Найти в Дзене

«Яйцо желтой эмали и карета»: как создавалось и сколько стоило самое известное яйцо Фаберже?

В счете, посланном Николаю II, Карл Фаберже описал своё очередное произведение предельно лаконично: «Яйцо желтой эмали и карета». Сегодня изделие хранится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге и называется яйцо «Коронационное» — оно является самым узнаваемым шедевром фирмы Фаберже и даже становилось главным героем голливудских фильмов. В нашей статье мы расскажем главные подробности истории его создания: К Пасхе 1897 года царский ювелир Карл Фаберже решил впервые изготовить яйцо, основной темой которого стало важное политическое событие — коронация Николая II. Предыдущие пасхальные подарки супруге были посвящены любви, семье: они содержали живописные портреты детей или изображения дворцов, где протекала жизнь Александры Федоровны. Яйцо «Коронационное» было изготовлено к первой годовщине коронации и каждая деталь этого ювелирного шедевра напоминала этот «великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле» день (цит. по: Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 144). Священное кор
Оглавление

В счете, посланном Николаю II, Карл Фаберже описал своё очередное произведение предельно лаконично: «Яйцо желтой эмали и карета». Сегодня изделие хранится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге и называется яйцо «Коронационное» — оно является самым узнаваемым шедевром фирмы Фаберже и даже становилось главным героем голливудских фильмов. В нашей статье мы расскажем главные подробности истории его создания:

  • Почему сюрпризом пасхального яйца стала карета?
  • Как долго ювелиры работали над выполнением заказа?
  • Зачем к потолку внутри кареты прикреплен крючок?
  • Сколько император заплатил за произведение?
Пасхальное яйцо «Коронационное». Санкт-Петербург, 1897. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, миниатюрную карету изготовил Георг Штейн. Собрание Музея Фаберже
Пасхальное яйцо «Коронационное». Санкт-Петербург, 1897. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, миниатюрную карету изготовил Георг Штейн. Собрание Музея Фаберже

К Пасхе 1897 года царский ювелир Карл Фаберже решил впервые изготовить яйцо, основной темой которого стало важное политическое событие — коронация Николая II. Предыдущие пасхальные подарки супруге были посвящены любви, семье: они содержали живописные портреты детей или изображения дворцов, где протекала жизнь Александры Федоровны. Яйцо «Коронационное» было изготовлено к первой годовщине коронации и каждая деталь этого ювелирного шедевра напоминала этот «великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле» день (цит. по: Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 144).

Коронация Николая II

Священное коронование состоялось 14 (26) мая 1896 года в древнем кафедральном Успенском соборе Московского Кремля, под сенью которого российские самодержцы венчались на царство. В центре храма была установлена площадка, обтянутая малиновым плюшем с золотым позументом, где стояли троны. Для Николая II был установлен престол первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича, на котором в 1883 году короновался и его отец, Александр III. Для Марии Федоровны установили Алмазный трон царя Алексея Михайловича (роскошно украшенный девятьюстами алмазами), тот же, что и во время ее коронации в 1883 году, а для Александры Федоровны — престол из слоновой кости, впервые упомянутый в казне царя Ивана Грозного. Над тронами висели два малиновых бархатных балдахина с золотым шитьем (они, как и троны, хранятся в Музеях Московского Кремля).

«Чудесные весенние дни, исторический город, разукрашенный флагами, звон колоколов с высоты тысячи шестисот колоколен, толпы народа, кричащие «ура», коронованная молодая царица, сияющая красотой, европейские царствующие особы в золоченых каретах — никакой строгий церемониал не мог вызвать в толпе большего энтузиазма, чем лицезрение всей этой картины».
Цит. по: Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания. М., 2004. С. 166.

Государь, являясь Самодержцем Всероссийским, сам возложил на себя большую императорскую корону и короновал императрицу, преклонившую перед ним колени.

Лауриц Туксен (1853–1927) Коронация Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе Кремля 14 (26) мая 1896 года. Эскиз, 1896. Собрание Музея Фаберже
Лауриц Туксен (1853–1927) Коронация Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе Кремля 14 (26) мая 1896 года. Эскиз, 1896. Собрание Музея Фаберже

Золотые парчовые порфиры, в которые были облачены царь и царицы, подсказали Фаберже идею отделки драгоценной скорлупы яйца. Мантии входили в число неотъемлемых императорских регалий, которые возлагали на короновавшихся в Успенском соборе.

К каждой коронации изготавливались новые мантии, которые после торжеств сдавались на вечное хранение в Оружейную палату. Со времен Екатерины I гербовые орлы на всех мантиях были вшитые, аппликативные, так как искусство вышивки занимало в России особое место и отличалось высоким уровнем исполнения. И только к последней коронации мантии были изготовлены из гербовой парчи с ткаными черными двуглавыми орлами. Она была выткана ткачами московской фирмы А. и В. Сапожниковых.

