Богословское расследование отца Константина.
Приглашаю вас к интересному разговору и размышлению небольшому, но, на мой взгляд, полезному.
Вчера вечером перед сном решил почитать отца Вячеслава Рубского. Очень люблю этого одесского батюшку, который включает мысль на полную катушку, позволяет по-новому взглянуть на какие-то известные вопросы.
У него есть интересный проект «Ре-Ортодоксия», то есть перезагрузка православия. Он говорит о том, что мы приходим в церковь, встречаемся с какими-то вещами, сначала мы их принимаем, а потом, когда духовно взрослеем, должны понять, что это бред, что это нужно как пуповину отрезать от себя.
Он говорит, например, о таких вещах: сначала это не смущает, а потом ты уже начинаешь включать голову, оказываясь в православии, понимаешь, что это бред.
Например, что дети и подростки идут в ад, как учит православие.
«Что за бред, — думаю, — где православие учит, что дети и подростки идут в ад? Я впервые в жизни это встречаю».
Но отец Вячеслав приводит цитату, и цитату серьёзную. Преподобный Варсонофий Оптинский — это один из последних Оптинских старцев, ученик Амвросия Оптинского и наставник последнего Оптинского старца, Никона Оптинского. Это сила, это серьёзная вещь.
И вот он говорит: «Вижу я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку лет семи, даже пяти, и говорю:
„Как ты сюда попала?“
И думаю, какие грехи у этой малютки, когда она ещё совсем младенец. А она смотрит на меня и говорит:
„Я здесь за скверные мысли“».
Малютка лет пяти в аду за скверные мысли. Я остановился и думаю: «Нет, надо с этим разобраться». Я много чего читал, но не всё хорошо можно объять. Почему-то я в своём христианском образовании пропустил эту цитату. Я никогда с ней не встречался.
Потом я залез в интернет и увидел, что это не редкая цитата, это известная цитата. Но я вообще впервые только вчера с ней встретился.
Но это абсолютно абсурдная цитата, противоречащая преданию Церкви. В предании церкви нет такого бреда, разве что у Григория Двоеслова есть намек на подобную тему, но мы об этом сегодня говорить не будем. Это противоречит преданию, потому что мы знаем, что дети до семи лет безгрешны.
Я думаю: «Подожди, надо разобраться». Варсонофия Оптинского я знаю, у меня есть его сочинения. Но ночью я не полез на полку, я зашёл в интернет на сайт Азбука Веры, к созданию которого я тоже приложил немало сил, и нашёл там полное творение Варсонофия Оптинского, и я его часа два читал.
Прочитал всё быстро, конечно, но внимательно — и не нашёл.
Тогда я стал искать в интернете вообще. Видите, он говорит: «Вижу я». Что значит «я вижу»? Что, Варсонофий Оптинский в ад попал? Может быть, он во сне это видит?
Вообще, если вы почитаете, например, дневник Варсонофия Оптинского, вы увидите, что он большое значение придаёт снам. На мой взгляд, напрасно. Потому что святые отцы говорили, что нужно осторожно к ним относиться, а при подобной Варсонофий собирает в кучу все сны, что ему там сторож рассказал, что бабка какая-то рассказала, собственные сны какие-то. Мне тоже много что снится. Но к снам надо осторожнее относиться.
Может быть, это ему приснилось? Ладно, короче, залез я в интернет. Я обнаружил, что существует как минимум два варианта этой цитаты. Первый вариант, вот он, как я его и прочитал:
«Вижу я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку лет семи, даже пяти, и говорю:
„Как ты сюда попала?“
И думаю, какие грехи у этой малютки, когда она ещё совсем младенец. А она смотрит на меня и говорит:
„Я здесь за скверные мысли“».
Варсонофий Оптинский (Плиханков).
«Вижу я ад», — опять не сказано, где он видит.
У отца Валерия Духанина, современного батюшки, более пространный вариант этой фразы: «Вижу во сне однажды я ад и адские мучения». Ага, во сне. Это очень важно — во сне. А во сне что угодно может привидеться.
Но зато здесь есть страшное продолжение: «Я тогда же отправился к своему духовнику и спросил его: "Возможно ли это?" Он отвечал: "Да, в аду половина ребятишек"».
В аду половина детей – это полный бред.
