Найти в Дзене

Палитра звёздной недвижимости. Фаина Раневская

Пункты назначения на сегодня - московские адреса Фанни Гиршевны Фельдман. Она прекрасно известна вам как Фаина Георгиевна Раневская. Краткая биографическая справка: родилась 27 августа 1886 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье, где помимо неё воспитывались еще 4 детей. С 14 лет посещала занятия в театральной студии. Осенью 1915 года 19-летняя Фанни, вопреки воле отца переехала из родного Таганрога в Москву покорять театральные сцены. Откуда взялся псевдоним? Есть две версии. Первая, конечно, связана с Любовью Андреевной Раневской, помещицей из пьесы «Вишнёвый сад» Чехова. Получив денежный перевод из дома, Фанни Фельдман шла по улице, когда порыв ветра выхватил и унёс купюры из её рук, на что она только ахнула: «Денег жаль, но как красиво улетели!». Знакомый сравнил её в этот момент с чеховской героиней. Плюс не стоит забывать, что и Антон Павлович был родом из Таганрога. По второй версии, как говорила сама Раневская, у неё «постоянно всё из рук валится». Неповторимое чувств
Оглавление

Пункты назначения на сегодня - московские адреса Фанни Гиршевны Фельдман. Она прекрасно известна вам как Фаина Георгиевна Раневская.

Краткая биографическая справка: родилась 27 августа 1886 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье, где помимо неё воспитывались еще 4 детей. С 14 лет посещала занятия в театральной студии.

Осенью 1915 года 19-летняя Фанни, вопреки воле отца переехала из родного Таганрога в Москву покорять театральные сцены.

Агентство недвижимости "Распашонка"
Агентство недвижимости "Распашонка"

Откуда взялся псевдоним? Есть две версии. Первая, конечно, связана с Любовью Андреевной Раневской, помещицей из пьесы «Вишнёвый сад» Чехова. Получив денежный перевод из дома, Фанни Фельдман шла по улице, когда порыв ветра выхватил и унёс купюры из её рук, на что она только ахнула: «Денег жаль, но как красиво улетели!». Знакомый сравнил её в этот момент с чеховской героиней. Плюс не стоит забывать, что и Антон Павлович был родом из Таганрога. По второй версии, как говорила сама Раневская, у неё «постоянно всё из рук валится». Неповторимое чувство юмора.

Технически, первый адрес в нашем списке нельзя назвать местом, где наша героиня жила, но он сыграл большую роль в начале её театральной карьеры.

📍Рождественский б-р, 17

Фаина Раневская приехала в Москву с конкретной целью - поступить в театральную школу, но на всех вступительных потерпела неудачу.

Она плакала у колонн Большого театра, когда её заметила знаменитая балерина Екатерина Гельцер. Она станет её большой подругой на долгие годы.

На фото слева - Фаина Раневская, справа - Екатерина Гельцер. Фото 1915-1916 годов, источник Яндекс
На фото слева - Фаина Раневская, справа - Екатерина Гельцер. Фото 1915-1916 годов, источник Яндекс

Гельцер открыла Раневской богемную Москву, познакомила со многими известными деятелями культуры (Маяковским, Цветаевой, Мандельштамами, Шаляпиным, Холодной и другими), а так же пристроила в спектакль «Тот, кто получает пощёчины», который ставили в Летнем театре в Малаховке. Про Гельцер Раневская говорила:

Она ввела меня в круг ее друзей, брала с собой на спектакли во МХАТ, откуда было принято ездить к Балиеву в „Летучую мышь“. Возила меня в Стрельну и к Яру, где мы наслаждались пением настоящих цыган. У Яра в хоре пела старуха, звалась Татьяна Ивановна. Не забыть мне старуху-цыганку; пели и молодые. Чудо — цыгане...

О, легендарный ресторан «Яр» заслуживает отдельной статьи. Кто только не отдыхал там в своё время! А пока предлагаем вам посмотреть интерьеры ресторана в клипе Полины Гагариной «Меланхолия» (если вам ближе Клава Кока, то в этих же интерьерах она очень просит забрать её домой 🤪)

Но вернёмся в дореволюционную Москву. Фаина Георгиевна была частой гостьей в квартире Гельцер на Рождественском бульваре, тут всегда были ей рады.

Дом №17 на Рождественском бульваре известен как Доходный дом Силуанова. Был построен в 1901 году, а через 3 года здесь был установлен первый в Москве электрический пассажирский лифт. Помимо примы-балерины Императорских театров, здесь жил архитектор Сергей Шуцман, работавший в стиле модерн (был помощником архитектора Льва Кекушева, которого мы уже упоминали во второй части нашего материала о Мандельштамах). После революции дом был передан сотрудникам издательств. Здесь у своих друзей - издательского работника Богомильского и служащего типографии Аксельрода - часто бывал Сергей Есенин 🍻 А на верхних этажах жили родственники второй жены Иосифа Сталина - Аллилуевы.

