Найти в Дзене
Право Суда

Обязательно ли регистрироваться на «Госуслугах»? Что говорит закон?

Оглавление

Вот уже более десяти лет как справочно-информационный портал «Госуслуги» успешно оказывает гражданам различные услуги в электронном формате. Однако нельзя сказать, что каждый житель нашей необъятной страны является пользователем портала. Многие до сих пор задаются вопросом: обязательно ли регистрироваться на Госуслугах.

Что такое «Госуслуги» и зачем они нужны?

Это государственный сайт, обеспечивающий доступ физическим и юридическим лицам к актуальным сведениям, касающимся различных сфер общественной жизни, а также предоставляющий государственные и муниципальные услуги в электронной форме.

Наиболее востребован данный портал физическими лицами, так как на сегодняшний день подавляющее число услуг социального и "бюрократического" характера можно получить в дистанционном формате.

К примеру, женщинам, родившим ребенка, для оформления сертификата на маткапитал теперь не нужно идти в СФР (ранее ПФР). Это можно сделать удаленно. Так же легко записаться на замену водительского удостоверения, запросить любую информацию, обратиться к приставам или в налоговую.

Помимо этого, через портал можно записаться на примем ко врачу, оформить иные, кроме материнского капитала социальные выплаты, заказать справки и выписки, оплатить задолженность, зарегистрировать сделку купли-продажи имущества, подать документы для получения паспорта и многое другое.

Используя учетную запись ЕСИА можно перейти в личный кабинет ФНС или СФР и даже оформить заем в МФО.

Ко всему прочему МО РФ планирует рассылать повестки лицам, подлежавшим призыву на срочную службу, через портал «Госуслуги». И перечень услуг, предоставляемых порталом, пополняется с каждым годом.

При этом законом прописанной обязанности регистрироваться на «Госуслугах» НЕТ. Однако во многих инстанциях при обращении за той или иной услугой настоятельно, можно даже сказать навязчиво рекомендуют оформить учетную запись в сервисе.

Нужно ли регистрироваться на «Госуслугах»

Сразу оговоримся, что огромное количество людей, особенно пенсионеры не имеют аккаунта на портале и спокойно обходятся без него. Обусловлено это тем, что «Госуслуги» не является единственным способом получения муниципальных и государственных услуг. Так, согласно ФЗ № 210 от 2010 органы, оказывающие такие услуги, обязаны обеспечить возможность их получения не только в электронной, но и в иных формах по выбору заявителя.

На сегодняшний день ту или иную услугу можно получить:

  • при обращении в МФЦ;
  • при личном посещении уполномоченного органа;
  • в электронном виде.

Портал «Госуслуги» создан для удобства граждан. С его помощью некоторые услуги можно получить быстрей, но это не означает, что он является единственной альтернативой.

Как зарегистрироваться на портале «Госуслуг»?

Существует несколько способов регистрации в системе ЕСИА и надо сказать, что теперь это сделать проще.

  1. Регистрация через банк, для чего нужно перейти на сайт банка-партнера (Сбер, ВТБ, Альфа-Банк, Т-Банк или др.). Далее банк подтвердит вашу личность по имеющимся в его распоряжении данным. Пароль для входа в личный кабинет портала придет в СМС.
  2. Регистрация через один из центров обслуживания, среди которых есть банки и МФЦ. Заявителю необходимо с паспортом и СНИЛС посетить такой центр, где ему создадут личный кабинет на «Госуслугах». Пользователю останется лишь сменить полученный при регистрации пароль на более удобный и надежный.
  3. Самостоятельная регистрация по номеру телефона и e-mail. При выборе этого способа необходимо перейти на официальный сайт портала на страницу регистрации. Здесь нужно выбрать «другой способ регистрации». Далее вводятся личные данные и осуществляется подтверждение учетной записи по коду из СМС. В завершение нужно сгенерировать или придумать пароль для входа в аккаунт.

Важно! Портал «Госуслуги» предоставляет своим пользователям возможность применения двухфакторной аутентификации: после введения логина и пароля на номер телефона поступает СМС с кодом. НИКОМУ НЕ СООБЩАЙТЕ эти коды!

Есть ли смысл регистрироваться на «Госуслугах»?

Скорее да, чем нет. И хотя мошенники дотянулись и до государственного портала, доступ к нему и хранящимся там личным данным может обеспечить только сам пользователь.

Возможно, следующие причины помогут пока еще сомневающимся гражданам приобрести аккаунт на портале «Госуслуги»:

  • Все важные документы будут под рукой (паспортные данные, СНИЛС, ИНН и др.,)
  • Возможность в круглосуточном режиме подать заявление в нужное ведомство и отслеживать его статус.
  • Необходимые документы можно заказать в электронном виде онлайн, например, выписку из ЕГРН или справку из СФР.
  • Экономия времени за счет отсутствия необходимости стоять в очередях.
  • Широкий выбор уникальных сервисов, позволяющих в том числе получить сведения из БКИ или подать документы для поступления в ВУЗ.
  • Возможность сэкономить на уплате штрафов за счет того, что сведения о таковых поступают в личный кабинет быстрее, чем бумажное письмо. При этом если оплатить задолженность в течение 20 дней, можно получить скидку в 50 %.

В итоге, хотя регистрация и не является обязательной, наличие подтвержденной учетной записи делает взаимодействие с государственными услугами более комфортным и доступным.

Ставьте «Палец вверх» и не забывайте подписываться на канал, если информация была для вас полезна.

Бесплатные консультации юристов доступны у нас на сайте.