Громкий конфликт разгорается в Республике Карелия. На минувшей неделе в Спасской Губе Кондопожского района прошел народный сход, на котором жители трех карельских деревень выступили против планов строительства в непосредственной близости от их поселений горнолыжного курорта. Местные заявили, что проект с ними никто не согласовывал, и встречать десятки тысяч туристов хлебом-солью они не собираются. Обещания многомиллиардных инвестиций их тоже не соблазнили. “Нам здесь жить, и мы вас сюда не пустим!”, - заявили карелы.
Речь идет о трех небольших деревнях - Тереки, Готнаволок, а также Мунозеро, расположенных по берегам одноименного водоёма, которое через ряд озер и речушек связано с Онежским озером. Недалеко расположены популярные курорты Марциальные Воды и заповедник Кивач. Около часа езды по проселочным дорогам отделяют деревни от оживленной федеральной трассы “Кола”.
Деревня Тереки (по-карельски Törökkä) мало кому известна в России, но для карельского народа это поселение значимо, так как является одним из родовых сёл субэтноса карелов-людиков. Здесь сохраняется старинное кладбище, стоит старая часовня. В советское и, тем более, постсоветское время власти эти места вниманием не баловали - поэтому многие из деревень уехали в города, и, по сути, поселения оживают только летом, когда сюда приезжает городская родня. Более-менее постоянно в трех деревнях живет чуть более 100 человек. Цивилизация сюда почти не добирается, и жить здесь трудно, но в качестве бонуса у местных есть - чистейшее озеро, раскинувшиеся вокруг леса, рыба, грибы-ягоды, разнообразная дичь. И потому, когда стало известно, что на эти края положил глаз крупный московский инвестор, люди встали на дыбы.
Впервые проект строительства горнолыжного курорта на берегах Мунозеро был представлен на Петербургском международном экономическом форуме. По замыслу авторов проекта, курорт будет принимать 280 тысяч туристов год. Общая площадь комплекса составит 5 тыс. га. Планируют построить 21 километр новых автомобильных дорог, 40 км горнолыжных трасс, 14 подъемников, 350 коттеджей и таунхаусов, в районе должно появиться 1 200 новых рабочих мест. Кстати, в презентации инвестора территория деревни Тереки была названа курортным городком - что ужасно раздражает местных жителей.
“Они, видимо, Мунозеро со Средиземным морем путают. Какой курортный городок? Какой горнолыжный курорт? Вы нашу “гору” видели вообще? Это обычный холм в 200 метров высотой, не сравнимый ни с Кавказом, ни даже с Хибинами или Уралом. Просто завезут гастарбайтеров, понастроят коттеджей для москвичей и питерцев, а нас, как индейцев, загонят в резервацию”, - уверен один из местных обитателей.
«В Тереках нет ни одного дачника. Во всех наших домах нет даже стеклопакетов. В моём доме под рамой лежит береста, которую прапрадед при строительстве положил. Мы любим свою родину! Мы заботимся о своих домах, они уже по сто с лишним лет стоят и ещё простоят 300 лет, если никто к нам не придёт!», - цитируют другую деревенскую жительницу “АиФ-Карелия”
На народном сходе, который состоялся на прошлой неделе власти пытались доказать, что страхи - безосновательны. И вообще проект еще в стадии разработки.
«Пока идут исследования территории, непонятно, где можно размещать объекты, а где нельзя. Компании-инвестору предоставлены участки согласно законодательству России и Карелии, вид использования и назначение — для развития туризма. Этот проект направлен на то, чтобы создать для местных жителей рабочие места, а также получать налоговые отчисления, чтобы развивать инфраструктуру», — объяснял замминистра экономического развития Карелии Артём Долгих.
По его словам, бизнес намерен трудоустроить на курорте порядка 1600 человек - и это привело собравшихся карелов в настоящий ужас. Во всех окрестностях не наберется и десятой части от этого количества требуемых свободных рук, значит в лучшем случае сюда поедут люди из других районов Карелии, а в реальности, скорее всего, трудовые мигранты из Средней Азии.
Уверения властей, что зато местные получат хорошие автомобильные дороги, было встречено гулом недовольства.
«Вы понастроите домов вокруг нас и хотите сказать, что экология не пострадает, наше озеро, откуда мы чистую воду берём, не пострадает? А гора? Она стоит сейчас нетронутая! Мы не пустим вас сюда!» — предупредила местная жительница.
“Моя деревня, в которой прошло мое детство. В которой родились мои родители. В которой стоит родовой дом построенный моим прадедом 1919 году. Она на грани исчезновения. Правительство республики Карелия отдало земли вокруг всей деревни в аренду инвестору.
Под ширмой бальнеологического курорта хотят «отжать» земли древнего поселения моих предков карелов-людиков. Деревня которой 500 лет, столетние дома, родовое кладбище - все легко может исчезнуть с лица земли. Возмущен ли я? Да, я просто в ауте! Многодетным семьям дают земли для постройки жилья в районах болот и вечной мерзлоты. А московским господам прекрасные участки в заповедных местах по вкусной цене”, - возмущается еще один местный житель.
В общем, взаимопонимание найдено на встрече не было. Представители бизнеса и чиновники уехали, пообещав, что вскоре представят некий мастер-проект, в котором обязательно учтут все пожелания местных жителей. А местные жители в очередной раз подтвердили, что их единственное пожелание - отказ от любого проекта на этой территории.
И не стоит недооценивать карельское упрямство. Недалеко от этих деревень находится так называемый Сунский лес - участок тайги, который был выделен под вырубку одному из лесопромышленных предприятия. Местные жители активно выступали против того, чтобы пустить под топор вековые деревья, а когда предприятие, разучившись решениями суда, попыталось приступить к вырубке, то активисты приковали себя к деревьям - люди дежурили в лесу посменно, прожили там больше года (в том числе - в трещащую морозами карельскую зиму!), и в конце концов добились того, что бизнес отступил.
И вот - новый спор из-за территории.
Кстати, отметим, что подобные конфликтные ситуации, связанные с тем, что власти, зазывая инвесторов, не считаются с настроениями местных жителей, в Карелии начали происходить с печальным постоянством. Ранее мы уже рассказывали про спор в поселке Вяртсиля, жители которого недовольны планами по созданию форелеводческого хозяйства.