Найти в Дзене
Art-eating

Вавилония в период правления Хаммурапи

Ныне существующий Ирак (так эту страну назвали арабы, поселившиеся в ней в VII в. н.э.), расположенный между реками Евфрат и Тигр, когда-то именовался по-другому. Еще в древности евреи дали ей (стране) имя Сеннаар, то есть Двуречье, а греки Месопотамия, то есть Междуречье. Южное Двуречье представляет собой плоскую равнину, образованную речными наносами. Здесь, а также в Египте, расположенном в нижней долине Нила, в конце IV тысячелетия до н.э. впервые родилась цивилизация. Древнейшими жителями Двуречья, о которых мы находим упоминания в письменных памятниках, были шумеры на юге и аккадцы на севере. Шумеры появились на крайнем юге Двуречья, в конце V – начале IV тысячелетия до н.э. и заселили территорию, северная граница которой проходила примерно у нынешнего Багдада. Шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Шумеры застали

Ныне существующий Ирак (так эту страну назвали арабы, поселившиеся в ней в VII в. н.э.), расположенный между реками Евфрат и Тигр, когда-то именовался по-другому. Еще в древности евреи дали ей (стране) имя Сеннаар, то есть Двуречье, а греки Месопотамия, то есть Междуречье. Южное Двуречье представляет собой плоскую равнину, образованную речными наносами. Здесь, а также в Египте, расположенном в нижней долине Нила, в конце IV тысячелетия до н.э. впервые родилась цивилизация. Древнейшими жителями Двуречья, о которых мы находим упоминания в письменных памятниках, были шумеры на юге и аккадцы на севере.

КАРТА МЕСОПОТАМИИ
КАРТА МЕСОПОТАМИИ

Шумеры появились на крайнем юге Двуречья, в конце V – начале IV тысячелетия до н.э. и заселили территорию, северная граница которой проходила примерно у нынешнего Багдада. Шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке («банановый язык»– язык культуры Убейд), отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусским или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов. Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удается. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тыс. до н. э. жили семиты (аккадцы). В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н.э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. В IV–III тыс. до н.э. возникают первые города–государства – Лагаш, Ур, Урук, Ниппур, Ларса и др. С начала III тыс. до н.э. семитские племена начинают экспансию на территорию Месопотамии, их центром являлся город Аккад(Северная Вавилония). Помимо шумеров и аккадцев Месопотамию населяли амореи (конец III тыс. до н.э.), кутии и хурриты (III тыс. до н.э.), арамеи (вторая половина II тыс. до н.э.), халдеи (IX в. до н.э.). Сами вавилоняне к I в. н.э. полностью слились с халдеями и арамеями. XXVII в. до н. э. - начинается господство Аккада и Ура, под царствованием Саргона Древнего, который объеденил всю Месопотамию, как позднее Хаммурапи. 2200-2176 гг. до н.э.- падение шумеров. 2109 г. до н э. - III династия Ура. В 2003 г. власть III династии Ура была свергнута. Время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда в Вавилонии установилось господство касситских царей, называют старовавилонским периодом. После падения III династии Ура в стране возникло много местных династий аморейского происхождения. Около 1894 г. до н.э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение многих столетий неуклонно росла. Кроме Вавилонского в это время существовали и другие государства. В Аккаде амореи образовали царство со столицей в Иссине, который был расположен в средней части Вавилонии, а на юге страны было государство со столицей в Ларсе, на северо-востоке Месопотамии, в долине р. Диялы, — с центром в Эшнунне. Племена амореев, которые вместе с эламитами разгромили шумерийское государство III династии Ура и завоевали страну, основали на ее территории ряд государств. С этого начинается история старовавилонского периода.