Откуда отец Валерий, который цитирует это, взял этот бред? То есть много раз эту цитату все приводят. Либо первый вариант короткий — «вижу я». Либо «вижу во сне» и иду к какому-то духовнику, который полную ересь и чушь говорит, что в аду половина ребятишек.
Единственное место, где я нашёл указания на источник – в Отечнике, собранном современной исследовательницей Т.Н. Терещенко «Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. В 2-х томах».
Она пишет: «Как-то мне батюшка рассказал, что он ещё в миру видел сон. Вижу я ад и адские мучения <…> “Я здесь за скверные мысли”. Преподобный Варсонофий 32». Что такое 32? Это источник.
То есть Т.Н. Терещенко нам даёт возможность обратиться к источнику. Идём к источнику. На «Азбуке веры» всё это легко найти. И вот он — «преподобный Никон Оптинский (Беляев). Дневник». То есть последний ученик отца Варсонофия Оптинского, Никон Беляев, в дневнике оставил такие замечания.
Но здесь также есть письма оптинского старца Льва Оптинского, 2002 год, беседы Санкт-Петербурга 1991, а здесь дневник без места, без года, причём с 1907 по 1919. А такого дневника в природе не существует, недаром здесь не указано, откуда это.
Есть настоящий дневник, в котором сказано, что дневник заканчивается в 1910 году, а не в 1919. Он действительно с 1907 по 1910, заканчивается историей про какого-то юношу и так далее. На этом обрывается дневник отца. А там какой-то абстрактный дневник.
Я тогда же ночью перечитал внимательно дневник отца Никона и не нашёл там этой записи. Я подумал: раз сказано про какой-то дневник 1919-го года, может быть, это уже после революции какие-то заметки.
И тогда я перечитал всё, что дошло до нас от отца Никона: его проповеди, его беседы, воспоминания монахинь о разговорах с отцом Никоном. На сайте «Азбука Веры» вы можете найти все творения Никона Беляева.
Я все их перечитал. Там есть, например, сон, который Варсонофий Оптинский рассказывает отцу Никону:
«Попели мы в храме на реках Вавилонских. И снится мне сон, что идёт богослужение, на хорах идут младенцы, и они падают и разбиваются, падают и разбиваются — это страсти наши разбиваются об каменный пол».
Такой сон есть.
Но, прочитав внимательно Никона, я не нашёл этой истории про девочку в аду. Всё это позволяет заключить, что нас кто-то очень сильно поводил за нос.
Почему эта Терещенко составляет симфонию, которая, кстати, издательским советом Московской патриархии благословлена к изданию? Почему Терещенко не дала ссылку на настоящий источник, а упомянула несуществующий дневник за 1919-й год? Нет, дневник Никона охватывает период с 1907 по 1910 год, никаких других дневников у него нет.
Либо она просто сослалась на какую-нибудь газетную статью из сектантской брошюрки или листовки, где выдуманы цитаты и даны ссылки на несуществующие источники.
Потому что иногда сектанты или какие-то раскольники, чтобы подтвердить свои какие-то бредовые измышления, выдумывают цитаты и дают ссылочку на несуществующие источники. Весь интернет промониторив, я не нашел исходников.
Я даже нашёл, что у Кураева кто-то однажды козырнул этой цитатой. На что Кураев сказал: «Источники в студию». И источники ему не предоставили.
То есть, судя по всему, история с девочкой, которая в аду, в возрасте пяти-семи лет, за свои мысли — это история, которую так любят цитировать и ужасаться все православные люди. Даже батюшки цитируют. Один батюшка даже записал видео об этом, показав плачущего ребёнка. Это, как сейчас принято выражаться, фейк.
Такой цитаты нет, потому что она в любом случае противоречит преданию православной церкви. По недоразумению, видимо, из какой-нибудь раскольнической или еретической брошюрки она попала в интернет и там ходит без всякого источника, без всякой ссылки.
А я прочитал полностью и Варсонофия Оптинского и Никона Беляева, его ученика, на которых якобы ссылаются. Возможно, я что-то упустил.
Пришлите мне, пожалуйста, если вы знаете, где можно найти такую ссылку. Может быть, вы знаете что-то ещё: неопубликованные рукописи или какой-то секретный дневник Никона или секретные беседы Варсонофия.
Укажите мне это. Давайте вместе разберёмся. Вопрос-то важный. То есть можно ли ссылаться на эту цитату или это просто бред и глупость?
Читайте другие интересные статьи на нашем канале👇
Текст основан на видео с канала священника Константина Пархоменко