Найти в Дзене
Мороженые сказки

Традиции многоженства на русском севере: в каком случае мужик мог привести в дом вторую и даже третью жену?

Традиционно считается, что полигамия это удел исламской культуры, доисторических времен либо диковинных закрытых сект. О первых двух случаях я рассказывала не так давно, сегодня хотела бы остановиться на событиях не столь отдаленных во временном и географическом плане и поднять демографический вопрос начала прошлого века, а именно вопрос многоженства на русском севере. Достоверно известно, что русский север, будучи территориально удаленным и труднодоступным в течении длительного времени сумел сохранить в своих недрах отзвуки языческих поверий и традиций, в чем не раз признавались этнографы и фольклористы, считающие труднодоступные поросшие тайгой края за болотами и урманами лучшим источником материала. Несомненно, позднее распространение христианства (христианская колонизация русского севера произошла намного позже центральных территорий России лишь в период позднего средневековья в 14-15 веках),  длительное сохранение двоеверия среди коренного и пришлого населения позволила сохранитс

Традиционно считается, что полигамия это удел исламской культуры, доисторических времен либо диковинных закрытых сект. О первых двух случаях я рассказывала не так давно, сегодня хотела бы остановиться на событиях не столь отдаленных во временном и географическом плане и поднять демографический вопрос начала прошлого века, а именно вопрос многоженства на русском севере.

Идиллическая картинка счастливого многоженца, нарисованная ИИ, в реальности все обстояло немного иначе
Идиллическая картинка счастливого многоженца, нарисованная ИИ, в реальности все обстояло немного иначе

Достоверно известно, что русский север, будучи территориально удаленным и труднодоступным в течении длительного времени сумел сохранить в своих недрах отзвуки языческих поверий и традиций, в чем не раз признавались этнографы и фольклористы, считающие труднодоступные поросшие тайгой края за болотами и урманами лучшим источником материала. Несомненно, позднее распространение христианства (христианская колонизация русского севера произошла намного позже центральных территорий России лишь в период позднего средневековья в 14-15 веках),  длительное сохранение двоеверия среди коренного и пришлого населения позволила сохранится многим языческим традициям и обрядам.

Одним из самых ярких среди них, несомненно, выступает традиция многоженства. 

Многоженец начала прошлого века из северной деревни Няндомской волости Архангельской губернии. Архивное фото начала прошлого века
Многоженец начала прошлого века из северной деревни Няндомской волости Архангельской губернии. Архивное фото начала прошлого века

Широко известен тот факт, что наши языческие предки были не только многоженцами, но и обладателями достаточно обширных гаремов из наложниц по восточному типу, что подчеркивало уровень благосостояния мужчины и его воинскую доблесть. Подробно останавливаться на этой теме не вижу смысла, так как все подробно было разобрано в одной из статей ранее👇

Модель семьи, во многом схожей с языческой, бытовал еще каких то сто лет назад в некоторых отдаленных селах  на русском севере, когда глава семьи имел две три жены, жил с ними под одной крышей и вел общее хозяйство.

Это было не широко распространенный практикой, но достаточно обычным явлением, не вызывавшим к односельчан недоумения, зависти или осуждения. Как правило, для пополнения мужем семейства новой женой нужно было соблюсти как минимум одно (а лучше два три) из следующих условий:

Видно, что женщины сильно отличаются друг от друга по возрасту. Архивное фото
Видно, что женщины сильно отличаются друг от друга по возрасту. Архивное фото

❌ Первая или последующая не могли иметь детей: «он взял одну — она ему не родила, взял вторую — тоже, родила третья»;

❌ Жена старела и становилась немощной, а мужику требовалась помимо женской заботы и ласки помощь по хозяйству: «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак»;

✅ Достаточное благосостояние такого многоженца: большое хозяйство, обилие скота и общий высокий материальный уровень: «…у него было много скотины. Две лошади было, две коровы было. Этих, два телёнка, да одна там не справляласи, старовата стала, а он-то ещё дебелый. Вот он на второй женился»;

Материальное благосостояние многоженца выступает одним из первых факторов его большой семьи (в первую очередь были нужны бесплатные  работницы). Архивное фото начала прошлого века
Материальное благосостояние многоженца выступает одним из первых факторов его большой семьи (в первую очередь были нужны бесплатные работницы). Архивное фото начала прошлого века

✅ Физическое здоровье многоженца, несмотря на его внушительный возраст и его непререкаемый авторитет как среди односельчан, так и среди своего гарема:

«Дядя , вот он был жонат на одной, а потом привёл к ей другую жену. Та уже постарше стала, помоложе навязалась просто».

