Найти в Дзене
HISTHORY | ИСТОРИЯ

Морские чудовища на картах эпохи Возрождения: Истории из неведомых вод

Оглавление

Народные представления о тайнах морских глубин и чудовищах отражены в картографии эпохи Возрождения.

Примечание: Некоторые карты в отличном качестве, для детального рассмотрения, можно найти в нашем тг-канале!
Морские чудовища на картах эпохи Возрождения: Истории из неведомых вод
Морские чудовища на картах эпохи Возрождения: Истории из неведомых вод

Одной из самых ярких особенностей карт эпохи Возрождения являются морские существа, включенные в их картографию. Это не просто декоративные элементы, они представляют то, во что люди действительно верили, что оно плавает на глубине. Наши прошлые отношения с океаном также раскрываются благодаря картам, представляющим меняющиеся перспективы этой неукротимой стихии природы. На картах изображено огромное множество мифических морских чудовищ, от сирены до левиафана, каждое из которых рассказывает свою собственную историю как об опыте исследователей, так и о восприятии тех, кто находится на суше.

Роль карт в эпоху Возрождени

Карта мира из атласа Меркатора, 1595 год.
Карта мира из атласа Меркатора, 1595 год.

В эпоху Возрождения карты использовались не только для навигации. Вместо этого многие из них использовались как предметы искусства, часто выставляемые в домах людей, чтобы продемонстрировать их богатство. Среди аристократии они использовались для тщательного построения идентичности в обществе. Заказ карты был способом продемонстрировать богатство и власть посредством владения дорогим предметом, а также контроля над изображенной землей.

В результате эстетика многих карт вышла за рамки географии, отображая декоративные элементы, включая людей, корабли и морских чудовищ. Такие карты можно рассматривать как объекты истории искусства; они позволяют нам проникнуть в воображение людей того периода, от покровителей карт до картографов, моряков и населения в целом.

В эпоху Возрождения существовало три основных типа карт: морские карты, карты мира и карты, созданные на основе «Географии» Птолемея. В то время как морские карты в основном использовались для навигации, карты мира часто хранились частными коллекционерами для показа в их домах. Эти карты были основным источником информации людей об остальном мире, включая существ, обитающих в океанах.

Восприятие морской жизни в эпоху Возрождения

Первая печатная карта Вирджинии и Каролины - и самая ранняя региональная карта, показывающая английскую колонию Роанок, Теодор де Бри, 1590 год.
Первая печатная карта Вирджинии и Каролины - и самая ранняя региональная карта, показывающая английскую колонию Роанок, Теодор де Бри, 1590 год.

К эпохе Возрождения доминирующим восприятием океана было то, что это неуправляемая сила, которую люди должны были укротить. Это была эпоха исследований, и богатые и могущественные на Западе стремились завладеть большей частью земного шара и установить над ней контроль. Это включало так называемые «открытые моря», название от древнеанглийского «heahflod», что означает «глубокая вода», данное морям за пределами территориального контроля страны.

Карты использовались для отображения земельных владений, однако океан также был местом господства. В то время как местные жители, вероятно, представляли наибольшую угрозу в неизведанных землях, глубины океана были полны природных опасностей. Моряки жили в страхе перед морскими чудовищами, обитающими в глубинах, несмотря на угрозу штормового моря или того, что они могли заблудиться.

Рассказы моряков о морских чудовищах часто берут начало в фольклоре и библейских историях. Однако иногда они принимали животных, особенно китов, за морских чудовищ. Картографы черпали вдохновение из этих историй при создании своих карт, используя чудовищ для украшения. В частности, они использовались для отпугивания любого иностранца от плавания в водах, которые покровитель карты стремился защитить.

Морские чудовища, изображенные на картах, дают полезную информацию об умах тех, кто жил в обществе эпохи Возрождения - как об их воображении, так и об их мировоззрении. Морские чудовища, изображенные на картах, могут многому научить нас о воображении эпохи Возрождения.

Морские сирены и восприятие женщин в обществе

Theatrum orbis terrarium, автор Авраам Ортелиус, 1570 г.
Theatrum orbis terrarium, автор Авраам Ортелиус, 1570 г.

Морские сирены, происходящие из греческой мифологии, представляют собой наполовину женщин, наполовину рыб, которые выманивают моряков с их лодок в смертоносные глубины океана. В «Одиссее» Гомера Одиссей спас жизни своей команды, заткнув им уши, чтобы они не могли слышать неотразимую песню сирен, и привязал себя к мачте, чтобы не выпрыгнуть за борт при звуке их призывов.

Наряду с классической мифологией, религиозные идеалы также имели влияние. Во времена разгула женоненавистничества и демонизации женского образа морские сирены, как считалось, уводят мужчин с праведного пути в царство похоти и неверности. На картах их иногда изображают держащими рыбу, христианский символ человеческой души, украденной у Бога и христианской веры.

