Любят в нашей массовой культуре «короновать знаменитостей», присваивать им громкие определения и проводить параллели с западными звездами, которые становятся журналистскими штампами.
Наша сегодняшняя героиня, уроженка белорусской столицы Татьяна Липницкая, более известная под «экзотичным» псевдонимом Бьянка прослыла «русской Бьёнсе» и «королевой русского народного ар-н-би»- направления, которое сама и придумала, обозначив в названии дебютного альбома. Термин использовался самой певицей и был подхвачен журналистами и общественностью. Популярность к Бьянке пришла во второй половине нулевых. Её называют одной из первых широко известных исполнительниц, популяризировавших жанр ар-н-би в постсоветском музыкальном мейнстриме.
Некоторое время о Бьянке особо слышно не было, а теперь она снова стала регулярно мелькать в медийном пространстве. Так в один воскресный вечер певица появилась в телеэфире на разных телеканалах параллельно. На «Первом» в шоу «Точь-в-точь», где показывали её образ, Бьянка пришла в качестве звездной гостьи. В то же время на ТНТ шло шоу «Звезды в джунглях», где певица оказалась вновь прибывшей участницей и тут же умудрилась угодить в скандал. На ресурсах желтоватого толка мне попадались комментарии «А кто это вообще». В сегодняшнем материале вспомним песни из репертуара Бьянки и попытаемся разобраться, что же это за зверь такой - «русский народный ар-н-би».
Откуда взялась Бьянка и её «Русский народный ар-н-би»?
Вокруг воплощения в российской музыкальной культуре жанров и явлений, восходящих к англо-американской культурной реальности, споры ведутся до хрипоты. О том, что такое «RnB» можно дискутировать долго. Направление «rithm and Blues», зародившееся в среде темнокожего населения США, переплелось со сформированной во второй половине века рэп и хип-хоп культурой. Та музыка, которая понимается сегодня под аббревиатурой RnB –к историческому явлению имеет уже весьма опосредованное отношение. Популярный в последние десятилетия близкий хип-хопу жанр корректнее именовать «современный ар-н-би».
На уровне стереотипов он ассоциируется со знойными красотками, забойными битами и картинками сладкой жизни из американских клипов, и даже аббревиатуру стали расшифровывать «рич энд бьютифул» - богатый и прекрасный.
Умудренные знаниями меломаны наверняка заявят, что к «ар-н-би» музыка Бьянки имеет мало отношения, но ведь речь идет о «русском народном ар-н-би». Вдохновленная западными образцами «ранняя» Бьянка попыталась вписать эстетику направления в наш контекст.
С одной стороны, интеграция национальных фольклорных мотивов – один из самых простых и очевидных путей адаптации и интерпретации жанра на местной культурной почве, с другой – получается гремучая смесь, музыкальный оксюморон, на что обратил внимание саунд-продюсер Евгений Войтов:
«Это сочетание несочетаемого. Русский народный ар-н-би - это как смешать синее и кислое».
В звучание современного ар-н-би Бьянка добавила фольклорные мотивы, баян и другие народные инструменты, элементы частушек. Поминая высказывания героя моей предыдущей публикации и недавнего юбиляра, мэтра Александра Борисовича Градского – пространство между рэпом и частушкой не так и велико.
«У проекта есть богатая идея, заложенная в названии пластинки: сделать "рич энд бьютифул" ближе к народу путем скрещивания заокеанских рецептов с, грубо говоря, русскими частушками»,
- так в своей рецензии на дебютный альбом Бьянки, названный «Русский народный RnB», написал музыкальный критик Алексей Мажаев.
Сама певица признавалась, что смешать ар-н-би с фольклорными народными мотивами было «чисто коммерческим решением».
Бьянка явила слушателям заводные и забойные, приправленные жаркими танцами, но не слишком притязательные в содержательном плане треки. Здесь акцент сделан скорее на энергетике и настроении, чем на трансляции смыслов. Все песни для своего репертуара Татьяна Липницкая пишет сама.
До того как стать Бьянкой белорусская девочка Таня Липницкая уже имела за плечами обширный музыкальный опыт.
О ранних годах певицы информации немного. Родители – Раиса и Эдуард Липницкие - к музыке отношения не имели, но привили своим детям любовь к этому виду искусства, и они оба стали заметными музыкантами.