📍Ул. Герцена, 48-50

С 1993 года - Большая Никитская улица.

В этом доме Раневская прожила с 1915 по 1948 год.

В книге «Раневская. Фрагменты жизни» Алексей Щеглов вспоминает слова Фаины Георгиевны:

Я больше тридцати лет прожила в доме Натали на Большой Никитской. Там большие комнаты разделили на коммунальные клетушки: я жила в лакейской.

Дело в том, что именно из этого дома Наталья Гончарова уехала венчаться с Александром Пушкиным в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. Здесь, в деревянном особняке на пересечении со Скарятинским переулком, между Большой Никитской и Малой Никитской улицами, жила её семья. Во второй половине 1880-х дом был перестроен архитектором Фёдором Кольбе почти до неузнаваемости.

По этому адресу Фаина Георгиевна жила первые годы наездами, потому что была занята игрой в провинциальных театрах. Осенью 1917 года состоялось одно из самых важных событий в её жизни. Находясь в Ростове-на-Дону, Раневская приходит знакомиться к Павле Леонтьевне Вульф, игрой которой восхищается уже не первый год.

Павла Леонтьевна станет для Раневской не только учителем и наставником, но и самым лучшим другом до конца жизни. И до 1947 года они будут соседками (начиная с Ростова, Крыма, Казани - всех городов, где гастролировали с антрепризами, и заканчивая квартирой в Москве на ул. Герцена), будут вести общий быт и фактически чувствовать себя родственниками. Внука Павлы Вульф, Алексея Щеглова, цитату из книги которого мы приводили выше, Фаина Георгиевна называла своим «эрзац-внуком». А он её - Фуфой.

Слева - Алексей Щеглов, "эрзац-внук" Фаины Раневской. Фото 1952 года из книги А. Щеглова "Раневская. Фрагменты жизни"
Слева - Алексей Щеглов, "эрзац-внук" Фаины Раневской. Фото 1952 года из книги А. Щеглова "Раневская. Фрагменты жизни"

Они проживут вместе до 1947 года, пока Вульфам не дадут отдельную квартиру на Хорошёвке (пересечении Хорошёвского шоссе и Беговой улицы).

Эта квартира повидала и знаменитых гостей, например:

Вчера была Лиля Брик, принесла „избранное“ Маяковского, и его любительскую фотографию…

Или вот:

Сегодня у меня обедала Анна Андреевна Ахматова, величавая, величественная, ироничная и трагическая — веселая и вдруг такая печальная, что при ней неловко улыбаться и говорить о пустяках...

Период проживания на Герцена ознаменовывается первой киноролью Фаины Раневской в фильме Михаила Ромма «Пышка» в 1934 году. Из этой квартиры она ездила на съемки фильмов таких известных режиссёров советского периода как Исидор Анненский, Иван Пырьев, Сергей Юткевич, Илья Фрэз, Григорий Александров. Мы не можем не вспомнить фильм Татьяны Лукашевич «Подкидыш», в котором Раневская блистательно сыграла роль, сделавшую её известной каждому жителю СССР, да и сейчас почти нет людей в нашей стране, которые не знают фразу «Муля, не нервируй меня!» или «Девочка, что ты хочешь, чтобы тебе оторвали голову или на дачу?». А вот вам «меньше пены!»:

Кстати, в соседнем доме с Раневской с 1903 по 1938 год жил режиссёр Немирович-Данченко.

📍Старопименовский пер., 5/9

Название переулка осталось неизменным, а вот сам дом сейчас адресно относится к Воротниковскому переулку.

В 1948 году Фаине Георгиевне дали комнату в коммунальной квартире в жилом доме сотрудников Октябрьского райсовета.

Знаменитая история, когда к ней пришла в гости актриса Мария Миронова (мать Андрея Миронова) и, почувствовав, что в комнате нечем дышать от табака, решила проветрить. Только вот оконная рама уперлась в торец дома, потому что комната Раневской была расположена крайне неудачно - на том углу здания, который заходит в Воротниковский переулок.

Вот как описывает эту комнату Алексей Щеглов:

Комната имела остекленный эркер, выходивший на стену соседнего дома, — такая вот печальная особенность ее нового жилища. Из-за этого там всегда царил полумрак, постоянно был включен торшер под большим желтоватым абажуром…
К своему жилищу Раневская относилась как к печальной необходимости: было мягкое кожаное кресло с высокой спинкой, второе кресло отдала Павле Леонтьевне, неудобная, какая-то случайная тахта — Фуфа чаще всего сидела на ней, тумбочка около тахты...

