Не для многих людей детское увлечение может стать делом всей их жизни. Часто всё это просто остаётся в прошлом. Но для кого-то этот огонь пылает всегда...
Фёдор Черенков увлекся футболом в раннем детстве. Мальчику было 3 года, когда он вместе с другими ребятами начал гонять мяч во дворе. Именно футбол стал настоящей страстью Фёдора, несмотря на то, что он, как и все дети, посещал множество других кружков.
Примерно в этом же возрасте он начал посещать футбольные матчи. Отец брал мальчика с собой на стадион, и они вместе болели за московский «Спартак». Именно там и родилась мечта Черенкова - играть в клубе, за который он болел с ранних лет.
С 7 лет будущий футболист выступал за команду районного ЖЭКа. Однажды Черенкова заметили представители клуба «Кунцево» и позвали к себе. Позже тренер отправил талантливого паренька в школу «Спартака», где Федор набрался опыта и получил возможность пробраться в «большой» футбол.
Невозможно скрыть и тот факт, что Черенков в подростковом возрасте снялся в детской комедии «Ни слова о футболе», где забил гол ножницами. А ведь проделать этот трюк редко получается даже у профессионалов.
Уже в 19 лет мечта Фёдора начала осуществляться. И всё это благодаря тренеру «Спартака» Бескову: он сделал Черенкова игроком стартового состава. А сам игрок навсегда запомнил оказанное ему доверие.
Уже с первых игр Бесков заметил талант юноши. Спортсмен владел отличной техникой, чувствовал поле, хорошо строил комбинации и точно отдавал пасы. Его атака отличалась непредсказуемостью благодаря нестандартным действиям. Все эти качества в сумме помогли Фёдору стать лидером «Спартака» и любимцем болельщиков. И что примечательно, не только своего клуба.
Благодаря Черенкову «Спартак» завоевал множество трофеев : 3 раза удостаивался титула чемпиона страны, забирал также Кубок СССР и Кубок России. В клубной карьере у полузащитника проблем не было.
А вот в сборной СССР было сложнее. Черенков защищал честь Родины всего в 34 матчах, во время которых отличился 12-ю голами. Для хавбека такого уровня это слишком малое количество игр. Причина того, что Фёдора редко вызывали в сборную, - в его подходе к игре. Любовь Черенкова к импровизациям и творчеству на поле не нравились главному тренеру сборной Валерию Лобановскому, который к тому же предпочитал формировать команду из игроков киевского «Динамо».
В марте 1984 года началось нечто очень серьезное и, к сожалению, непоправимое... Фёдор и его коллеги по клубу обедали в столовой, как вдруг тот закричал: «Они пытаются отравить нас!» И отодвинул тарелку с супом в сторону. Таким поведением футболист удивил всех присутствующих. Тогда «Спартак» готовился к ответному матчу четвертьфинала Кубка УЕФА против «Андерлехта». Этот матч даже перенесли в Тбилиси из-за ухудшения погоды в Москве.
Первый матч у себя дома бельгийцы забрали со счётом 4:2. Но «красно-белые» не теряли надежду: именно тогда их состав был самым лучшим за всё время существования клуба. Но не тут-то было: что-то неладное творилось с главной звездой «Спартака».
А ведь всего 4 месяца назад Черенков просто блистал на Европейской арене, забив дважды. Невозможно забыть его победный гол на последней минуте против «Астон Виллы». Именно он позволил «Спартаку» пройти дальше...
Согласно некоторым слухам, «Астон Виллу» настолько поразил наш 24-летний игрок, что та намеревалась выкупить его у «красно-белых». Но руководство английского клуба понимало, что СССР никогда не позволит своим футболистам — не говоря уже о таких крупных фигурах, как Черенков — переехать на Запад.
1983 год стал феноменальным в карьере Фёдора. Бесспорно, лучший футболист страны, забрал награду игрока года Советского Союза, хотя «Спартак» занял второе место в лиге. Черенков прекрасно проявил себя в сборной: оформил дубль в разгроме Португалии с итоговым счетом 5:0 в квалификации на чемпионат Европы. К сожалению, этот подъем лишь усилил уровень давления.
Сергей Родионов, нападающий «Спартака» 1980-х годов и ближайший друг Черенкова:
«Психологическая нагрузка на него, вероятно, была слишком велика...»
Те, кто стал свидетелем пугающих сцен в Тбилиси, не любят говорить о них. Черенков испытывал галлюцинации, видения воображаемых опасностей и даже пытался выпрыгнуть из окна отеля. Тренер «Спартака» Константин Бесков знал, что Федор не сможет играть против «Андерлехта». В свою очередь, Черенков не понимал, почему его исключили.
