Найти в Дзене
History

В чем смысл ЮНЕСКО?

Статус ЮНЕСКО, созданной для защиты всемирного наследия, зачастую ставит под угрозу то, что она стремится защитить.

Затопленная площадь Сан-Марко в Венеции, Ханс-Петер Берчи.
Затопленная площадь Сан-Марко в Венеции, Ханс-Петер Берчи.

16 ноября 1945 года 44 страны собрались в Лондоне, чтобы создать международный орган для образовательного, научного и культурного сотрудничества под эгидой Организации Объединенных Наций. Их проект заключался в интеллектуальном и моральном восстановлении мира в руинах. Созданные на закате империи и возглавляемые победителями недавно завершившейся войны и крупными колониальными державами, основатели ЮНЕСКО стремились к глобальному влиянию с помощью программы восстановления. Но проблема заключалась не только в том, что великие здания и искусство требовали послевоенной реабилитации. ЮНЕСКО стремилась регулировать само прошлое, управляя им для будущего. То, что началось с разоренной войной Европы, вскоре нацелилось на развивающийся мир. Это оставалось односторонним потоком: с Запада на остальной мир.

История ЮНЕСКО — это история несовершенной организации, которая начиналась с оптимизма середины века, но быстро деградировала от собрания государственных деятелей к тирании государств. Преобразовавшись в межправительственное агентство, чрезмерное влияние могущественных правительств проникло во все аспекты его функционирования. Это очевидно в работе многих его громких программ, включая программу Всемирного наследия, которая стремится выявлять, защищать и сохранять выдающиеся культурные и природные объекты. Поощрение сохранения перед лицом эскалации индустриализации и разрушений, безусловно, позитивно, но то, как страны мобилизуют этот призыв, раскрывает сложную дилемму. Битва за «спасение Венеции» является показательным примером.

6 ноября 1966 года наводнение опустошило Венецию. Идеальный шторм с высокими приливами, разбухшими от дождей реками и ветром сирокко заполнил лагуну до отказа, отправив поток грязной воды по каналам. Вода поднялась почти на два метра выше обычных колебаний, к которым венецианцы привыкли. Тысячи домов и средств к существованию были разрушены. Культурные ценности стоимостью в 6 миллиардов долларов были повреждены. Это было не просто стихийное бедствие: индустриализация, разрушение песчаных отмелей и углубление каналов для больших судов сыграли свою роль. ЮНЕСКО быстро сплотилась с призывами о сборе средств для спасения города и его сокровищ.

Еще до создания Конвенции об охране всемирного наследия в 1972 году и ее знаменитого Списка ЮНЕСКО пыталась спасти чудеса, находящиеся в опасности, будь то Венеция или Абу-Симбел, умоляя страны мира разделить финансовое бремя. В 1960-х и 1970-х годах ЮНЕСКО участвовала в многочисленных крупных кампаниях в Египте, Судане, Пакистане, Тунисе, Сирии, Индонезии и Италии. Агентство координировало эти спасательные работы, запускало кампании по связям с общественностью и направляло экспертов для консультирования государств-членов. Поскольку война за сохранение наследия велась на многих континентах, ЮНЕСКО начала наступление на сохранение. Гастон Палевски, французский политик (и homme de confiance Шарля де Голля ), был вовлечен в то, что стало известно как «борьба за Венецию». Бывший посол Франции в Италии понял, что «изолированных и мелкомасштабных действий недостаточно».

Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже, гр. 1958. Таллинна Кирьяндускескус.
Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже, гр. 1958. Таллинна Кирьяндускескус.

Но чего добилось ЮНЕСКО? В 2016 году, спустя 50 лет после наводнений, Комитет всемирного наследия снова бурно обсуждал будущее города. Человеческое влияние снова стало проблемой: нефтяные танкеры и огромные круизные лайнеры, новый аэропорт, трансформация исторических зданий и огромный масштаб туризма повлияли на каждый аспект жизни венецианцев. Не удалось ли ЮНЕСКО выполнить свою долгосрочную миссию по «спасению» Венеции? Почему? В докладе Международного совета по памятникам и достопримечательностям (ИКОМОС) обвиняются итальянские власти: они позволили неконтролируемому туризму ослабить устойчивость живых сообществ. Развитие их инфраструктуры приведет к дальнейшим необратимым изменениям. Подлинность и целостность Венеции были крайне уязвимы. Более того, итальянское правительство использовало бренд ЮНЕСКО для продвижения Венеции, но не всегда выполняло свои экспертные рекомендации.

Венеция была явно в опасности, и тем не менее Комитет всемирного наследия старательно избегал обсуждения этого объекта в течение десятилетий по политическим причинам. Италия некоторое время сохраняла наибольшее количество объектов в Списке всемирного наследия и оказывает значительное влияние в области мирового наследия и сохранения. Europa Nostra, признанная неправительственная организация-партнер ЮНЕСКО и ведущая федерация по культурному наследию в Европе, была основана в ответ на наводнения 1966 года. Ее представители сообщили Комитету, что Венеция является наиболее уязвимым объектом в Европе, и обратились в ЮНЕСКО с просьбой включить ее в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Этого не произошло, и с тех пор было мало обсуждений. Программа ЮНЕСКО по сохранению Венеции включает более 1500 проектов стоимостью более 50 миллионов евро. Она открыла два офиса в Венеции, региональное бюро и еще одно, посвященное самому городу. Это институциональное присутствие не остановило нарастающую волну развития: гигантские круизные лайнеры, нависающие над площадью Сан-Марко, неконтролируемый туризм в сочетании с массовым исходом жителей и разгневанными местными жителями, протестующими против своих чиновников.

В своей новелле 1912 года « Смерть в Венеции » Томас Манн писал, что «город был болен и скрывал этот факт, чтобы продолжать зарабатывать деньги». Британский историк искусства Джон Поуп-Хеннесси настаивал: «Дело было не только в наводнении; скорее, дело было в том, что наводнение открыло, в хаосе, вызванном поколениями пренебрежения». Венеция жила за счет туристов; почти ничего из потраченных ими денег не было вложено итальянскими властями в поддержание ее памятников.

Затруднительное положение Венеции подчеркивает, как престиж и прибыльные доходы, которые дарует всемирное наследие, теперь затмевают сохранение исторических мест. Мандат на защиту всемирного наследия постепенно сменился международным желанием обеспечить и мобилизовать ЮНЕСКО как бренд для туризма и националистических целей. В последние десятилетия Список всемирного наследия приобрел большую известность и престиж, создав конкурентный процесс внесения объектов со статусом. Европейские страны продолжают доминировать, имея большие ресурсы и политические рычаги. С ростом массового туризма и возрождающимся национализмом проблема не исчезает.