Официальные рекомендации от ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), если проще, - это "составители экзаменационных КИМ". Рекомендации исключительно для сдающих в 2025 году.
В конце сентября вышла серия интервью с составителями экзаменационных КИМов, организованное Рособрнадзором. Один из выпусков был посвящен литературе. Обо всех тонкостях экзамена рассказал руководитель комиссии по подготовке КИМ - Зинин С.А.
На чтобы я обратила внимание учеников, сдающих экзамен в 2025 году?
Прежде всего, изменения в кодификаторе: если вы видите названия в кодификаторе, выделенные полужирным шрифтом (см. ниже), то фрагмент одного их этих произведений будет предложен в КИМ, то есть к нему будут задания с 1 по 5 включительно. В основной массе это произведения второй половины XIX в. и XX в.
Внимание!
Это не означает, что нужно прочитать только выделенные произведения из кодификаторе, читать придется много, но это для вашего понимания, сажем так, навигатор подготовки.
Далее, для многих знакомые произведения первой половины XIX в., проще говоря, творчество А.С. Грибоедова, Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя никуда не делось - произведения данных авторов указаны в кодификаторе курсивом:
Что это означает: изменился формат ответа на 5-й вопрос, то есть сопоставление. Теперь свободного выбора произведения нет, вы сопоставляете приведенный фрагмент художественного текста с названным произведением, которое относится к концу XVIII - первой половине XIX века.
ВАЖНО!
В демо-версии ФИПИ 2025 г. предложено сопоставить образ Наташи Ростовой и Татьяны Лариной, - и что я хочу подчеркнуть, будьте внимательны - нет никакой гарантии, что на экзамене будет такая же формулировка сопоставления образа с образом. Может быть проблема/композиция/типажи/несчастная любовь/дуэли/защита родины и так далее. Но сопоставляем только с предложенным произведением, и никак иначе.
Поэтому следует читать и произведения, относящиеся к Золотому веку русской литературы, и произведения первой и второй половины XX века.
Может ли быть сопоставление со "Словом о полку Игореве"? Да, вполне, особенно. если исходный фрагмент будет из "Войны и мира", поэтому лучше перечитать "Слово ..." в переводе Д.С. Лихачева, либо Н.А. Заболоцкого.
Что делать с новоприбывшими в кодификатор произведениями, напротив которых стоит знак минус "-": Н.А. Островский «Как закалялась сталь», поэма С. Есенина "Черный человек", повести, рассказы, романы В. Набокова, и, внезапно, Тихон Шевкунов, - формально с ними можно ничего не делать, можно по своему желанию привлечь в сочинении, если это будет соответствовать теме сочинения. Эти произведения, возможно, когда-то будут задействовать в ЕГЭ, но не в этом году.
Перейдем к поэзии, то есть к заданиям с 6 по 10 включительно.
Во-первых, в задании 10 снято требование об обязательном привлечении стихотворения, относящегося к первой половине XIX в. Вы можете привести поэзию любой эпохи, никто не запрещает, более того, это может быть как отечественная, так и зарубежная поэзия.
Внимание! В 10-м задании только поэзия, никаких поэм, романа в стихах и т.д.
Далее, несколько слов о задании №8, предполагающее выбор изобразительно-выразительных средств, использованных поэтом в стихотворении:
В задании 8 перечень художественных средств увеличен до семи, при этом правильный вариант ответа может быть любой: два художественных средства, три, пяти, все семь, то есть не привязывайтесь к тому, что только три художественных средства вам нужно выбрать, нужно следовать вопросу, если просят все, то и подбирайте, перепроверяйте, есть ли то или иное изобразительно-выразительное средство или же нет.
Насчет 10-го задания, можно ли брать при сопоставлении музыкальные тексты? Тут свои нюансы, из жанра поп-музыки и рэпа брать нельзя в силу низкой художественной ценности, можно брать песни, относящиеся к жанру рок, но в этом случае вы должны не об исполнителе писать, а об авторе текста. Но в целом я не рекомендую своим ученикам такие сопоставления, все же со многими готовимся год, а то и два, и на экзамене не вспомнить поэтов золотого или серебряного века, - такое мне представить сложно.
ЧАСТЫЙ ВОПРОС: ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ нужны сходства или различия? Или одно сходство и одно различие? Или только сходство или различие?
1. Следуйте логике задания, если нужно выбрать либо сходство, либо различие, то остановите свой выбор на чем-нибудь одном;
2. Не путайте ни себя, ни педагогов, - не надо сидеть и высчитывать - одно сходство и одно различие или что-то подобное - нет, нигде не указано подобное требование, не усложняйте.
3. Самое главное - научиться анализировать тексты: образы/темы/идеи/роль персонажей/средств характеристики и так далее. Если вы напишите о различиях и об очевидном сходстве, то вас никто не накажет. Я часто говорю, что мы не двойняшек сравниваем, а художественные произведения разных эпох и авторов, конечно, будут различия, но в 5 задании не просто так вам уже укажут, какое произведение взять,а может и конкретный образ назовут, так и в 10-м задании - вы же как-то пришли к выводу, что стихотворения похожи, например, в обоих стихотворениях прослеживается влияние природы на человека, соответственно, это уже общее восприятие, но образы могут повторяться, могут и отличаться, лирические герои и их эмоции также могут отличаться, поэтому единого подхода нет и быть не может. Ваша задача научиться анализировать художественные произведения, затем вы на практике поймете, как сопоставлять, это дело времени и, повторюсь, той же практики.
Чего ждать от тем сочинений в 11-м задании:
в теме 11.1 будет задействовано произведение эпохи древнерусской литературы или конца XVIII - первой половины XIX в.
одна из тем традиционно будет связана с творчеством поэта (любой эпохи, то есть от М.В. Ломоносова до Б.Ш. Окуджавы)
еще одна тема будет связана с драматическим произведением - это комедия или драма (смотрите кодификатор)
при этом, одна из тем - это 11.2 или 11.3. - будет связана с дискуссией вокруг какого-либо образа, например, роль Луки в драме или роль Кулигина, что-то подобное.
11.4 проблема, тема и три автора, которые указаны в скобках, вам нужно выбрать одного автора и одного его произведение и написать сочинение, например, Образы слуг в отечественной литературе (На примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова).
11.5 - претворение произведения в других видах искусства. Вам непрошенный совет - не берите эти темы, я бы назвала эту тему "последний шанс" (для тех, кто идет получить проходной балл, и тех, кто плохо готовился). Очень легко отойти от содержания, но исключение составляют темы, связанные с иллюстрациями произведения, - тут уже интереснее и проще привлечь фрагменты произведения, но давать советы актерам и режиссерам - такое себе, честно говоря.
Далее, важное! Нужно ли обязательно использовать цитаты из произведений? Настоятельно рекомендую цитировать поэзию в 10-м задании, к остальным заданиям цитаты не нужны, нужно, так называемом, обращение к тексту, то есть анализ эпизодов/проблематики/образов/микротем/типажей или особых персонажей.
"Молодая гвардия" за авторством Фадеева - это произведение встречается в двух редакциях, но с одинаковым названием. Если данный роман будет в основе КИМ на экзамене, то будет взят тот фрагмент, который есть в обеих редакциях, но лучше читайте первую редакцию.
Я рассказала об основных нюансах подготовки, задавайте вопросы, оставляйте комментарии, переходите в другие социальные сети: у менять и телеграмм-канал с визуальными материалами, ютуб с видео-разборами произведений и теории.
Всем удачи при подготовке!