Найти в Дзене
Денис Андрианов

"Сговор остолопов" роман запрещённый в США

50-е годы ХХ века. Новый Орлеан. В 50-х годах здесь жизнь кипела, как хороший самогон в кастрюле бабушки! Первый делом представим нашего главного героя — Игнациуса Ж. Райлли, который будет вертеться вокруг сюжета, как белка в колесе. Это такой грузный дядька за тридцать ( идеальнный СКУФ), одетый так, что даже манекены в витринах  "Henderson" чувствуют себя более стильно. Но главное, что у него есть — это характер. Представьте себе эгоистичного, дерзкого и мстительного индивидуума, самовлюбленного до невыносимости. Неплохой коктейль, правда? Но не думайте, что вы будете к нему испытывать какой-то трепет или симпатию. Это не тот милый декоративный пёсик, который вы захотите взять в руки, сказав: "А, посмотрите, какой милаха!" Это персонаж, который просто создан, чтобы вы высказывали: "Сколько нужно заплатить, чтобы сдать его в приют?" Вот, к примеру, его диалог с матерью. Просто шедевр! - Ох, да он ко мне так плохо иногда относится, - провозгласила миссис Райлли и повернулась к Дарлине
Оглавление

50-е годы ХХ века. Новый Орлеан. В 50-х годах здесь жизнь кипела, как хороший самогон в кастрюле бабушки!

Первый делом представим нашего главного героя — Игнациуса Ж. Райлли, который будет вертеться вокруг сюжета, как белка в колесе. Это такой грузный дядька за тридцать ( идеальнный СКУФ), одетый так, что даже манекены в витринах  "Henderson" чувствуют себя более стильно. Но главное, что у него есть — это характер.

Игнациус Ж. Райлли
Игнациус Ж. Райлли

Представьте себе эгоистичного, дерзкого и мстительного индивидуума, самовлюбленного до невыносимости. Неплохой коктейль, правда? Но не думайте, что вы будете к нему испытывать какой-то трепет или симпатию. Это не тот милый декоративный пёсик, который вы захотите взять в руки, сказав: "А, посмотрите, какой милаха!" Это персонаж, который просто создан, чтобы вы высказывали: "Сколько нужно заплатить, чтобы сдать его в приют?"

Вот, к примеру, его диалог с матерью. Просто шедевр!

- Ох, да он ко мне так плохо иногда относится, - провозгласила миссис Райлли и повернулась к Дарлине. - Вы себе представить не можете . Как подумаю, сколько всего я для этого мальчика сделала...

- Мамаша, что вы мелете? (речь Игнациуса)

- Ты меня не ценишь.

- Прекратите сейчас же. Боюсь, вы потребляли чересчур много пива.

- Я для тебя всё равно, что мусор. А я хорошая, - всхлипнула миссис Райлли и повернулась к Дарлине. - Я всю страховку бедного дедушки Райлли спустила, только чтоб он в колеже восемь лет учился, а он с тех пор только дома валяется да на телевизер смотрит.

- Постыдился бы, - сказала Дарлина Игнациусу. - Такой здоровый мужик. Погляди только на свою бедную мамочку.

Миссис Райлли рухнула на стойку, рыдая и сжимая в кулаке стакан с пивом.

- Это смехотворно. Мамаша, сейчас же прекратите.Да, именно так он её называет — "мамаша". В общем, для Игнациуса уважение к родной матери — это что-то вроде труднодоступной цели, как хороший автомобиль в Тольятти.

Но не думайте, что здесь только он вызывает негативные эмоции. Нет-нет, это общее семейное хобби! Каждый герой, даже случайный прохожий, так и хочется спросить: "А где ваши мозги, ребята?" Есть тут только два нормальных человека — Джоунз и Гас Леви. Джоунз — комик по жизни, а Гас — просто жалость. Остальные делают всё возможное, чтобы выставить их в плохом свете. Зато однозначно — не найти ни одного человека, который хотя бы раз сказал бы: "Классные ребята!"

Цели и проблемы в книге

Как там говорил Эдиссон: "Природа иногда творит глупцов, но шут — всегда творение человека." И вот вам главная задача романа: показать общество через его разношерстное население. Все страхи и беды, от отношений до достижений — короче говоря, полный букет!

Да-да, Тул намекает, что остолопов хватает везде, и неважно, в какой ты социальной ячейке. Он с насмешкой высмеивает своих персонажей, как на прожарке в стенд апе.

А с Джоунзом ситуация интересная. Если вы смеётесь над его выходками, то на самом деле смеётесь скорее над его шутками, и он это прекрасно понимает! И да, он — из темнокожего гетто, но, поверьте, у него со смекалкой всё в порядке. Так что, если вы хотите посмеяться на полную катушку, изучая всех этих остолопов, убедитесь, что Джоунз — не просто шут, а настоящий король комедии среди них!

Диалог Джоунза и его знакомого:

- Ты лучше сходи в подлицию, скажи, что увольняисси, но другое место искать себе пойдёшь.

- В-во! Никакой работы чёрным публикам не светит - для них тока нары в каталашке. Хочшь хавку легулярно - так садись в тюрягу, ничо лучше нет. Тока я лучше с голодухи помру снаружи. Я лучше полы эти лятские мыть буду, чем в тюрягу, номера для машин красить да коврики с ремнями плести и прочее говно... (слова Джоунза)

Джоунз, как всегда, в своём репертуаре — настоящая находка со своим философским подходом к жизни!

Но это ещё не всё! В произведении поднимается множество тем, которые волнуют нас до сих пор: проблемы отцов и детей (Игнациус и его мама), продвижение по карьерной лестнице (вспомните Манкузо), классовый шовинизм (Джоунз) и, конечно же, когда ты просто не услышан (Гас Леви). И это лишь верхушка айсберга, ведь каждый персонаж так или иначе выставляет на поверхность какую-то значимую проблему. Вот вам и доказательство, почему этот роман — бессмертный.

Конечно, такие темы можно найти и в других произведениях, но чтобы собрать так много на менее чем 600 страницах — вам придётся постараться, как немому сурдопереводчику для слепого!

Речь персонажей

Отдельно хочу остановиться на одном интересном художественном приёме — показе речи каждого героя. Тул поработал не только над характерами, но и над манерой разговора. Все эти диалоги — это шедевр! Вот вы уже читали, как болтает Джоунз, миссис Райлли и Игнациус. Первые два, конечно, не блистают грамотностью, что как бы намекает на их уровень воспитания и место работы, а вот последний — настоящий знаток речи, эксперт по правильному произношению. Но! Какие здесь сюрпризы! Вроде бы "должно показывать", а на деле получается наоборот. Это лишь добавляет общую картину, необходимую для понимания общества через призму героев.

В завершении

Вот вам, Джон Кеннеди Тул! Человек, проживший краткую, незаметную жизнь, но оставивший нам шедевр, который мы будем читать и перечитывать ещё долгие годы. "Сговор остолопов" — эталонный пример проблемного сатирического романа. Здесь есть юмор, отвращение и испанский стыд — ну как же без него, когда речь идёт о персонажах, которые кажутся знакомыми?

Он показывает нам ту обстановку, в которой сам находился, описывая тем языком, который слышал и произносил. Каждая ситуация кажется на удивление реальной. Это и делает произведение таким насыщенным.

Так что читайте этот шедевр, если ещё не прочитали. Уверяю вас, вы не пожалеете!

Вступайте в моё сообщество ВКонтакте

ВКонтакте | ВКонтакте
-3