Найти в Дзене

Сказки Джасимуддина. Бедный ворон. Странники

Поэт Реки. Именно так довольно часто называют соотечественники Джасимуддина – поэта, лирика и прозаика, чьи работы со всей яркостью и самобытностью изображают живописную сельскую Бенгалию, передавая красоту простой деревенской жизни. Помимо своей поэтической и литературной деятельности, Джасимуддин активно занимался вопросами сохранения культуры. Он собирал и обрабатывал фольклорные произведения, которые не только обогатили бенгальскую литературу, но и стали культурным источником бенгальской самобытности. Его способность воплощать устные традиции бенгальских народных сказок в письменной форме была уникальной и служила связующим звеном между прошлым и настоящим в бенгальском культурном самовыражении. Друзья, предлагаю вам свой перевод еще двух сказок Джасимуддина. Это история о бедном вороне, которого никто не любил. Целыми днями напролёт сидел он на ветке дерева, мечтая о том, что кто-нибудь заметит его и заведёт с ним знакомство. Однако ни одна из птиц, пролетавших мимо, не желала общ
Оглавление

Поэт Реки. Именно так довольно часто называют соотечественники Джасимуддина – поэта, лирика и прозаика, чьи работы со всей яркостью и самобытностью изображают живописную сельскую Бенгалию, передавая красоту простой деревенской жизни.

Помимо своей поэтической и литературной деятельности, Джасимуддин активно занимался вопросами сохранения культуры. Он собирал и обрабатывал фольклорные произведения, которые не только обогатили бенгальскую литературу, но и стали культурным источником бенгальской самобытности. Его способность воплощать устные традиции бенгальских народных сказок в письменной форме была уникальной и служила связующим звеном между прошлым и настоящим в бенгальском культурном самовыражении. Друзья, предлагаю вам свой перевод еще двух сказок Джасимуддина.

Бедный ворон

Это история о бедном вороне, которого никто не любил. Целыми днями напролёт сидел он на ветке дерева, мечтая о том, что кто-нибудь заметит его и заведёт с ним знакомство. Однако ни одна из птиц, пролетавших мимо, не желала общаться с ним. Весёлый попугай с ярко-зелеными перьями как-то сказал про него:

– Какой же он всё-таки жалкий тип! Как должно быть скучно носить всегда один и тот же черный сюртук!

– Да уж, – сказал соловей, – А его хриплый голос? Я не слышал, чтобы он когда-нибудь исполнил красивую песню. Как только он открывает клюв, то всё, что можно услышать, так это «карр, карр, карр».

– А вы видели, что он ест на обед? – спросила жёлтая канарейка. – Он роется в мусорной куче на краю деревни и выискивает там кусочки еды, к которым не притронулась бы ни одна другая птица. Нет, мы не можем дружить с такой уродливой, грязной птицей.

Ворон подумал, что это очень несправедливо: «Я ничего не могу поделать с тем, что мои перья черные. Не каждый может петь так же сладко, как соловей! И если я действительно питаюсь какими-то отбросами, то, по крайней мере, помогаю поддерживать в деревне чистоту. Наверняка кто-нибудь хотел бы стать моим другом».

В этот момент маленький коричневый воробей спрыгнул на траву у подножия дерева, и ворон слетел вниз, чтобы спросить у него совета.

– Подожди, не улетай, маленький воробей, – попросил ворон. – Постой и поговори со мной. Может быть, мы станем друзьями.

– Мы не можем быть с тобой друзьями, – ответил воробей. – Ты - ворон и ты грязный. Пожалуйста, оставь меня.

– Послушай, маленький воробей, – сказал ворон. – Это правда, что я немного грязноват, но я также очень полезен. Не забывай, что я помогаю поддерживать в деревне чистоту, поедая объедки. И если ты станешь моим другом, то я научусь быть аккуратным и опрятным.

Бедный ворон
Бедный ворон

Воробей подумал: «Этот грязный ворон несёт какую-то белиберду». Но он был вежливой птицей, поэтому сказал ворону следующее:

– Для начала ты должен слетать к реке и отмыть там свой клюв. Тогда я стану твоим другом.

Ворон отправился побыстрее к реке, которую попросил:

– Река, река, дай мне водички. Я отмою свой клюв, и тогда воробей подружится со мной.

Однако река на это сказала:

– Ну уж нет, ты не можешь мыть свой грязный клюв в моей чистой воде. Если ты это сделаешь, уважаемые и важные люди из деревни на берегу более не захотят купаться здесь.

Бедный ворон побрёл прочь с таким печальным видом, что реке стало его жаль. Она крикнула ему вдогонку:

– Если принесешь миску, то можешь взять немного моей воды и отмыть в ней свой клюв.

Когда ворон услышал это, то почувствовал себя очень счастливым. Он отправился на поиски гончара, который дал бы ему миску. Наконец, он нашёл домик гончара, подлетел к хозяину и попросил:

– Гончар, гончар, дай мне миску. Я налью туда водички. Я отмою свой клюв, и тогда воробей подружится со мной.

Но у гончара не было лишней миски. Он ответил:

– Если принесешь мне немного глины, я сделаю для тебя миску.

И снова полетел прочь ворон, теперь уже в поисках водяного буйвола. Когда ворон нашёл его в луже, он сказал:

– Буйвол, буйвол, накопай мне глины, чтобы из неё сделать миску. Я налью туда водички, отмою свой клюв, и тогда воробей подружится со мной.

Водяной буйвол выбрался из своей лужи и промычал:

– Но как я могу накопать тебе глины? Негодный мальчишка-пастух уже неделю не давал мне поесть ни травинки, и у меня не осталось сил копать глину.

