Рождение и происхождение
Николай Алексеевич Некрасов, величайший русский поэт, публицист и классик мировой литературы, родился 10 октября 1821 года (28 ноября по старому стилю) в небольшом городке Немиров Подольской губернии. В семье, помимо него, росло еще 13 детей.
Его детство прошло в селе Грешнево Ярославской губернии, в родовом имении отца, Алексея Сергеевича Некрасова. Отец, служивший поручиком и являвшийся богатым помещиком, отличался суровым характером и нередко проявлял жестокость как по отношению к крепостным, так и к своей семье. Душевная травма, полученная Некрасовым в детстве, оставила неизгладимый след на всю его жизнь. Его мать, Елена Андреевна Закревская, была мудрой и образованной женщиной, именно ей он обязан своей любовью к литературе и русскому слову. С самого начала родители девушки были против этого брака с малообразованным армейским офицером, но она настояла на своем. И брак действительно оказался крайне неудачным. Однако своим детям она постаралась дать прекрасное образование.
Ранние годы
Сознательное детство Николая Алексеевича Некрасова прошло в атмосфере семейного разлада. Он не раз становился свидетелем жестокого нрава отца, который не только наказывал крепостных, но и проявлял агрессию к собственной жене. Елена Андреевна была вынуждена все это терпеть. Этот образ страдающей матери, а также темы тяжелой женской участи, нашли отражение в его произведениях, таких как поэма «Кому на Руси жить хорошо» и стихотворении «Орина, мать солдатская».
Алексей Сергеевич часто брал сына с собой в разъезды, еще в бытность службы исправником, к которой привело неумелое обращение с имением и многочисленные долги. В этих поездках мальчик рано стал свидетелем драматических событий: смерти, насилия и жестокости. Эти впечатления о крестьянской жизни, ее нищете и беззащитности потом лягут в основу его творчества.
С 1832 по 1837 год одиннадцатилетний Некрасов учился в Ярославской гимназии, но учеба давалась ему тяжело: он часто прогуливал занятия и находил утешение в сочинении стихов. В итоге он доучился лишь до пятого класса.
В 1838 году, по настоянию амбициозного отца, семнадцатилетний юноша отправился в Петербург служить в дворянском полку. Однако Некрасов повстречал гимназического товарища, студента Глушицкого, и познакомился с другими студентами, после чего у него возникло страстное желание получить высшее образование. Некрасов предпочел учебу военной службе и начал готовиться к экзаменам в Петербургский университет. Не выдержав вступительных испытаний, он стал вольнослушателем на филологическом отделении, что вызвало гнев его отца, который прекратил материальную поддержку.
Жизнь в Петербурге оказалась непростой: Некрасов постоянно сталкивался с нищетой, холодом и голодом. Часто он оставался без средств к существованию, однако эти трудности только закалили его характер.
Начало литературной деятельности
Спустя несколько лет скитаний, дела стали понемногу налаживаться: он начал давать уроки и писать статьи для «Литературного прибавления к «Русскому инвалиду»» и «Литературной газеты». Он также предлагал свои стихотворные сказки и азбуки, сочинял водевили для Александринского театра под псевдонимом Перепельского. Середина 1840-х годов была очень продуктивной для него: он активно работал как писатель, поэт, критик и публицист, что легло в основу его реалистического метода.
В 1840 году вышел его первый сборник стихов «Мечты и звуки», но все произведения отличались подражательным стилем. Перед публикацией он показал свои стихи Василию Жуковскому, который похвалил лишь два из них и посоветовал остальные издавать без имени, предостерегая от стыда за худшие работы. Поэтому часть книг вышла под инициалами «Н.Н.».
Книга получила разные отзывы: некоторые критики, как Н. Полевой, хвалили ее, а другие, такие как В. Белинский, ругали. Низкие продажи заставили молодого поэта скупать и уничтожать свои издания, как некогда делал Николай Гоголь, что сделало эту книгу крайне редкой.
Провал на поэтическом поприще вынудил его обратиться к прозе. Его ранние рассказы отражали личный опыт и впечатления о Петербурге, вписываясь в традиции реалистической литературы, заданной Гоголем и Белинским. В это время он также пробует себя в юмористических произведениях, таких как «Провинциальный подьячий в Петербурге», «Феоктист Онуфриевич Боб» и другие.
Работа в «Отечественных записках»
С начала 1840-х годов Некрасов стал регулярным сотрудником «Отечественных записок» и в 1842 году познакомился с В. Белинским, оказавшим значительное влияние на его творчество. Вскоре Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. Ему пришла в голову коммерческая идея: собирать и издавать альманахи с участием знаменитых писателей, не платя им гонорары. В. Белинский откровенно просил известных литераторов подарить Некрасову повесть, рассказ или стихотворение, чтобы помочь выбраться из трудных финансовых обстоятельств.
В результате Некрасов издал ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846).