В тех же «нулевые» года была популярна белорусская группа «Леприконсы», распевавшая «Хали Гали пара трупер, нам с тобою было супер». В её составе на ударных играл Александр Липницкий – родной брат певицы. К его тезке и однофамильцу, деятелю русского рока, игравшему с Мамоновым в «Звуках Му», это белорусское творческое семейство отношения не имеет. Помимо «Леприконсов» Александр Эдуардович Липницкий, композитор, мульти-инструменталист известен как основатель и руководитель эстрадно-симфонического оркестра «Symphonic Drive Orchestra», позже – Lepnitsky Show Orchestra.
Оба представителя младшего поколения Липницких – и Татьяна, и Александр обучались в музыкальном лицее. Будущая певица Бьянка играла на виолончели, параллельно девочка самостоятельно училась петь и уже с 12 лет писала песни. В 2001 году она получила Гран-при на вокальном конкурсе в Польше, тогда же была приглашена солисткой в Государственный концертный оркестр Республики Беларусь.
Выпущенный под псевдонимом Бьянка и официально считающийся дебютным альбом «Русское народное ар-н-би» – не первый. До этого, ещё в 2001, у певицы уже была записана пластинка, которая так и называлась «Начало». Этот пробный альбом вышел только в Белоруссии, сама исполнительница называет его «очень детским». Уже на этом альбоме Татьяна активно экспериментировала, добавляла народные инструменты.
В 2005 подающей надежды молодой артистке предложили представить свою страну на конкурсе «Евровидение», но она отказалась, выбрала другой путь и стала Бьянкой. Псевдоним и творческий стиль артистка обрела в сотрудничестве с Сергеем Пархоменко – музыкантом и продюсером, известным как рэпер Серега, проехавшийся по российским музыкальным чартам на Черном Бумере.
Девушка переезжает из Минска в Киев, где выпускает первые р-н-б треки. В том же 2005 её голос звучит в фильме «Бой с тенью». Саунд-треком стала песня «Лебединая», записанная в дуэте с Максом Лоренсом.
Эту композицию, снискавшую успех, часто обозначают первым хитом певицы Бьянки, далее последовал альбом 2006 года, провозгласивший «Русский народный ар-н-би», потом переезд в Москву и перезапуск карьеры.
«Были танцы»
Танцы – неотъемлемый атрибут образа Бьянки. Спустя годы название самого популярного хита её дебютной пластинки звучит символично – Были танцы. Песня вышла синглом в мае 2006 года и взорвала эфиры и чарты.
История песни «Были танцы» - один из многих сюжетов о том, как песня, попавшаяся на пластинку в последний момент, становится чуть ли не флагманским хитом репертуара исполнителя. Альбом был уже почти готов, и вдруг Бьянку, как она выразилась, «посетила муза». Песня родилась вдруг, от ощущения, что «чего-то не хватает». Композиция была записана на месте буквально за час.
На эту песню снят дебютный клип Бьянки. Профинансировал съемки её молодой человек, выступающий в роли продюсера Михаил Шиян. Широко известна история о том, что для оплаты клипа ему пришлось продать автомобиль, «свой единственный мерседес», как выразилась сама певица.
В 2020 году песня получила переосмысление при участии автора и исполнительницы хита. Ремейк Бьянка выпустила с представителем молодого поколения, поющим блогером Артуром Бабичем.
Именно с этой композицией образ Бьянки был представлен в вышеупомянутом недавнем выпуске проекта «Точь-в-точь» в исполнении Дарьи Антонюк.
«Про лето»
Следующая пластинка подоспела уже в 2007. По сути, это было переиздание треков с дебютного альбома под другим названием. Озаглавила его единственная новая песня – «Про лето».
Стилистика песни и снятый на неё видеоклип хорошо иллюстрируют «русский народный ар-эн-би» как он есть. Знойные зажигательные танцы в видеоряде соседствуют с баяном и русской печкой.
Эту композицию Бьянки однажды даже спела Людмила Сенчина. Дело было в 2013 в рамках шоу «Универсальный артист» на «Первом канале». Контрастом первоисточника , с образом «золушки советской эстрадной песни» с хрустальным голосом это исполнение, запомнилось надолго.