Драгоценное яйцо

Мастера фирмы Фаберже не стремились к иллюзорности в изображении мантии, которой как будто затянута поверхность яйца. Драгоценная скорлупа яйца покрыта прозрачной желтой эмалью, положенной по гильошированному фону резных лучей, которая сверкает и переливается, как тяжелая златотканая парча. Черные эмалевые орлы с алмазами — накладные, и потому выглядят не вытканными, как на гербовой парче 1896 года, а скорее шитыми, аппликативными, как на мантиях предыдущих коронаций. Накладные орлы к тому же соединены лиственными ветвями зеленого золота, образующими густую сетку, без малейшего зазора прилегающую к эмалевой скорлупе (листайте галерею).

Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз огранки «роза», укрепленный на его верхней половине. Сквозь этот кристалл виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, «Фета» — из рубинов. Внизу яйца укреплена алмазная роза меньшего размера, сквозь которую читается дата «1897».

Сюрприз

Яйцо «Коронационное» содержит внутри сюрприз — крошечную точную копию кареты, в которой 9 мая 1896 года Александра Федоровна въезжала в древнюю первопрестольную Москву. А настоящая карета (coupé) была сделана еще в 1793 году знаменитым придворным мастером И. К. Букендалем для Екатерины II и использовалась на последующих коронациях. В 1917 году она в числе других ценностей дворцового ведомства была эвакуирована в Москву и только в 1929 году возвращена в Ленинград и передана на хранение в Государственный Эрмитаж, где хранится и поныне.

Сюрприз пасхального яйца «Коронационное». Санкт-Петербург, 1897. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, миниатюрную карету изготовил Георг Штейн. Собрание Музея Фаберже
Сюрприз пасхального яйца «Коронационное». Санкт-Петербург, 1897. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, миниатюрную карету изготовил Георг Штейн. Собрание Музея Фаберже

Кузов кареты, выполненный Букендалем из различных пород дерева, снаружи был обит темно-красным бархатом. В миниатюрной копии его, как и «бархатную» обивку сидений внутри, имитирует яркая алая эмаль. Тщательно воспроизведена декоративная сетчатая вышивка кузова, которую ювелир фирмы сделал из золота с мелкими алмазами. Подлинная карета тоже сверкала, только стразами. Изображены и шторки: они награвированы на фацетированных окошках из горного хрусталя. Модель увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной, которая в действительности была украшена аквамаринами. На колеса, как и в реальном экипаже, надеты «железные обручи» из платины (листайте галерею).

Уникальную модель кареты, настоящий шедевр «ювелирно-экипажного» искусства, создал молодой мастер Георг Штейн, которого Фаберже переманил из столичной фирмы Э. Кортмана. Мастер, специально посещавший Придворно-конюшенный двор в Петербурге, во всех деталях повторил конструктивные части экипажа, например, поворотный круг. Вот почему миниатюрная золотая карета с красной эмалью и бриллиантами поворачивается и катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются после поворота крошечной золотой ручки, а изнутри с двух сторон выбрасываются складные подножки.

Двадцатитрехлетний мастер, обладавший необычайными талантами (он без лупы видел дефекты камней и не нуждался в оптике при работе над миниатюрной копией), пятнадцать месяцев трудился по шестнадцать часов в сутки. Фаберже, умевший ценить настоящих профессионалов, хорошо оплачивал труд Штейна, получавшего пять рублей в день против трех, что он имел у Кортмана.

А сколько стоил подарок?

Описание такого роскошного яйца в денежном счете ювелира от 18 апреля 1897 года, посланном им царю, было предельно лаконичным:

«Яйцо желтой эмали и карета»

И указана цена — 5500 рублей. Помимо этого в счете записано «яичко изумродовое с бриллиантами» ценой 1000 рублей (ныне, к сожалению, утеряно). Оно было самым последним «сокровищем» и подвешивалось внутри крошечной кареты на специальный крючочек.

Пасхальное яйцо «Коронационное». Санкт-Петербург, 1897. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, миниатюрную карету изготовил Георг Штейн. Собрание Музея Фаберже
Пасхальное яйцо «Коронационное». Санкт-Петербург, 1897. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, миниатюрную карету изготовил Георг Штейн. Собрание Музея Фаберже

Упоминания в кино

Отсылки к «Коронационному» яйцу из собрания Музея Фаберже фигурируют сразу в нескольких фильмах. Например, вокруг него разворачиваются главные события 13-го фильма о Джеймсе Бонде «Осьминожка» (реж. Джон Гленн, 1983). В нем яйцо узнается с трудом, так как имеет другой цвет. Более узнаваемо оно в комедии «Что могло быть хуже» (2001) с Денни де Вито в главной роли. А вот создатели фильма «Двенадцать друзей Оушена» (реж. Стивен Содерберг, 2004) тщательно подготовились к съемкам: известной дизайн-студией была создана точная копия «Коронационного» яйца стоимостью 4000 долларов.

Какие фильмы о шедеврах Фаберже Вы знаете? Поделитесь в комментариях.

Сегодня «Коронационное» яйцо входит в собрание Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Оно представлено в Синей гостиной Шуваловского дворца, является одним из главных шедевров музейной коллекции и неизменно притягивает внимание наших посетителей.

Музеи
137 тыс интересуются