Неподалёку от лужи с буйволом находилось целое поле травы. Ворон полетел к полю и попросил его:

– Поле, поле, дай мне травки для буйвола. Он накопает мне глины, чтобы из неё сделать миску. Я налью туда водички, отмою свой клюв, и тогда воробей подружится со мной.

Поле выслушало ворона и ответило:

– У меня много травы, но никто не приходит и не косит её.

Ворон увидел мальчишку-пастуха, проходившего по тропинке мимо поля. Он подлетел к нему и попросил:

– Пастух, пастух, скоси мне травки для буйвола. Он накопает мне глины, чтобы из неё сделать миску. Я налью туда водички, отмою свой клюв, и тогда воробей подружится со мной.

Тут оказалось, что пастух не мог накосить ему траву, потому что у него сломалась коса. И он сказал ворону:

– Если принесёшь мне косу, я накошу тебе травы.

Ворон полетел так быстро, как только мог, к кузнецу, которого попросил:

– Кузнец, кузнец, изготовь косу для пастуха. Он скосит мне травки для буйвола, который накопает мне глины, чтобы из неё сделать миску. Я налью туда водички, отмою свой клюв, и тогда воробей подружится со мной.

Кузнецу стало жаль ворона, и он сказал:

– Я бы с радостью сделал для тебя косу, но огонь в моей кузнице погас, и мне нечем разжечь новый. Если ты принесешь мне немного огня, я очень быстро сделаю для тебя косу.

Неподалёку от кузницы стоял домик крестьянина. Ворон полетел туда, нашёл крестьянина и попросил его:

– Крестьянин, крестьянин, дай мне огня, чтобы кузнец мог сделать косу для пастуха. Он скосит мне травки для буйвола, который накопает мне глины, чтобы гончар мог сделать из неё миску. Я налью туда водички, отмою свой клюв, и тогда воробей подружится со мной.

Крестьянин вынес жестяную плошку, полную огня, и отдал её ворону. Плошка была очень тяжёлой, а огонь очень горячим, но бедный ворон знал, что если он не отнесёт плошку с огнём кузнецу, то воробей никогда не подружится с ним. Он ухватил плошку клювом и, изо всех сил хлопая крыльями, медленно взмыл в небо. Но, увы и ах, порыв ветра превратил огонь в плошке в пламя, и оно спалило ворону все его перья. Камнем упали вниз на землю плошка с огнём и ворон. Бедный ворон погиб, так и не подружившись с воробьём.

Странники

В стародавние времена были такие люди, которым не сиделось на одном месте. Они путешествовали по странам и весям, кочевали с места на место и были рады любому гостеприимству, которое оказывали им добрые люди. После своих странствий они писали книги о нравах и привычках жителей тех мест, в которых они побывали. Среди этих странников были мусульмане и христиане, индуисты и иудеи, буддисты и люди, принадлежащие к другим конфессиям, но никто не проявлял меньшего уважения к другому из-за того, что тот исповедовал какую-то другую религию.

Как-то раз трое таких странников отправились повидать мир. Один из них был христианином, другой иудеем, а третий мусульманином. Однажды, после многочасового путешествия под палящим солнцем, они пришли в новое место. У них болели ноги, а желудки были пусты. Наши путешественники падали от усталости, но так и не смогли найти пристанища на ночь. Все в деревне, в которой они оказались, крепко спали. Поэтому они расстелили под баньяном стёганое одеяло и приготовились ко сну.

Как раз в этот момент мимо проходил один добрый человек, у которого с собой было всего лишь несколько конфет. Он их и предложил нашим странникам. Те были очень голодны, но конфет для троих было слишком мало. Один из них предложил:

– Братья, давайте ложиться спать. Тот, кому приснится самый лучший сон, эти конфеты и съест.

«Вполне справедливо», – подумали все и отправились спать.

Тогда был месяц Рамадан, месяц поста, когда мусульмане постятся от восхода до захода солнца. Незадолго до рассвета мусульманин проснулся, услышав призыв к молитве из мечети. Спросонья он съел все конфеты и накрыл пустую тарелку носовым платком.

Странники
Странники

Христианин и иудей проснулись рано утром и принялись рассказывать друг другу свои сны. Сначала христианин сказал:

– У меня был очень хороший сон. Мне приснилось, что я взлетел высоко и достиг четвёртого неба. Там я разговаривал с пророком Исайей.

На это иудей сказал следующее:

– А мой сон был лучше. Мне приснилось, что откуда-то прилетел павлин и доставил меня на гору Синай. И я разговаривал там с самим Господом!

Мусульманин, которого разбудила громкая беседа его товарищей, сказал:

– У меня был очень плохой сон.

Христианин и иудей очень обрадовались и добавили:

– Так-так. Продолжай. Расскажи-ка нам.

Мусульманин начал:

– Братья, я увидел во сне приближающегося демона. Он схватил меня за шею и сказал: “Вставай и быстро ешь все конфеты или я сломаю тебе шею!” Что я мог поделать? Мне пришлось всё съесть.

Христианин и иудей вскричали:

– Но почему ты нас не позвал? Мы бы прогнали демона прочь.

Мусульманин ответил:

– Разве я вас не звал? Я звал вас так громко!

– Но как же так! – воскликнули они. – Мы тебя не слышали!

Мусульманин на это ответил:

– Как же вы могли меня слышать? Один из вас был на четвёртом небе, а второй – на горе Синай. Как я мог докричаться до вас?

Ну что же, надеюсь, друзья, вам понравились и эти две сказки. Как всегда, жду от вас комментариев и желаю вам всем добра!