Найти в Дзене
Никита Непряхин

Как понять, что мой аргумент эффективный?

Грамотная оценка аргумента необходима не только для того, чтобы оценить свою линию аргументации, но и контраргументацию со стороны оппонента. Всю оценку аргумента можно свести к 3 основным показателям: Философия — наиболее важная ценность, которую вы стремитесь защитить своим аргументом. Философия может быть какой угодно ➡ экономия средств, моральные устои общества, безопасность социума, благосостояние народа, светлое будущее, религия и т. д. Одно из ключевых правил составления своей речи в защиту того или иного тезиса — определение философии всей линии аргументации. Например, самой очевидной философией для утверждения «Жить в деревне лучше, чем в мегаполисе» является экология, а для опровержения — городская инфраструктура, без которой жизнь современного человека невозможна. Безусловно, философия аргументации — понятие субъективное и относительное. Ее необходимо выбирать в зависимости от контекста, условий выступления, аудитории и т.д. Однако забывать про этот совет все-таки не стоит:
Оглавление

Грамотная оценка аргумента необходима не только для того, чтобы оценить свою линию аргументации, но и контраргументацию со стороны оппонента.

Всю оценку аргумента можно свести к 3 основным показателям:

1) ГЛУБИНА (проработанность философии)

Философия — наиболее важная ценность, которую вы стремитесь защитить своим аргументом. Философия может быть какой угодно ➡ экономия средств, моральные устои общества, безопасность социума, благосостояние народа, светлое будущее, религия и т. д.

Одно из ключевых правил составления своей речи в защиту того или иного тезиса — определение философии всей линии аргументации.

Например, самой очевидной философией для утверждения «Жить в деревне лучше, чем в мегаполисе» является экология, а для опровержения — городская инфраструктура, без которой жизнь современного человека невозможна.

Безусловно, философия аргументации — понятие субъективное и относительное. Ее необходимо выбирать в зависимости от контекста, условий выступления, аудитории и т.д. Однако забывать про этот совет все-таки не стоит: прежде чем погрузиться с головой в поиск аргументов, определитесь с философией линии аргументации.

2) ДОКАЗАННОСТЬ (снабжен ли аргумент поддержкой и примером / «картинкой»)

Недоказанный, нераскрытый аргумент не работает. Но есть действенный механизм, который позволяет сделать его доказанным, — это трехзвенная структура аргумента (структура аргументации, в которую входят аргумент, поддержка, пример). Проверьте, снабжены ли ваши аргументы поддержками и примерами, прежде чем представлять линию аргументацию аудитории или реципиенту.

3) УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (на кого он может подействовать).

Все аргументы можно отнести к двум основным видам ➡ универсальные и контекстуальные.

  • Универсальные аргументы — это такие доказательства, которые могут произвести эффект на любую аудиторию.
  • Контекстуальные аргументы — те, которые действуют на строго определенную аудиторию и лишь на некоторых реципиентов.

Чем универсальнее аргументы, тем они эффективнее.

Эти параметры оценок напрямую касаются технологии составления линии аргументации, когда согласно настроению аудитории мы должны выстраивать аргументы от самых сильных до самых слабых, и наоборот. Так вот, «сильный» аргумент должен быть глубоким, доказанным и универсальным.

Понимание этих трех основных оценочных показателей поможет вам грамотно оценить линию аргументации не только оппонента, но и собственную. Помните, что слабые аргументы, не отвечающие требованиям глубины, доказанности и универсальности, лучше убрать из своей линии аргументации, оставив только самые сильные и выигрышные. Потому что именно по слабым аргументам будут бить ваши противники или вообще судить о качестве и силе вашей позиции.

Статья написана Никитой Непряхиным на основе его книги «Убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации», издательство «Альпина Паблишер».

Подписывайтесь на Telegram-канал Никиты Непряхина.