Чем занимался старый дворник в своей комнате - никто не знал. У него не было друзей и знакомых, поэтому это загадочное место было обнаружено только после его смерти, в 1973 году. Тысячи исписанных холстов, дневники, автобиография, роман свыше чем в 15000 страниц и сотни рисунков, многие их которых более 3 метров в ширину.
Те, кто знал Генри утверждал, что при жизни он был аутсайдером, бедным стариком, который избегал общения, затворником, жившем в собственном мире. И этот мир действительно существовал и носил название "The Realms of the Unreal" или "Царства Нереального". Это 15-ти томный роман, в котором рассказывается о том, как более 43 лет в стране Гланделинии существовало детское рабство. Тысячи детей были оторваны от своих родителей и были обязаны работать в ужасных условиях до смерти, не получая ни цента. По сюжету дети объявляют взрослым войну, их возглавляют 7 принцесс Вивиан. Роман содержит пусть и нереалистичные, но очень жестокие эпизоды. Вообще сюжет в купе с иллюстрациями выглядит достаточно болезненно. Удивительно в этом романе то, что автор описывает все события так, как если бы сам пережил их лично.
Так кем же был Генри Дарджер?
После своей смерти Генри оставил всего три фотографии, а соседи так и не узнали, как правильно произносится его фамилия, из-за чего до сих пор неизвестно был Генри Даргером или Дарджером. Но нам точно известно, что художник родился 12 апреля 1892 года. В своей автобиографии он писал, что не помнит как умерла его мать и кто удочерил его сестру.
Генри жил с отцом, который был хромым на одну ногу, поэтому в своих записях Дарджер вспоминает, как бегал за молоком, кофе и прочими вещами. Отец Генри был портным и обладал очень спокойным характером. Он учил сына читать, поэтому Генри перешел из первого класса сразу в третий. Также, маленький Дарджер вспоминал, что как то сказал своему учителю фразу: "Никто точно не знает количество жертв, павших на войне, даже гражданской. Все историки называют разные цифры."
Генри был убежден, что дети, во времена его детства, считались ниже взрослых, при этом сам он считал всех взрослых ниже пыли у него под ногами.
Когда Генри было 8 лет, его отец заболел и ему пришлось отдать сына на попечительство приюта для бедных - приют Святого Августина. Там он пошел в новую школу, где Дарджера невзлюбили, так как одноклассники считали, что он ведет себя странно. Откровенно говоря, его считали ненормальным и частенько били. А вскоре и вовсе исключили из новой школы.
"Где-то в последних год пребывания меня отвели на осмотр к врачу и он сказал, что мое сердце расположено неправильно. А где он хотел его найти? В моем животе? Тогда я не знал, что меня показали врачу, чтобы выяснить нет ли у меня отсталости или психических болезней. И если бы я знал, что со мной сделают - точно сбежал бы.."
После этого злополучного осмотра, Генри поместили в дом для умственно неполноценных детей (по простому говоря, в детскую психбольницу) в Иллионойсе, где мальчика включили в группу ребят для работы на "государственной ферме". Наблюдающим было разрешено давать пощечины и драть за уши непослушных., что очень перекликается с романом "Царство Нереального".
Как-то раз, по возвращению домой, Генри получил страшную новость - отец мальчика скончался. Дарджер вспоминал, что горе было таким глубоким, что он даже не мог плакать. В этом состоянии он пробыл очень долго.
После этого известия Генри начал предпринимать попытки побега. Первый успехом не увенчался, его поймали и строго наказали, но через 2 года, двое ребят подговорили Дарджера сбежать с ними. Из центра Иллинойса они добрались до города Декейтер. В это сложно поверить, но после, юноша дошел пешком из Декейтера до Чикаго, где устроился в католический госпиталь Святого Иосифа уборщиком. Ему было 17 лет.
Он работал под строгим надзором сестер по много часов и быстро понял, что его нынешняя жизнь в Чикаго очень отличается от воспоминаний.
"Одиночество в толпе" стало его домом, он находил утешение в любимых книгах. Но Генри хотел рассказать свою историю, поэтому в 1909 году он начинает писать роман, который займет всю его жизнь. Он написал и проиллюстрировал эпопею в 15000 страниц - "Царства Нереального".
В своих рисунках Генри использовал коллаж, аппликации, копирку, кальку из комиксов и газет, которые ему нравились. Все, что могло помочь ему перенести образы из головы на бумагу.
Он рисовал на дешевой почтовой бумаге, которою склеивал между собой. Обратную сторону такого листа, он также всегда испытывал.
Генри сам сочинил стихи для гимнов и военных песен для своего романа. Он составлял подробные списки всего: убитых, военных расходов, имен генералов.
Дарджер давал христианские имена: генерал Восхищение, генерал Большое Сердце, генерал Имбирное печенье. Их гладелианские враги носили прозвища вроде: генерал Намордник, генерал Разбейголова, генерал Свиной Хрюк.
Имена и персонажи были взяты из "Волшебника страны Оз", отрывки из "Хижины дяди Тома", из Дикенса, из "Пенрода"
Какое то время у Генри был друг - Вуди Шлодер. Он был католик, его братья и сестры тоже. Они часто гуляли по парку Ривервью. В "Цартствах Нереального" Генри позже напишет: "Я знаю человека, который никому не позволит обижать маленьких детей. Он живет далеко, в Соединенных Штатах Америки. Это капитан Генри Джозеф Дарджер. Его друга зовут Уильям Шлодер. Оба они очень крутые!" Вскоре Вуди переедет в Техас и они будут общаться только по переписке.
Также, Генри писал, что использовал войну, как модель для своего мира фантазий. В 1917г. его призвали в армию (США вступило в последнюю фазу Первой мировой войны). Вскоре из-за большой проблемы со зрением, которую он еще и преувеличил, его комиссовали из армии и он вернулся на прежнюю работу в госпиталь.
Соседи вспоминают, что больше всего на свете Генри не любил общаться с кем либо. Они часто слышали, как он говорил сам с собой в комнате на разных диалектах и с разным акцентом. Казалось, что в его комнате всегда было полно народа. Однако, когда у женщины по соседству появилась собака по кличке Юки, Генри ее очень полюбил. С ней он действительно "общался". Улыбался, когда Юки прыгала и не называл никого кроме собаки по имени. Однажды он спросил: "Сколько стоит содержать собаку?" На ответ :"пять долларов в месяц", Генри покачал головой и признал, что для него это слишком дорого.
В возрасте 73 лет, Дарджер вышел на пенсию и писал, что чувствует себя лентяем и это ему совсем не нравится. Его зрение становится совсем слабым и работать над "Царством Нереального" уже почти невозможно.
В 1972г. Генри переезжает в приют Святого Августина. Тот самый приют для бедных, где скончался его отец.
Тепло его комнаты, его суть - все исчезло. В тот момент, когда он покинул "свой" мир, его жизнь закончилась. Мир, который он создавал и был его жизнью.
Когда соседи стали убирать в комнате Генри, они обнаружили его работы. И это стало для них большим шоком. Они были абсолютно потрясены объемами текстов, размерами рисунков и их количеством.
В 1973 году, день спустя после своего 81-го дня рождения, Генри Дарджер умер. Ларнеры (пара по соседству) решила выставить найденные работы, сохранив комнату и обстановку. С тех пор работы Генри Дарджера выставляют по всему миру. Его искусство вдохновило сотни людей на создание картин, стихов, музыки, театральных, оперных и балетных постановок. Его рукописи находятся в Чикаго, в музее аутсайдерского искусства.
Читайте мои статьи на https://zelluloza.ru/search/details/1070170