Повторный и последующий брак уже не освещался церковью, не отмечался в сельсовете, по сути становясь гражданским браком, выражаясь современным языком. 

Распределение обязанностей в такой семье происходило по разному.

Но всякий раз подчеркивалось, что глава столь необычного семейства выступал прежде всего как большак, который следит за порядком, за тем, чтобы все работы выполнялись правильно, своевременно и четко. При этом между женами существовало строгое распределение ролей, каждая из них знает свое место, отведенный ей круг обязанностей.

В семье, где имелось 2-3 жены у всех существовало строгое распределение обязанностей. Обходилось без склок и козней. Архивное фото
В семье, где имелось 2-3 жены у всех существовало строгое распределение обязанностей. Обходилось без склок и козней. Архивное фото

 «У меня они все работящие, - признавался этнографу один многоженец начала прошлого века. Одна в лес ездит, лошадка своя, это в лес по дрова, дрова возит. Другая по сено ездит, там не в один день, а через день, со скотиной ходит: корова, офцы — всё есть, двоё ходит со скотом — фсе при деле, фсе распределёны. Одна дома хлеб пекёт». Или:

 «Старая, значит… коров по три — по две коровы держал. Вот так по хозяйству всё работала, значит. Это старая с коровами ходила. Молодая, значит, с ним занимается: и в баню с ним ходит, и баню топит, там бельё стирает, тодругое…».

Распределение супружеских отчзанностей интимного плана так же было в разных семьях заведено по-разному: в одних случаях глава семьи устанавливал очередность, но чаще всего исполнение супружеского долга вменялось младшей из жен, равно как и ношение и воспитание детей, если они имелись. Эта обязанностью считалась такой же обыденной как и прочие работы по дому: наравне с уборкой, готовкой и стиркой и тому подобным обязанностям:

Выполнение супружеского долга как правило ложилось на плечи самой молодой жены. Архивное фото
Выполнение супружеского долга как правило ложилось на плечи самой молодой жены. Архивное фото

«Одна была… за жену, а та за работницю, а эта приготовляла ись — все троё»…

Причем, как отмечали очевидцы таких нетипичных для христианского миропорядка браков, все в таких семьях было спокойно, размеренно и благополучно: не было ни ссор, ни склок, ни прочих бабских разборок (как правило, по причине частого рукоприкладства главы семьи, живущего по старым устоям домостроя: «бьет - значит любит»).

Человек, имевший несколько жен, как правило, описывался как особенный, чем-то выдающийся муж. Примечательно, однако, что в народном сознании исключительным выглядел сам  не факт наличия у односельчанина нескольких жен (это, как уже сказано, обычно не вызывало никаких эмоций), а совершенно иные вещи, связанные с его собственной персоной или с укладом его жизни.

Так он мог иметь некие физические недостатки (например, хромоту),  очень часто обособленный образ жизни на отшибе (Редко когда рассказчиком отмечалось, что такие мужики жили именно в той деревне, в которой о них рассказывают: «Это у нас не заведёно было. Вот там по Няндомскому тракту Чащовка называлась»), иногда их подозревали даже в связях с нечистой силой, владении определенными магическими навыками, тайном общении с загробным миром, что отражено в многочисленных обережных заговорах с упоминанием многоженца:  «…от всякого врага, враговицы, от всякого еретнка, еретицы, отвсякого злого, лихого человека, от мужика от черного, от мужика от белого, от мужика однозубого , от мужика двоезубого, от мужика троежоного..»

Очень часто многоженцы выделялись какими то острыми приметами, в том числе и подозрении в связях с нечистой силой
Очень часто многоженцы выделялись какими то острыми приметами, в том числе и подозрении в связях с нечистой силой

Случаи выявления многоженства на русском севере в свидетельствах очевидцев прекратились с развитием государственности и упрочения системы правоохранительных отношений на русском севере, равно как и пресеклась традиция захоронения умерших детей в подполье и под порогом деревенских домов, о чем подробно рассказывала в материале ниже

О каких ещё шокирующих традициях русского народа вам было бы интересно узнать в новых статьях? Жду ваших откликов, чтобы сделать материалы Мороженых сказок ещё интереснее.

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja