникам выйти на рынок космических услуг. Фото: news.cgtn.com
Ракеты сверхлегкого класса позволяют частникам выйти на рынок космических услуг. Фото: news.cgtn.com

Корейское космическое чудо

Азиатские государства, включая Южную Корею, уже доказали, что способны совершить экономическое и технологическое чудо. Еще в середине прошлого века Корея была отсталой аграрной страной, раздираемой войнами.

А что теперь? Весь мир ездит на корейских автомобилях, пользуется корейской электроникой Samsung, LG и других производителей, на корейских верфях производят огромные танкеры, контейнеровозы и прочие коммерческие суда, корейские заводы выпускают уникальное промышленное оборудование (например, штампы для выпуска элементов автомобильных кузовов). Химия, металлургия — тоже не на последнем месте.

И похоже, что следующая цель для корейских властей — космос. Не зря в мае 2024 года было создано новое космическое агентство KASA. Первые результаты работы уже налицо.

Корейская ракета KSLV-1 построена на базе первой ступени «Ангары». Фото: cool-readers.ru
Корейская ракета KSLV-1 построена на базе первой ступени «Ангары». Фото: cool-readers.ru

Впервые Южная Корея начала самостоятельно запускать космические ракеты сравнительно недавно — в 2013 году. При этом ракета легкого класса KSLV-1 была создана при участии России. Ее первая ступень — это фактически первая ступень «Ангары». Корейские СМИ сообщали о том, что KSLV-1 на 80% повторяет «Ангару».

Но азиаты быстро учатся. В 2021–2023 годах прошли летные испытания ракеты KSLV-2. Это уже полностью корейская разработка без прямого заимствования технологий.

В 2023 году Корея завершила испытания полностью собственной ракеты KSLV-2. Фото: isrscience.ru
В 2023 году Корея завершила испытания полностью собственной ракеты KSLV-2. Фото: isrscience.ru

По планам корейского правительства, к 2027 году необходимо удвоить космический бюджет страны до 1,1 млрд долларов, а администрация президента Юн Сок Ёля планирует выделить на ракетную программу и навигационные спутники 1,47 млрд долларов и 2,72 млрд долларов соответственно. Финансирование отправки людей на Луну и Марс предусматривает сумму в размере 70 млрд долларов в ближайшие десятилетия.

Кроме того, упор делается на развитие частной космонавтики. Обновленная космическая программа предусматривает строительство стартовой площадки на юге страны, в уезде Кохын, специально для частных компаний. Также для развития частных инициатив будет создан фонд примерно на 74 млн долларов.

А на этой неделе правительство Южной Кореи официально запустило разработку космического вездехода для изучения Луны и Марса. Уже заключены соглашения с 13 подрядчиками, включая Hyundai Motor.

Корейский лунный ровер в представлении Hyundai Motor. Фото: Hyundai Motor
Корейский лунный ровер в представлении Hyundai Motor. Фото: Hyundai Motor

Новозеландская космическая мечта

Южная Корея пока только идет к тому, чтобы стать центром частной космонавтики. Сейчас же воплощением космической мечты частного предпринимателя является Новая Зеландия. Конечно, можно вспомнить SpaceX Илона Маска, но это совсем другие масштаб и уровень финансирования. SpaceX по масштабу разработок в одиночку может превзойти ведущие государственные космические агентства.

А в Новой Зеландии успешно функционирует компания Rocket Lab. Ее ракета Electron стала третьей по частоте запусков ракетой в мире. Маск проводит испытания монструозного Starship, Роскосмос строит колоссальную инфраструктуру на космодроме Восточный для запуска ракеты тяжелого класса «Ангара А5».

Electron — одна из самых популярных и дешевых ракет в мире. Фото: spacefoundation.org
Electron — одна из самых популярных и дешевых ракет в мире. Фото: spacefoundation.org

А в Rocket Lab пошли иным путем. Они сделали ракету-носитель сверхлегкого класса Electron очень простой: применена двухступенчатая схема, разгоняют девять маленьких двигателей, многие детали изготовлены с применением 3D-печати.

В конструкции двигателей нет даже классических сложных турбонагнетателей, которые подают топливо в камеру сгорания под давлением. Вместо них применены простые электронасосы, которые питаются от литиевых аккумуляторов. На орбиту такая ракета способна доставить максимум 250 кг груза.

На фоне 24 тонн «Ангары А5» — просто смешно. Но посмотрите: большая «Ангара» не совершила ни одного коммерческого пуска, а Electron летает регулярно. Спутники становятся меньше и доступнее — на первый план выходит стоимость запуска ракеты. Если пуск Falcon 9 стоит 62 млн долларов, то за Electron нужно заплатить 4,9–6,6 млн долларов.

Поэтому маленькая ракета от частной компании (кстати, многоразовая) совершила с 2018 года уже 54 полета, из них 12 в 2024-м. Власти Новой Зеландии ожидают, что к 2030-му доход космического сектора достигнет внушительных 10 млрд долларов.

