Найти в Дзене

КАТАСТРОФА С КАДРАМИ

Что отражает график изменения количества учителей-предметников, если не катастрофу? Данных за 2012 год и ранее нет, поэтому за исходную точку взят 2013 г. Нормальность ситуации на 2013 год, понятное дело, не утверждается. Все данные взяты из официальных стат.форм ОО-1 и ОО-2 по ссылке. Накануне 2015 года (и, возможно, в 2015-м) произошли некие события, которые определили разворот графика. До 2015 года увеличивалось число и учителей началки, и предметников. Рост общей численности учителей замедлился в момент сокращения предметников в 2015 году, далее она продолжала расти только за счет началки. Хотя и в начальной школе в 2022 году наметился слом тенденции. В итоге сейчас мы имеем дефицит учителей примерно 550 тысяч человек и ситуацию, когда более половины школ постоянно имеют открытые вакансии. А почти четверть учителей ведут совершенно не связанные между собой предметы — физрук заменяет физика и т.п. Очевидно, существуют факторы, удерживающие выпускников от трудоустройства в среднюю и

Что отражает график изменения количества учителей-предметников, если не катастрофу?

Данных за 2012 год и ранее нет, поэтому за исходную точку взят 2013 г. Нормальность ситуации на 2013 год, понятное дело, не утверждается. Все данные взяты из официальных стат.форм ОО-1 и ОО-2 по ссылке.

Накануне 2015 года (и, возможно, в 2015-м) произошли некие события, которые определили разворот графика. До 2015 года увеличивалось число и учителей началки, и предметников.

Рост общей численности учителей замедлился в момент сокращения предметников в 2015 году, далее она продолжала расти только за счет началки. Хотя и в начальной школе в 2022 году наметился слом тенденции.

В итоге сейчас мы имеем дефицит учителей примерно 550 тысяч человек и ситуацию, когда более половины школ постоянно имеют открытые вакансии. А почти четверть учителей ведут совершенно не связанные между собой предметы — физрук заменяет физика и т.п.

Очевидно, существуют факторы, удерживающие выпускников от трудоустройства в среднюю и старшую школу и ускоряющие увольнение предметников по сравнению с начальной школой.

Основная разница между предметниками и учителями началки видится в следующем:

1. Более высокий уровень знаний и требований, необходимых для обучения детей в средних и старших классах.

2. Родители учеников начальной школы более вовлечены в процесс обучения, они чаще взаимодействуют с учителем, прислушиваются к нему и имеют больше влияния на ребенка.

3. Сами дети — уровень их прилежания, конфликтности, агрессивности и уровень комфорта работы с ними, инклюзия. Здесь очевидные плюсы на стороне начальной школы.

4. Бюрократия и дополнительные обязанности, связанные, например, с классным руководством, профориентацией, подготовкой к экзаменам и т.д. — здесь начальная школа снова в плюсе.

5. Предметников легче склонить к работе больше, чем на одну ставку. Учителей началки перевести на два класса почти невозможно.

6. Уровень зарплаты. Чаще бОльшие деньги получают именно учителя-предметники. В этом аспекте началка проигрывает.

7. Предметники более востребованы на репетиторском поприще.

Скорее всего, это не все факторы и если вы захотите дополнить — то мы будем рады.

Какие выводы можно сделать:

Очевидно, разница в зарабатываемых деньгах не перевешивает — с учётом всего остального груза в придачу, начальная школа всё равно выглядит более привлекательной.

Так же очевидно, что, "оказывается", родители и их контроль над детьми облегчают работу учителям!

Именно поэтому мы последовательно выступаем за возвращение родителей в школы.

Сегодня же большинство родителей полноценного доступа к ней не имеют, а кто пробивается до учителей… чаще всего, учителя имеют дело со, скажем мягко, странными родителями.

Таким образом, основными направлениями работы для исправления ситуации в средней и старшей школе, будут: бюрократия и хаос в обязанностях, чрезмерная нагрузка, детская агрессивность и постоянный стресс.

При желании работать на результат, получить позитивные перемены в этих направлениях можно даже без значительных материальных затрат.

Однако, дело же не только в выравнивании ситуации между старшей и начальной школами, необходимо решать и кадровый дефицит в принципе. 550 000 человек не хватает при количестве работающих учителей примерно 1 100 000 человек, то есть требуется половина от количества работающих учителей сейчас — это же не шутки!

И тут вопрос материального обеспечения, как ни крути, выходит на первый план.

Для сохранения суверенитета руководству страны придётся принять решение кардинально увеличить финансирование отрасли, причём деньги в первую очередь должны пойти именно на зарплаты учителям, а не в карманы распильщиков бюджета, цифровизаторов и прочих прохиндеев всех мастей.

Нашу формулу мы повторяем вновь и вновь: 5 МРОТ за одну ставку!