Найти в Дзене
Прикосновения

«Брак с Олегом был роковой ошибкой». Печальная судьба «звезды» «Овода» Марианны Стриженовой

100 лет назад, 14 ноября 1924 года, родилась актриса Марианна Грызунова-Бебутова, ставшая известной под фамилией Стриженова

Марианна Стриженова. Фото из открытых источников
Марианна Стриженова. Фото из открытых источников
М. Стриженова. Фото из открытых источников
М. Стриженова. Фото из открытых источников

Открываю книгу Олега Стриженова «Исповедь»: интересно, что он написал о своей первой жене, матери своей единственной дочери - Марианне Стриженовой? И испытываю шок – на 250 страницах текста о Марианне Александровне нет ни одного слова, как будто этой женщины не существовало в его жизни. В главе под названием «Овод» он, то есть Овод - есть, а Джеммы – след простыл.

Помню, во время интервью в ноябре 2003 года я его прямо спросил об этом его первом браке.

- Честно - не помню… - ответил Стриженов. - Я стараюсь ничего не помнить из той жизни, особенно, что касается старых бытово-семейных коллизий.

А ведь когда-то – на съемках «Овода» - он, начинающий киноактер, потерял голову от своей к тому времени уже известной партнерши, казавшейся ему неприступной и недосягаемой, и едва уговорил Марианну выйти за него замуж. Пылко объяснялся в любви, читал стихи, клялся быть вместе, «пока смерть не разлучит». Разумеется, тогда актриса не могла предположить, что этот брак надломит ее психику, сломает карьеру, отравит жизнь не только ей, но и всей ее семье. Что ей придется пережить предательство, одиночество, нищету, алкоголизм и смерть дочери…

М. Стриженова и ее роли. Фото из открытых источников
М. Стриженова и ее роли. Фото из открытых источников
"Овод", 1955 год
"Овод", 1955 год
С О. Стриженовым в фильме "Овод", 1955 год
С О. Стриженовым в фильме "Овод", 1955 год

НЕЧАЯННАЯ ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Марианна появилась на свет 14 ноября 1924 года в Москве, в семье актеров МХАТа Александра Ивановича Грызунова и Марии Леонтьевны Алексеевой-Бебутовой.

Девочка росла типичным «закулисным ребенком» - прославленный Художественный академический театр был ее «вторым домом», поэтому с детства мечтала продолжить династию и готовила себя к этой стезе – увлеченно занималась в театральной студии, участвовала в школьной самодеятельности, много читала и прилежно училась. Родители ее поддерживали – видели, что их любимая дочь растет артистичной и обладает прекрасными для актерства внешними данными.

Окончив школу, Марианна Грызунова-Бебутова собиралась поступать в театральный вуз. Но сначала помешала война, а затем… нечаянная большая первая любовь. В 1942 году 18-летняя девушка познакомилась с героем советско-финской войны Вениамином Кирилловым. 26-летний бывший разведчик, а теперь выпускник Ленинградского артиллерийского училища был не только Героем Советского Союза (№478), но и, как его описывали, «обладал ослепительной белозубой улыбкой, был высок, строен, хорош собой».

В. Кириллов и Марианна Грызунова-Бебутова. Фото из открытых источников
В. Кириллов и Марианна Грызунова-Бебутова. Фото из открытых источников

Молодые люди расписались. Но брак продлился чуть более года – в ноябре 1943-го командир 61-го гвардейского минометного полка подполковник Кириллов погиб в боях за освобождение Днепропетровска. Вот так в 19 лет Марианна стала вдовой.

К этому времени она уже была студенткой первого курса «Щепки» - вернувшегося из эвакуации Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина при Малом театре. К сожалению, мне ничего не удалось узнать ни о ее педагогах, ни о однокурсниках – на сайте вуза информация о выпускниках почему-то начинается с 1999 года.

Известно, что получив в 1947 году диплом, Грызунова-Бебутова стала актрисой Театра им. Моссовета, в котором прослужила 10 лет. В ее активе около 20 не самых главных, но заметных работ в спектаклях «Олеко Дундич», «Без вины виноватые», «Красавец мужчина», «Недоросль», «Маскарад», «Кража» и других, в основном поставленных главным режиссером Юрием Завадским. В театральных кругах ее знали, а в театре любили и ценили.

М. Стриженова в фильме "Щедрое лето", 1950 год
М. Стриженова в фильме "Щедрое лето", 1950 год
В фильме "Тарас Шевченко", 1951 год
В фильме "Тарас Шевченко", 1951 год

«ВЫЛИТЫЙ МОЛОДОЙ БАЙРОН»

В 1950 году актриса дебютировала в кино, сыграв одну из главных ролей (колхозную ударницу Оксану Подпруженко) в комедии классика советского кино Бориса Барнета «Щедрое лето». Дебют был успешным, и вскоре режиссер Игорь Савченко снял Марианну Бебутову в своей историко-биографической драме «Тарас Шевченко» (1951 год). Эти две ленты, по сути, открыли молодую актрису широкому зрителю и продемонстрировали ее главные козыри – идущую от сердца естественность, подкупающий шарм и необычную красоту. Чего говорить, прелестна была в этих фильмах Марианна необычайно. Играла ударницу, а все-таки сквозит едва уловимая аристократическая «изюминка» – недаром мама из армянского княжеского рода.