Что интересно, в соседнем здании, где сейчас находится школа №1574 (корпус №3) с 1905 года располагалась одна из первых частных школ Москвы - мужская гимназия Креймана. В 1925 году здесь была открыта школа №25 (позже присвоен номер 175), получившая статус образцовой. Именно в этой школе учились дети Иосифа Сталина - Светлана Аллилуева и Василий Сталин, а так же дети Молотова, Микояна, Куйбышева и других высокопоставленных людей.

На фото слева - Рихард Францевич Крейман на крыльце своей гимназии, 1910-17 гг. Фото из альманаха "Минувшее" №16, 1994 год. На фото справа - школа №175 в 1960-70 гг., ориентировочно. Источник pastvu.com
На фото слева - Рихард Францевич Крейман на крыльце своей гимназии, 1910-17 гг. Фото из альманаха "Минувшее" №16, 1994 год. На фото справа - школа №175 в 1960-70 гг., ориентировочно. Источник pastvu.com

Возможно, вы уже видели фасад этой школы в фильме Юрия Кары «Завтра была война»:

Что касается дома 5/9, то до 2013 года он имел статус «объекта культурного наследия», пока один из барельефов не был поврежден жильцами дома при установке кондиционера. Из-за этого статус был понижен до «ценного градоформирующего объекта».

📍Котельническая наб., 1/15

В начале 1950-х Фаине Раневской была выделена двухкомнатная квартира в знаменитой Высотке на Котельнической набережной. «Эрзац-внук» вспоминает:

Это была квартира высшей категории. Когда мы всей семьей в 1952 году в первый раз приехали к Фаине Георгиевне посмотреть новую квартиру — все было прекрасно. Роскошный подъезд рядом с главным входом в кинотеатр «Знамя» (теперь «Иллюзион») — в чем-то символическая близость кинематографа к жилью Раневской. Торжественная лестница к просторному лифту, второй этаж, тяжелая двустворчатая дверь квартиры с щелью почтового ящика. Квартира обещала стать ей удобным пристанищем. Большой квадратный холл с заранее повешенной «государственной» люстрой имел двойной тамбур для звукоизоляции от лестницы. Две квадратные смежно-изолированные комнаты, высокие потолки, на вид — более трех метров, идеально окрашенные стены, лепнина по карнизу и на потолке, высокая остекленная филенчатая белая дверь в гостиную — это было здорово! Дальше — коридор с большой гардеробной-кладовой вел к роскошной ванной. Налево — второй выход на лестницу, направо — большая кухня с двухкамерной мойкой, большой газовой плитой, «государственными» белыми шкафчиками и зимним холодильником под окном…
… Но Раневской было не до скульптур. Ей досталась чечулинская изнанка — левое крыло величавой композиции, каменный внутренний двор. А там — выход из кинотеатра и место, где разгружали хлебные фургоны…
… Все окна квартиры выходили во двор, где был выезд из огромного гаража для автомашин жильцов высотного дома. На крыше гаража была детская и спортивная площадка. Все это гудело, кричало и шумело. Неудобство оказалось еще и в том, что от этого дома, расположенного рядом с Кремлем, добраться без машины куда-либо было очень проблематично.

Автор книги «Фаина Раневская. Любовь одинокой насмешницы» Андрей Шляхов приводит такое описание этой квартиры:

Две просторные смежно-изолированные комнаты, большая комната метров двадцать пять, а маленькая, узкая и вытянутая в длину, — около восемнадцати. Огромный холл, такая же огромная, выложенная от пола до потолка белым кафелем (другого в те времена, кажется, и не было) кухня, кладовка размером чуть ли не с все прежнее жилище Фаины Георгиевны. В ванной стояло удивительное по тем временам сантехническое сооружение — биде. Всюду, как и положено, — лепнина, дубовые наборные паркеты. Высота потолков — три с лишним метра. Коридор разделен пополам чем-то вроде прямоугольной арки, где все непременно вешали тяжелые шторы. В доме был даже подземный гараж для машин жильцов. Неслыханная роскошь по тем временам!

Как вы понимаете, сам дом Фаина Георгиевна не очень любила, в том числе и из-за того, что добираться до театра было крайне неудобно, не имея машины. А вот к своим соседям Раневская относилась очень тепло. Среди них были, например, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова и её муж Вадим Рындин (главный художник Большого театра), актер Михаил Жаров, композитор Никита Богословский.

