Основание города или деревни редко имеет чёткие календарные даты. Вряд ли первые поселенцы хуторов или посёлков, придя на необжитое место, будут думать о фиксации в документах этого дня.
Самым ярким примером является дата основания нашей столицы. Дискуссии о возрасте Москвы продолжаются и в наше время, поскольку следы построек, найденные рядом с Красной площадью, относятся к IX – X столетию. Но Николай Карамзин в «Истории государства Российского» авторитетно объявил, что Москву основали в 1147 году (XII век). Эта дата первого упоминания городского поселения на территории Кремля в Ипатьевской летописи. Имеются мнения исследователей, которые говорят о том, что Москва может быть на 200 – 300 лет старше общепринятой даты.
Создание города – важное историческое событие, которое отмечалось в летописях. Совсем другая ситуация с маленькими поселениями. Кто и в каких летописях напишет об основании маленького хутора Лапаз? Ныне это село Лапаз в Новосергиевском районе, моя малая родина. Сотрудники Объединённого Оренбургского государственного архива помогли отыскать первую дату упоминания Лапаза.
В «Деле о произрастании хлебов и трав в Оренбургской губернии» имеется «Ведомость о посеве озимого хлеба в Уральском казачьем войске на 1845 год». В ней перечислены станицы, форпосты, хутора и умёты на территории Уральского казачьего войска, которые «посеяли озимаго хлеба осенью 1844 г. на 1845 г.».
Из «Ведомости» можно узнать, что «Лапасский хутор» в числе других десяти относился к Илекской станице. В таблице проставлены графы по числу семейств, мужских и женских душ в поселениях, наличию «мужеского пола, способного к полевым работам». В Лапасском хуторе в то время проживало всего шесть семейств. Население его составляло 42 человека: 22 «мужские души» и 20 «женских душ». Из них «способных к полевым работам» было только 9 человек. Осенью 1844 года для своих нужд они посеяли 7 пудов озимого хлеба.
Указана и дата при первом упоминании Лапаза в истории Оренбуржья: в официальном документе фиксируется сформированный хутор из нескольких семей первопоселенцев, которые осенью 1844 года сеяли озимый хлеб.
Дата представляется вполне реальной и объективной, поскольку известно, что искать свободные плодородные земли и расселяться из Илекской станицы люди стали именно в первой половине XIX века.
Выбранное первопоселенцами место до наших дней остаётся живописнейшим и плодородным: холмистая местность с низменностями-котлованами, богатые луга, ковыльные степи, имеются источники пресной воды: речка, родники, озёра. По пригоркам островками располагались небольшие леса, богатые ягодами и дичью. Они же были источником первого строительного материала. Совсем недалеко от выбранного места находилась деревня Черепановка, образованная на десятилетие раньше и заселённая служивыми людьми и государственными крестьянами.
Первыми жителями Лапаза стали уральские казаки из Илека: Дубовсковы, Шлюхины, Бархансковы, Дьяконовы, Карнауховы, Телегины. Потом богатые угодья активно осваивали и другие. В 1862 году население Лапазского удвоилось. К 1914 году оно возросло в 19 раз и составило 783 человека. Хутор вырос в посёлок Лапаз, где казачье население составляло 77 процентов.
Название хутора появилось естественным образом от слова «лабаз». Это многофункциональная разновидность хозяйственных построек: и крытый навес для сена, и строение из обмазанного плетня для коров, других животных и птицы, и яма в земле или снегу, укрытая ветками.
Кстати, в вышеупомянутых «Ведомостях» отражено количество семей в 1844 году Ржавского хутора – 4 семьи (26 человек); всего 7 человек были способны к полевым работам. Это тоже начало формирования хутора, а в последствии Ржавского казачьего посёлка.
В том же «Деле о произрастании хлебов и трав в Оренбургской губернии» управляющий Уральским казачьим войском полковник Бизянов отмечает «хороший урожай трав в Илекской станице», где осенью 1844 года посеяно озимого хлеба 1785 пудов стараниями 2147 казаков. Во всех поселениях, относящихся к Илекской станице, в 1845 году проживало 8111 человек.
Уверена, что дата рождения малой родины является важной хронологической точкой в пространстве исторической памяти лапазинцев.
Инна Клишина, кандидат фармацевтических наук