«Несчастливая любовь»
На дебютном альбоме и его переиздании «Про лето» Бьянка представила не только разбитные дерзко-энергичные хиты, нашлось место и лирико-меланхолическим композициям. Такова «Несчастливая любовь». В стилистике композиции звучание «ар-н-би» переплетается с элементами цыганского романса. В 2007 году она была выпущена синглом. Композицию «Несчастливую любовь» называют одной из самых успешных ранних работ Бьянки, по популярности уступающую разве что двум выше рассмотренным хитам.
«За тобой»
«Сага о любви и верности», - так в анонсах 15-летней давности характеризовалась песня «За тобой», хит-лауреат фестиваля «Песня года-2009».
В записи этой песни и в клипе Бьянка обратилась к инструменту, с которого начинался её музыкальный путь. Для этой композиции было записано соло на виолончели, исполненное самой певицей.
Красивый и памятный поклонникам клип – работа режиссера Владимира Якименко, по его воспоминаниям съемки дались певице тяжело. Музыкальное видео отличается сложной «трюковой» хореографией.
«А чё чё»
В 2011 году Бьянка представляет третий альбом под названием «Наше поколение». Популярность снискала изданная на нём композиция с грубоватым перепевом-вопросом «А чё чё». Появление песни связывают с тяжелым психологическим состоянием Бьянки в тот период времени, отдушину она находила в работе. «Ну а чё», - спросила она сама себя, и крик души вылился в песню.
Клип на композицию снимали в Москве, в павильоне «Амедиа». Сценарий к нему и дизайн костюмов Бьянка придумала сама.
В 2021-м Бьянка вернулась к этой песне, выпустив синглом ремикс на неё.
«Я не отступлю»
Пятая студийная пластинка «Бьянка.Музыка» 2014 года выпуска отражает смену творческой стилистики. Она отходит от «гремучей смеси» «русского народного ар-эн-би» в сторону более умеренного сочетания элементов хип-хоп звучания, ар-н-би и традиционной поп-музыки.
А в одной из самых популярных песен на этой пластинке Бьянка как раз поёт «Я не отступлю». Эта композиция была удостоена «Золотого граммофона» по итогам 2014 года. Статуэтка престижной премии русского радио стала первой в её карьере.
«Кеды»
«Но ты же знаешь, как я тебя сильно, и то что всё без тебя - провал, без тебя - провал»,
- запела Бьянка в конце того же 2014 года. Песня «Кеды» вышла в декабре. По признанию певицы композиция – очень личная, за ней стоит реальная история из её жизни.
Режиссером видеоклипа на эту песню выступил Алексей Голубев, с которым Бьянку связывают дружеские отношения. Работа над музыкальным видео заняла всего четыре дня. Песня «Кеды» откроет трек лист альбома «Мысли в нотах», выпущенного уже в 2016-м.
Эпилог
С перерывами, вызванными различными обстоятельствами, Бьянка продолжала выпускать песни. В 2018 и 2019 годах вышли полноформатные альбомы, далее дискографию певицы один за другим пополняли новые треки. Например, из заметных работ 2022 года выделяют «Бан отписка», «Девочка твоя». В 2023 она году воспела курортную столицу страны, выпустив трек «Сочи».
Сразу несколько синглов и фитов с музыкантами разного уровня известности представлено в текущем 2024-м.
Бьянка неоднократно выступала в качестве автора для других исполнителей. Она дружна с выпускницей «Фабрики звезд» Юлианной Карауловой. Именно Татьяне Липницкой принадлежит авторство песни «Ты не такой», хита 2015-го года, ознаменовавшего взлет сольной карьеры Юлианны. Также Караулова исполняет её песню «Не верю». Совместно они исполнили композицию «Про дружбу», выпущенную в 2023 году.
Написанная Бьянкой «Землянин» песня вошла в репертуар другой выпускницы того же пятого сезона «Фабрики звезд» - Натальи Подольской.
С детства мечтавшая стать актрисой Татьяна Липницкая, построив музыкальную карьеру певицы Бьянки, попробовала себя в кинематографе. Несколько раз она появилась на экране в роли камео в сериалах «Курс красивой жизни», «Кухня», «Неформат», сыграла небольшие роли в сериалах «Под прицелом» и «Неформат».
Материал создан в развлекательных целях и базируется на информации из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.