Запуск ракеты Electron от компании Rocket Lab стоит 4,9-6,6 млн долларов. Фото: wikimedia.org
Запуск ракеты Electron от компании Rocket Lab стоит 4,9-6,6 млн долларов. Фото: wikimedia.org

Родина кенгуру в космосе

Пример Новой Зеландии подхватили их соседи — австралийцы. На днях стартап Gilmour Space из Австралии получил лицензию на запуск своей первой космической ракеты Eris с космодрома на севере Квинсленда. Она тоже относится к сверхлегкому классу. С учетом того что уведомить власти о полете надо минимум за 30 дней до старта, достижение космоса с территории Австралии возможно не раньше декабря 2024 года.

Из необычных особенностей ракеты Eris стоит отметить гибридный двигатель первой ступени. Он использует твердое топливо и жидкий окислитель. Обычно инженеры выбирают что-то одно: либо твердые компоненты, либо жидкие.

Австралийская компания Gilmour Space с ракетой Eris пытается повторить успех Rocket Lab. Фото: dzen.ru
Австралийская компания Gilmour Space с ракетой Eris пытается повторить успех Rocket Lab. Фото: dzen.ru

На юге Австралии полигон Кунибба скоро также будет использоваться для космических пусков — недавно было подписано соответствующее соглашение с местными властями. Первый такой старт должен состояться в 2025 году — в космос отправится ракета сверхлегкого класса Aurora от канадской компании Reaction Dynamics.

Она также рассчитана на вывод микроспутников на орбиту: диаметр головного обтекателя всего лишь 1,3 м, а максимальная нагрузка на низкую околоземную орбиту — только 200 кг. Из интересного — опять-таки применение гибридного двигателя. Разработчики обещают, что смогут снизить стоимость вывода спутников на орбиту в три раза. Что из этого выйдет — узнаем в будущем, но задел очень амбициозный. Если стоимость запуска получится снизить до 2–2,5 млн долларов, это будет настоящая революция.

Канадская компания Reaction Dynamics с ракетой Aurora обещает снизить стоимость доставки груза в три раза. Фото: reactiondynamics.space
Канадская компания Reaction Dynamics с ракетой Aurora обещает снизить стоимость доставки груза в три раза. Фото: reactiondynamics.space

Незаметный малый космос России

В РФ тоже неоднократно предпринимались попытки сделать небольшую ракету, которая обеспечивала бы недорогие запуски спутников. Сначала под гражданское использование пытались адаптировать советские межконтинентальные баллистические ракеты УР-100. После подписания договора о сокращении наступательного вооружения в запасе осталось 360 таких ракет.

В результате конверсии сначала получились ракеты «Рокот», а потом — «Стрела», способные вывести на орбиту до двух тонн полезной нагрузки. Но не взлетело. Переделка оказалась слишком дорогой («Рокот» стоил более 40 млн долларов), да и суровая военная техника не рассчитана на работу с нежной гражданской электроникой. Окончательную точку в этих проектах поставил разрыв отношений с Украиной, которая поставляла необходимые компоненты.

Попытки России сделать легкую космическую ракету из МБР окончились неудачей. Фото: foto.pastatech.ru
Попытки России сделать легкую космическую ракету из МБР окончились неудачей. Фото: foto.pastatech.ru

Следующую попытку сделать космос доступнее в РФ совершили в 2013 году. Тогда Роскосмос впервые запустил ракету легкого класса «Союз 2.1в». Инженеры взяли привычный «Союз», убрали боковые блоки и третью ступень, а на центральный поставили один двигатель НК-33А от советской «лунной» ракеты Н-1. Получилась ракета, которая может вывести на орбиту до 3,3 т груза, все равно намного больше, чем современные ракеты от частников.

В России ракеты сверхлегкого класса пытается создать частная компания SR Rockets. Фото: SR Rocket
В России ракеты сверхлегкого класса пытается создать частная компания SR Rockets. Фото: SR Rocket

Однако еще есть надежда, что РФ включится в гонку ракет сверхлегкого класса. Такими разработками сейчас занята частная компания SR Space. Но когда будет готов действующий образец ракеты, неизвестно.

Эскизный проект завершен, испытания проходят отдельные компоненты. В свою очередь, предприятие «ОДК-Кузнецов», входящее в состав Ростеха, разрабатывает двигатели для ракет сверхлегкого класса, которые могут доставлять в космос до 250 кг полезной нагрузки. Но куда они будут устанавливаться, также неизвестно.

Какая-то работа в этом направлении в РФ идет, но говорить о конкуренции с зарубежными компаниями пока еще слишком рано.

Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2024-11-07/vsemirnyy-peredel-kosmosa-kakie-strany-zabirayut-liderstvo-u-kosmicheskih-derzhav-434262

---