Родионов забил гол в концовке матча, который завершился со счетом 1:0, но этого оказалось недостаточно, и «Спартак» проиграл со счетом 4:3 по сумме двух поединков. Но поражение было последним, о чем думали игроки: здоровье Черенкова волновало их куда больше. Как только команда вернулась в Москву, Фёдора немедленно отвезли в больницу. Вернуться на поле он смог только в июне...
От чего он страдал? Никто точно не знает, но болезнь не прошла, и визиты в больницу стали частыми. Это определило всю дальнейшую карьеру футболиста и стало частью его жизни до самого конца.
Сергей Родионов:
«У Федора были периоды депрессии и стресса, но мы так и не поняли природу этих проблем. Гением невозможно поставить диагноз. Мы можем только догадываться...»
Это слово «гений» повсеместно используется теми, кто видел игру Черенкова, и особенно теми, кому посчастливилось быть его товарищами по команде.
Вагиз Хидиятуллин, защитник «Спартака» и сборной СССР 1980-х годов:
«Он был редчайшим гением, который мог вести мяч, пасовать и бить. А его игра была чистым искусством. Каждым движением он облегчал жизнь своим товарищам по команде и усложнял её соперникам. Его интеллект был необыкновенным!»
Болельщики оценили по достоинству худую и стройную фигуру Черенкова. Он идеально подходил для стиля коротких пасов, который предпочитал Бесков в «Спартаке». Команда выиграла чемпионат в первый полный сезон для Черенкова в стартовом составе в 1979 году. С тех пор он определял игру «Спартака». Болельщики просто боготворили футболиста.
Он обладал уникальной и широкой привлекательностью как игрок. Даже те, кто презирал «Спартак», любили Черенкова. Полузащитника называли «народным футболистом». Его тонкие, как шёлк, навыки были неотразимы, а его личность сделала Фёдора популярным во всех уголках Советского Союза.
Добросердечный, щедрый, скромный и застенчивый, Черенков не вписывался в общепринятый шаблон «звездного» футболиста. На самом деле, он вообще никогда не чувствовал себя звездой.
Сергей Шавло, бывший товарищ Федора по команде:
Федор всегда задавался вопросом: «Почему я? Почему они скандируют мое имя? Почему я им так нравлюсь?» Он не мог понять, почему он так популярен».
Черенков казался обычным парнем, который просто был невероятно хорош в футболе. Он легко шёл на встречу, никогда не отказывал в фотографии или автографе. Футболист любил дарить подарки не только членам семьи и друзьям, но и соседям, незнакомцам.
Сергей Родионов:
«Федор заботился о людях. Его доброта действительно не знала границ».
Дочь Черенкова, Анастасия, была маленькой девочкой в 80-е годы:
«Я не осознавала величия отца, потому что он не вел себя как звезда», — говорит она. «Когда люди останавливали его на улице, он разговаривал с ними спокойно и вежливо. Но ненавидел комплименты».
Он был скромен и в раздевалке. Однако внешняя хрупкость может быть обманчивой.
Сергей Родионов:
«Федор был очень волевым. Можно было бы подумать, что его болезнь — признак слабости, но на самом деле все было наоборот. Представьте, как трудно вернуться на футбольное поле периода кризиса, всевозможных больниц и выступать на самом высоком уровне. Это невероятно тяжело, как психологически, так и физически — после пропуска стольких тренировок. Но Федор делал это снова и снова. И он играл блестяще».
Признанный лучшим советским футболистом десятилетия, Черенков должен был принять участие в трех чемпионатах мира, но не был включен в заявку в 1982, 1986 и 1990 годах. Он также не попал на Евро-88 и, таким образом, остался относительно неизвестным за пределами своей родной страны.
Что послужило причиной его исключения? Виновата ли в этом болезнь? Невозможно сказать наверняка. Родионов сказал, что Фёдор никогда не говорил об этом. В 1982 году его здоровье определенно не было проблемой.
Был еще один фактор, в котором крылась причина отсутствия футболиста в составе сборной. Видели ли тренеры в нём «риск»?
В начале карьеры звезда Черенкова ярко засияла в национальной сборной. В возрасте 20 лет он забил гол в товарищеском матче 1980 года с Бразилией, который завершился со счетом 2:1. Болельщики Бразилии были под сильным впечатлением от его навыков. Казалось, ему сулит неплохая международная карьера.
С тренером «Спартака» Бесковым, его любимым наставником, возглавлявшим нетипичный тренерский штаб из трех человек на посту во время чемпионата мира 1982 года (вместе с Валерием Лобановским из киевского «Динамо» и Нодаром Ахалкаци из тбилисского «Динамо»), Черенков должен был войти в состав команды СССР. И все же его исключили.