КОЧЕВНИКИ-СКОТОВОДЫ АМОРЕИ
КОЧЕВНИКИ-СКОТОВОДЫ АМОРЕИ

Правление Хаммурапи

Политический хаос, возникший после падения III династии Ура, длился около 2 веков. Мелкие и мельчайшие царства, на которые вновь распалась Месопотамия, находились в состоянии почти непрерывных войн друг с другом. Недолговечные союзы вновь сменялись яростной враждой. В этой обстановке важное политическое значение приобрели вторгшиеся в Месопотамию племена амореев. Частично они перешли к оседлой жизни, частично продолжали кочевать. Эти воинственные пришельцы быстро усвоили аккадский язык и культуру, но долгое время сохраняли родо-племенной строй. Месопотамские цари наперебой старались заручиться поддержкой со стороны вождей аморейских племен, обладавших немалой военной силой. Но скоро вожди поняли, что и сами могут извлекать выгоды из такого положения дел. Сначала вождь сильного племени поступал на службу к какому-нибудь царю, делался начальником его армии и первым вельможей. Затем он свергал своего нанимателя или объявлял себя его наследником. Не прошло и сотни лет, как почти во всех государствах Месопотамии появились аморейские династии. Одна из таких династий утвердилась и в Вавилоне. Удивительно целеустремленная и ловкая политика этой династии превратили Вавилон к концу царствования Хаммурапи в столицу огромного царства, охватывавшего всю Месопотамию. Причина особого внимания к такой личности, как Хаммурапи до последнего времени основывалось на полном отсутствии о нем исторических данных.

ЦАРЬ ХАММУРАПИ
ЦАРЬ ХАММУРАПИ

Совсем не так давно о нем и его царственной деятельности сообщали только гимн, около десяти небольших надписей на вещественных памятниках и серия из 50 приблизительно писем царя к его вассалу или наместнику Синиддина. Со временем же открытия сборника законов Хаммурапи, на рубеже 1901-1902 годов, этот царь из выдающегося лица ассириологии превратился в замечательного всемирно-исторического деятеля. Необычайная государственная мудрость, засвидетельствованная содержанием сборника, а также неутомимая деятельность по части политического упрочнения государства, заботливость о внутреннем мире и благоденствии подданых — все это о царе, правившим древним государством Вавилония примерно в 1793-1750 годах до нашей эры. Хаммурапи считается талантливым политиком и завоевателем, при котором государство расширило границы и набрало силу.

-4

Точная дата рождения царя неизвестна. Поскольку период его правления длился 43 года, можно предположить, что Хаммурапи взошел на престол в возрасте не старше 20 лет. Когда царь взошел на престол, Вавилония – территория нынешнего Ирака – была очень молодым, неокрепшим государством. К тому же, со всех сторон ее окружали более мощные и грозные соседи: Ларса, Эшнунна и царство правителя Шамши-Адада I. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи способствовала превращению Вавилона и столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов. Известно, что Хаммурапи, как и многие его предшественники, начал правление с «установления справедливости» – прощения долгов и недоимок. Сохранившиеся сведения о первых годах его царствования рассказывают в основном о строительных работах. На седьмой год царствования при поддержке Римсина, достаточно сильного эламского правителя в Ларсе, с которым был заключен договор о взаимопомощи, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Чтобы укрепить свое влияние на захваченных землях, дальновидный политик уже через два года построил канал, о значении которого говорит само название — «Хаммурапи-изобилие». Еще одним дальновидным шагом Хаммурапи становится заключение союза с северо-западным соседом — государством Мари. Хаммурапи посодействовал тому, чтобы на троне этого государства утвердился представитель местной династии Зимрилим, а не наследник умершего ассирийского царя Шамшиадада I, к политике которого вавилонский правитель давно испытывал недоверие. В результате политическое и экономическое положение государства Мари значительно укрепилось. О расцвете Мари во времена правления Зимрилима свидетельствует интенсивная торговля со многими восточно-средиземноморскими государствами, в том числе с такими отдаленными островами, как Кипр и Крит, а также строительство великолепного дворца — подлинного шедевра архитектуры, слава о котором распространилась далеко за пределами царства. Оба государства-союзника — Вавилон и Мари — теперь действовали согласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку, из которой следует, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу действий в средней Месопотамии. Кроме того, известно, что при дворе Хаммурапи находились постоянные представители Зимрилима. Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника на севере, Вавилон уже к 15-16-му гг. правления Хаммурапи превращается в одно из самых влиятельных государств в Месопотамии. В 30-й год своего правления Хаммурапи удалось не только остановить вторжения, но и нанести поражение царству Эшнунне и выступившим на его стороне войскам Элама. Спустя год после победы над северными врагами царь Вавилона разгромил Эмсина, в прошлом своего союзника, а теперь главного конкурента в борьбе за господство в Двуречье. Ларса была присоединена к владениям Хаммурапи, а Римсин вынужден был бежать, возможно, в Элам. Как уже отмечалось, Зимрилим, правитель Мари, был хорошо осведомлен о деятельности своего союзника благодаря наличию налаженной дипломатической службы в соседнем государстве. Уже во время похода на Ларсу, почувствовав изменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместных с вавилонским царем боевых действий и отозвал свои войска. В результате победы над Эшнунной пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммурапи совершил два опустошительных набега. Времена, когда цари Вавилона и Мари называли друг друга братьями, канули в лету. Несмотря на то, что Хаммурапи в 33-м году царствования захватил земли недавнего союзника, Зимрилим, правитель некогда богатого и сильного царства, неохотно расставался с мыслью о независимости своего государства. Через два года Хаммурапи предпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стены столицы. В руины был превращен и великолепный царский дворец, символ былого могущества. Так постепенно под власть Вавилона попадали все новые территории. Хаммурапи подчинил себе и территорию Ассирии с ее столицей Ашшуром. Скорее всего, сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чем свидетельствуют документальные сообщения о военнопленных из Элама. За более чем сорокалетний период правления талантливому и удачливому политику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основную часть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первое в полном смысле этого слова в Западной Азии — так называемое Старовавилонское царство. Вавилон прочно занимает положение нового центра Двуречья. Таким образом, на рубеже XIX–XVIIIвв. до н.э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. С XIX по VI столетия до н.э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье)— область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата — нередко определяли термином Вавилония. Вавилон — это греческое наименование семитского города Бабилима, что обозначает «Врата Господни». Город располагался в Северной части Двуречья, там, где сближается Евфрат с Тигром, к юго-западу от современного Багдада. Он являлся столицей не только Древнего, то и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. В 538г. до н.э. Вавилон был завоеван персами. Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.