Сирены были приняты обществом как серьезная и реальная угроза. Картографы подхватили эти истории и включили их в свои карты, часто рядом с кораблями, на которые они использовали свои завораживающий чары.

Образы морских сирен отражают восприятие женщин в обществе того времени как неполноценных по сравнению с мужчинами. Женщины имели мало прав и рассматривались как собственность своих мужей. Они должны были соответствовать идеалу целомудрия и материнства эпохи Возрождения. Любая женщина, которая существовала вне этого идеала, рассматривалась как угроза для мужчин. В частности, считалось, что женщина-музыкант обладает способностью контролировать мужчин посредством своей музыки, подобно морской сирене.

Левиафан и роль христианства

Carta Marina, Олаф Магнус, 1539 год.
Carta Marina, Олаф Магнус, 1539 год.

Рассказы о Левиафане берут начало в мифологии, и его описания развивались с течением времени. К эпохе Возрождения, с расширением влияния христианства, его изображение в Ветхом Завете значительно повлияло на веру людей в чудовище. Он описывается как свирепый, неукротимый зверь, которого не может уничтожить человек. Вместо этого его убивает Бог, а его тело отдается в пищу евреям в пустыне.

Выполняя работу, связанную с дьяволом, считалось, что его основная роль заключалась в наказании грешников. Считалось, что он сеет великий хаос в океанах, поглощая моряков, когда они плавали по волнам в поисках злодеяний. Он предположительно обитал в Средиземном море и поэтому изображен на многих картах этого региона эпохи Возрождения. Иногда его даже изображают в смертоносных действиях, нападая на корабли и убивая моряков.

Как монстр, обитающий в чернильных глубинах, Левиафан был страшен своей силой, считалось, что он был более 300 метров в высоту с непробиваемой чешуей. У моряков не было никаких шансов против этого гигантского существа, и картографы использовали его свирепость. Он рассматривался как великая сила, которая, как многие верили, нападет на них из глубин океана. В целом, это показывает тревоги того времени, окружавшие морские путешествия.

Другие морские монстры

Пристер на увеличенном фрагменте карты Carta Marina. Автор Олафа Магнуса, 1539 года.
Пристер на увеличенном фрагменте карты Carta Marina. Автор Олафа Магнуса, 1539 года.

Были и другие монстры; пристеры, например, напоминают разновидность морского змея и также изображались на картах нападающими на корабли. Подобно Левиафану, это были огромные монстры - картограф Олаус Магнус описывал их как более 60 метров в длину и покрытых шипами.

Некоторые изображения были более знакомыми. Картографы рисовали рыбоподобные вариации наземных млекопитающих, таких как морская корова, давая им рыбьи хвосты вместо ног. Монстры иногда могли быть крупномасштабными изображениями реальных животных, таких как гигантские омары и гигантские кальмары. Также были включены существующие животные, такие как моржи и нарвалы.

Как уже упоминалось, идеи о морских чудовищах часто основывались на китах. Сами киты регулярно изображались на картах, часто с чудовищными головами. Миф Александра Македонского о «Китовом острове» также разыгрывался на некоторых картах; как и в рассказе, они показывают двух моряков, отдыхающих на том, что они считают островом, разбивающих лагерь и разжигающих огонь. Вскоре остров оказывается китом и погружается в океан, унося их на верную смерть.

Карта мира Меркатора 1569 года.
Карта мира Меркатора 1569 года.

Морские существа, изображенные в картографии эпохи Возрождения, были разнообразны по своей природе и многое рассказывают о воображении людей того времени, особенно моряков. Самое главное, раскрываются тревоги, связанные с морскими путешествиями. Важно помнить, что эти карты были созданы в эпоху исследований. Моряки часто посещали неизведанные воды, в которых страх перед неизвестностью в значительной степени способствовал их знакомству с океаном. Это усиливалось мифологией, окружающей морских чудовищ, которая пронизывала общество.

В конечном счете, морские чудовища были существами, которых следовало бояться, которые топили или крушили корабли во время плаваний, или, в случае морских сирен, заманивали моряков за борт. В частности, представления женственности эпохи Возрождения привели к страху перед морскими сиренами, а христианские ценности привели к вере в Левиафана. С другой стороны, страх перед существующими морскими чудовищами привел к преувеличенным изображениям их и в картографии.

К концу эпохи Возрождения, когда технологии развивались, эти морские чудовища эволюционировали на картах, чтобы представлять морских существ более реалистичным образом. Тайны глубин исчезли, а вместе с ними и захватывающие истории о морских чудовищах, которые жили в них.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