Оправившись от своего первого психического срыва в 1984 году, Черенков стал неотъемлемой частью планов Советского Союза на чемпионат мира 1986 года, но здоровье подвело его во время зимних сборов в Мексике.
Когда тогдашнего тренера Эдуарда Малофеева за пару недель до турнира заменил Лобановский, было очевидно, что тренер построит свою команду вокруг киевских игроков, которых он только недавно привел к убедительной победе в Кубке Кубков. Черенков мог бы легко вписаться в коллектив, но у Лобановского, по-видимому, были другие планы.
Опасения по поводу его состояния могли сыграть свою роль, считает Родионов:
«Это долгий турнир, и тренировки Лобановского были печально известны своей интенсивностью», — говорит он. «В Мексике высокий уровень, и это могло внести свою лепту. Возможно, Лобановский не хотел рисковать».
В «Спартаке» Черенков все еще сиял, особенно в годы между крупными международными турнирами. Привёл свою команду к победам в лиге и кубке в 1987 году. А в 1989 года «Спартак» снова выиграл чемпионат. Тогда Черенков был признан игроком сезона.
Чемпионат мира в Италии был для 30-летнего Федора был последним шансом завоевать славу на большом турнире. Но Лобановский снова решил не вызывать его, и 1990 год стал, пожалуй, самым мрачным для Черенкова.
Это был также год, когда он решил попытать счастья за границей. Футболист понимал, что жизнь за пределами Москвы будет некомфортной, поэтому хотел отправиться в новое приключение только вместе с Родионовым.
Каждый из них получил множество предложений, но, как ни странно, только «Ред Стар» из французского второго дивизиона согласился подписать их обоих. Так великий советский талант присоединился к крошечной парижской команде, совершенно не подходящей для его уровня. Его психологические проблемы стали просто невыносимыми, и он вернулся на родину раньше срока.
На закате своей карьеры Черенков время от времени появлялся в «Спартаке» в 1991 и 1993 годах, но весь 1992 год провел вне футбольного поля из-за болезни.
Всякий раз, когда он был в форме и мог играть, болельщики приходили смотреть на Черенкова с улыбками на лицах. Он по-прежнему был «народным футболистом» и продолжал считаться таковым даже после завершения карьеры в 1994 году.
После ухода из футбола Черенков исчез с глаз общественности. Он боролся с приступами болезни, которые становились все более серьезными, и не раз пытался покончить с собой.
Привязанность народа к нему стала очевидной для всех, когда он умер в октябре 2014 года в возрасте 55 лет. Черенков упал возле своего дома и скончался вскоре после прибытия в местную московскую больницу. Вскрытие показало опухоль мозга.
На его похороны пришли тысячи людей, и не только болельщики «Спартака». Можно было заметить фанатов «Зенита», «ЦСКА» или «Динамо», поскольку Черенков объединял нацию. Федор был больше, чем просто футбольная звезда. Он был настоящим символом своей эпохи. Никого, даже Льва Яшина, так искренне не обожала вся страна.
Анастасия, дочь футболиста:
«Я полностью поняла, как сильно люди любили моего отца, только когда он умер. Люди подходили ко мне и говорили, что часть их души умерла вместе с ним. Они продолжают говорить это и сегодня. Это очень трогательно. Я так благодарна им за то, что они помнят отца».
Вскоре после смерти легендарного игрока развернулась дискуссия, надо ли выводить из обращения "Спартака" 10-й номер, под которым играл полузащитник. По итогам проведенного голосования большинство все же высказалось против. Отмечалось, что в честь Черенкова уже названа академия, предлагали присвоить его имя одной из трибун. Важную роль сыграло и то, что близкие друзья Федора утверждали, что в силу природной скромности он был бы против закрепления за ним «десятки».
А через год после ухода Федора Черенкова из жизни на подступе к стадиону «Открытие Арена» был установлен памятник футболисту. Ежегодно на день рождения легенды и к другим знаменательным датам ветераны и болельщики «Спартака» возлагают к монументу венки, почитая память великого плеймейкера. У подножия скульптуры всегда лежат живые и свежие цветы...
Родионов говорит:
«Федор продолжает жить в сердцах людей. Он дарил людям свет, и этот свет возвращался к нему. Он любил играть в футбол, даже если иногда это было трудно. Каждое прикосновение к мячу было для него лучшим лекарством. Он был гением с трагической судьбой».
Очень нелегко сделать так, чтобы твой огонь пылал всю жизнь: на пути всегда будут препятствия...
Спасибо за прочтение! Делитесь своим мнением в комментариях!