«Современник»
Эта деятельность так увлекает Некрасова и так хорошо получается, что вскоре (в 1846-1847 гг.) он совместно с И. Панаевым покупает в аренду журнал «Современник», который в свое время, основал еще А. Пушкин. В этот же журнал переходит и В. Белинский, равно как и все молодые литературные дарования того времени.
«Современник» справедливо назвать легендарным изданием, ведь в нем нашли популярность: И. Тургенев, И. Гончаров, А. Герцен, Н. Огарёв. В журнале публиковались А. Островский, М. Салтыков-Щедрин, Г. Успенский. Именно Николай Алексеевич Некрасов открыл для русской и мировой литературы такие имена как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями издания.
Некрасов взял на себя основную тяжесть работы. Для составления очередного номера он прочитывал по 12 тысяч страниц рукописей. Ему приходилось править до ста страниц корректуры, в том числе внося правки и даже переписывая тексты, не прошедшие цензуру. По этому поводу он говорил:
Случается писать без отдыха более суток, и как только паралич не хватил правую руку
С первых лет руководства журналом Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика.
С середины 1850-х годов ситуация для Некрасова усложняется из-за политической обстановки и внутренних конфликтов в редакции «Современника». В этот период появляются такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864).
Закрытие «Современника»
«Современник» стал вызывать все большее недовольство правящих кругов Российской империи. Некрасову за годы своего руководства журналом удалось преобразовать его в главный литературный журнал России и прибыльное предприятие, несмотря на постоянное преследование цензорами. Однако революционная пропаганда (даже завуалированная) в эпоху потрясений перестала быть приемлемой.
В июне 1862 года журнал был приостановлен на восемь месяцев «за вредное направление». В 1866 году, после выстрела в российского императора Александра II, журнал закрылся навсегда.
После закрытия журнала Некрасов сблизился с издателем Краевским и через два года после закрытия «Современника», в 1868 году, арендовал у Краевского «Отечественные записки», сделав их боевым органом революционного народничества и превратив их вместе с М. Салтыковым-Щедриным в орган передовой демократической мысли.
Поздние годы
Главной работой Некрасова в поздние годы стала эпическая крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», в основу которой легла мысль поэта, которая неотступно преследовала его в годы после реформы: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Эта поэма-эпопея вобрала в себя весь его духовный опыт. Это опыт тонкого знатока народной жизни и народной речи. Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства, не удовлетворённого результатами крестьянской реформы.
В начале 1875 года у поэта диагностируют неизлечимую болезнь, и следующие два года он проводит в постели, создавая свои «Последние песни». 27 декабря 1877 года Николай Алексеевич Некрасов скончался.
Его похороны стали первым массовым прощанием с писателем: многотысячная толпа провожала поэта в последний путь при холодной погоде до Новодевичьего кладбища в Петербурге.
Личная жизнь
В 1842 году на поэтическом вечере Николай Алексеевич Некрасов встретил Авдотью Панаеву, жену писателя Ивана Панаева. Она была умной, привлекательной и заботилась о литературном круге, что сделало ее одной из самых известных красавиц Петербурга. В нее был влюблен и Достоевский, хотя его чувства не были взаимными.
Некрасов тоже влюбился в Авдотью, но она изначально не обращала на него внимания, стараясь соблюдать семейные традиции, несмотря на репутацию ее мужа как ловеласа. Первоначальный отказ Авдотьи едва не довел Николая до самоубийства. Однако во время совместного путешествия с Панаевыми в Казанскую губернию их чувства друг к другу вспыхнули, и после возвращения они начали жить вместе в необычной семейной связке.
Несмотря на общественное осуждение и непонимание со стороны друзей, Николай и Авдотья были счастливы. В результате их сотрудничества возник «Панаевский цикл» — один из лучших циклов Некрасова, в котором Авдотья писала под псевдонимом «Станицкий». Их необычная семья продлилась целых шестнадцать лет, пока не наступила трагедия: в 1849 году у пары родился сын, который вскоре умер, что стало причиной постоянных ссор между влюбленными. В 1862 году, после смерти мужа, Авдотья ушла от Некрасова, но он сохранил о ней память на всю жизнь, упомянув в завещании.
После этого у Некрасова был краткий роман с французской актрисой Селиной Лефрен, которую он встретил в 1863 году в Петербурге.
Позже он встретил Феклу Анисимовну Викторову — простую деревенскую девушку 23 лет, в то время как Некрасову уже было 48. Он активно занимался ее образованием и культурным развитием, водил на концерты и выставки, дал ей новое имя — Зина. Фекла приняла это имя как свое и стала Зинаидой Николаевной, заучив наизусть стихи Некрасова. Вскоре они поженились, хотя его чувства к Авдотье так и не угасли. Несмотря на брак, Некрасов продолжал испытывать настоящую тоску по Авдотье и даже имел роман с Селиной Лефрен за границей.
О его страсти к карточным играм и охоте сложили множество легенд, но после трагического инцидента, когда Зинаида случайно застрелила его любимого пса – пойнтера Кадо, он навсегда отказался от этих увлечений.
Таким ярким и многогранным Николай Алексеевич Некрасов навсегда остался в истории литературы.