 ЗИККУРАТ ЭТЕМЕНАНКИ (ВАВИЛОНАСКАЯ БАШНЯ), НАВЕРХУ СВЯТИЛЯЩЕ БОГА МАРДУКА
ЗИККУРАТ ЭТЕМЕНАНКИ (ВАВИЛОНАСКАЯ БАШНЯ), НАВЕРХУ СВЯТИЛЯЩЕ БОГА МАРДУКА
-6

Законы Хаммурапи

Законы, или Кодекс Хаммурапи – свод законов, созданный царем примерно в 1750-х годах до нашей эры. Одних из старейших правовых документов в мире.

СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ

Основной текст сохранился до наших дней на специальной стеле, обнаруженной археологами в городе Сузы в 1901-1902 годах. Законы отличаются продуманностью и практически полным отсутствием религиозной трактовки тех или иных правил. Вводная часть гласит о мудрости царя Хаммурапи и божественной природе его правления. Далее статьи делятся на разделы: 1-5 - принципы правосудия, 6-25 - охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей, 26-41 - охрана служебного имущества, 42-88 - сделки с недвижимостью и соответствующие правонарушения, 89-126 - торговые операции, 127-195 - семейное право, 196-214 — уголовное право, 215-282 — сделки с движимым имуществом и наем на работу. Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса:

Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).

  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства:

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Вывод

Созданное Хаммурапи могучее централизованное государство со столицей Вавилоном просуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи обозначились тенденции к некоторому упадку, о чем свидетельствуют вторжения эламитов и завоевание Вавилонии касситами. Несмотря на это, Вавилонию времен царя Хаммурапи по праву причисляют к тем регионам, которые можно называть колыбелью цивилизации.

Список литературы

1) Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон [Текст] : [Пер. с нем.] / [Авт. предисл., с. 3-26, и примеч. В.А. Якобсон]. - Москва : Наука, 1979. - 259 с. : ил.; 20 см. - (По следам исчезнувших культур Востока).

2) Белявский, В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический [Текст] / В. А. Белявский. — Москва : Мысль, 1971. — 317 с.

3) Волков И. М. Законы Вавилонского царя Хаммураби / И. М. Волков. - Москва : [б. и.], 1914. - IV, 80, [2] с., [2] л. ил., карт: ил. - ( Культурно-исторические памятники Древнего Востока ;вып. 1: )

4) Саггс Генри У.Ф. Величие Вавилона [Текст] : история древней цивилизации Междуречья / Генри Саггс ; [пер. с англ. Л. А. Игоревского]. - Москва : Центрполиграф, 2012. - 461

5) [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: https://civilka.ru/mesopotamia/mesopotamia.html (дата обращения: 11.01.2022).

6) [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: https://anews.com/novosti/125322313-hammurapi-zakony-pravlenie-i-zavoevanija-vavilonskogo-carja.html (дата обращения: 11.01.2022).