В начале 1960-х годов Раневской удалось добиться разрешения на въезд в страну её сестры Изабеллы. Ведь вся семья Фаины Георгиевны эмигрировала из страны еще в 1917 году. Кроме того, при поддержке министра культуры СССР Екатерины Фурцевой сестру удастся даже прописать в квартире на Котельнической набережной.

Фаина Раневская с сестрой Изабеллой и любимой собакой Мальчиком. Фото Яндекс
Фаина Раневская с сестрой Изабеллой и любимой собакой Мальчиком. Фото Яндекс

📍Южинский пер., 3

Южинским этот переулок назывался в период с 1929 по 1993 год по псевдониму проживавшего здесь актёра Александра Ивановича Сумбатова-Южина, который жил в соседнем доме №5/1, правда за полвека до того, как сюда въехала Раневская. Кстати, Сумбатов-Южин возглавлял дирекцию литературно-художественного кружка «Среда», организованного Николаем Телешовым. Об этом мы упоминали в статье о Малаховке.

В 1993 году переименован обратно в Большой Палашёвский переулок.

Большой Палашёвский пер., 3 (с 1929 по 1993 гг. Южинский пер.). Дом, где жила Фаина Раневская. Фото Яндекс.Карты, наши дни
Большой Палашёвский пер., 3 (с 1929 по 1993 гг. Южинский пер.). Дом, где жила Фаина Раневская. Фото Яндекс.Карты, наши дни

А за 20 лет до этого, в 1973 году, Раневская переехала в двухкомнатную квартиру в новой кирпичной 16-этажной «башне», построенной по индивидуальному проекту. Вспоминает Алексей Щеглов:

Наверное, это было правильно — Фаине Георгиевне стало легче жить: театр был рядом, забегали актеры. Дом был построен скучно, но капитально — «для хороших людей».
... В ее новой квартире на Южинском тоже был небольшой холл-прихожая с остекленными дверями, как в высотке, но уже не белыми, а «под дуб»; прямо — большая гостиная, направо — коридор, приводящий в большую кухню; налево по коридору — спальня, направо — туалет и ванная…
… Квартира на Южинском была новая, чистая, почти такая же, как на Котельнической, но спальня была с большой лоджией, выходящей в зеленый скверик.
Раневская ... ездила в хозяйственные магазины, покупала для дома крючки, лампы, занавески. Еще раньше Фаина Георгиевна купила мебельный гарнитур из карельской березы, украшенный лебедиными головками на длинных шеях. Гарнитур был поставлен в новую гостиную. Стены заняли любимые фотографии с дарственными надписями — от Рихтера, Пастернака, Шостаковича, Ахматовой, Улановой, Бабановой, Вульф... Потом появился цветной телевизор, соединивший Раневскую с внешним миром. На столе в гостиной и спальне стояли фотографии Павлы Леонтьевны, повсюду — книги. В углу спальни — бабушкина коричневая палка с загнутой янтарной ручкой.

Татьяна Исаева, театровед и драматург, а так же супруга того самого «эрзац-внука», да еще и внучка родной сестры Любови Орловой вспоминала:

Иногда мы с Фуфой виделись и в Москве. Сначала Раневская жила в Старопименовском переулке, потом в высотке на Котельнической набережной, там я никогда не бывала. Зато не раз посещала ее по последнему адресу в Южинском переулке. Это была двухкомнатная очень скромная квартира, в которой мне запомнился гарнитур из карельской березы и стены, увешанные фотографиями, приколотыми к обоям иголками от капельниц.

Эта самая гостиная из карельской берёзы в стиле русского ампира, принадлежащая Фаине Георгиевне была продана на аукционе Литфонда №212 14 марта 2020 года за 1 200 000 рублей.

Соседями Раневской в Южинском были такие известные люди, как актриса театра МХАТ им. Горького Анастасия Зуева (знакомая многим с детства сказительница из фильмов Александра Роу «Морозко», «Варвара - краса, длинная коса», «Огонь, вода и… медные трубы»), актриса театра «Ленком» Елена Фадеева (кинофильмы «И жизнь, и слёзы, и любовь», «Через тернии к звёздам», «Забытая мелодия для флейты»), генерал армии и Герой Советского Союза Владимир Леонидович Говоров (сын Маршала Советского Союза Говорова).

В 1987 году на фасаде последнего дома Раневской была установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска на доме Фаины Раневской в Южинском (Большом Палашёвском) пер., 3. Фото Яндекс.Карты
Мемориальная доска на доме Фаины Раневской в Южинском (Большом Палашёвском) пер., 3. Фото Яндекс.Карты

А еще Фаина Георгиевна очень любила отдыхать во Внукове, предлагаем вам проникнуться этой стародачной атмосферой тут.