Именно в «Щедром лете» ее увидел режиссер Александр Файнциммер и сразу понял, что она идеально подходит на роль Джеммы. Как раз в это время (1952 год) он задумал экранизировать супер популярный в СССР роман Этель Лилиан Войнич «Овод», и приступил к поиску актеров на главные роли.

И если с «Джеммой» Александр Михайлович определился почти сразу, то на роль Овода – мужественного борца за свободу Италии Артура Ривареса - он долго не мог никого найти. Перепробовал лучших актеров того времени - Владимира Дружникова, Евгения Самойлова, Сергея Бондарчука и даже Георгия Вицина. Никто из них не убедил на 100 процентов. Главного героя искали во всех театральных вузах, во всех картотеках…

«На главную роль в «Оводе», - рассказывал автору этих строк Олег Стриженов, - меня рекомендовал Акимов Николай Палыч, худрук Театра имени Ленсовета. Когда Файнциммер пожаловался ему, что не может найти актера на роль Артура, Николай Палыч сказал: «В таллинском театре - вот такой Овод! Записывай адрес»… Меня привезли на «Ленфильм». Все ожидали, что сейчас к ним выйдет чернокудрый такой Артур, а тут захожу я - светловолосый, худой, на вид сопляк сопляком… Режиссер-постановщик смотрит, ничего не понимает. И тут Андрей Николаевич Москвин - великий оператор, который «Ивана Грозного» снимал, говорит: «Что вы парня разглядываете?! Ведите его на грим». Когда меня вывели в гриме и в костюме, с завитыми черными кудрями, Файнциммер «упал».

Даже такие знаменитости, как Иван Переверзев, прибегали на меня посмотреть: «Правда, что из Таллина привезли парня, ну гений?! Ну вылитый молодой Байрон!» В Ялте на съемках собирались огромные толпы, публика не знала, кто я такой, но от одного моего вида балдели. Ну хорош я был, чего там говорить! Помню, гуляю по ялтинской набережной, люди останавливаются и смотрят мне вслед… Поэтому, когда вышел фильм, мне казалось, что я уже «давно» знаменит».

Олег Александрович скромно умолчал (забыл!), что, играя пылких возлюбленных, он и Марианна так увлеклись, что у них вспыхнул сумасшедший роман. Однажды, отыграв страстную романтическую сцену, они не выдержали - «побежали в ЗАГС и расписались». Стриженова не остановила даже разница в возрасте – он был на пять лет моложе своей партнерши. То есть к концу съемок они уже были мужем и женой, и, начиная с «Овода», Марианна Александровна снималась уже под новой фамилией – Стриженова.

"Овод"
"Овод"
М. Стриженова и О. Стриженов в драме "Овод", 1955 год
М. Стриженова и О. Стриженов в драме "Овод", 1955 год

СТАВКА НА СЕМЬЮ И КИНО

Драма Файнциммера «Овод» вышла на экраны в 1955 году, и ее ждал феноменальный успех. В первый же год проката картина собрала более 39 миллионов зрителей и для нескольких поколений зрителей стала культовой. А Марианна Стриженова и Олег Стриженов «проснулись» настоящими «звездами экрана».
Вскоре актриса снялась еще в одной эпохальной ленте – драме Александра Зархи «Высота». Помните песню «Не кочегары мы, не плотники»? Там у Марианны Стриженовой одна из главных ролей – Маша, причем на эту роль претендовали Элина Быстрицкая и Клара Лучко, но после проб режиссер предпочел полюбившуюся всем «Джемму». И снова успех – по опросу читателей журнала «Советский экран» «Высота» была признана лучшей картиной 1957 года. А Маша – стала одной из лучших работ Марианны.

В том же 1957-ом произошло еще два судьбоносных события: у супругов Стриженовых родилась дочь, которую назвали Наташей. И второе: став одновременно и знаменитой, и мамой, Марианна Александровна решила круто изменить вектор карьеры – уволилась из театра имени Моссовета и перешла в Театр-студию киноактера при «Мосфильме». То есть отныне сделала ставку на семью и на кино.

В 1950-1960-е она довольно много снималась: «Гуттаперчивый мальчик» (1957), «В твоих руках жизнь» (1959), «Фома Гордеев» (1959), «Слепой музыкант» (1960), «Без страха и упрека» (1962), «Их знали только в лицо» (1966), «Сердце Бонивура» (1969)… Вот только роли с каждым годом становились все меньше и менее значимыми. «Мама», «жена валютчика», «графиня», «владелица ателье», «подпольщица»…

Этому было объективное объяснение – Марианна Александровна много лет мечтала о ребенке и теперь старалась уделять дочери максимум времени. Но была и более веская причина.

М. Стриженова в фильме "Высота", 1957 год
М. Стриженова в фильме "Высота", 1957 год
"В твоих руках жизнь", 1959 год
"В твоих руках жизнь", 1959 год
В фильме "Слепой музыкант", 1960 год
В фильме "Слепой музыкант", 1960 год

«ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ-ЛЮБОВНИК СССР»

После эйфории первого года семейной жизни их брак с Олегом Стриженовым довольно быстро начал трещать по швам. После «Овода», затем «Мексиканца» (1955) и особенно после драмы Г. Чухрая «Сорок первый», который произвел фурор в Каннах, на Стриженова свалилась вселенская слава. Актер моментально занял нишу «главного романтического героя СССР», а о том, что он дьявольски красив, талантлив и харизматичен, он знал и раньше.

Началась настоящая «стриженовомания»: лучшие режиссеры страны мечтали заполучить его в свою картину, толпы влюбленных и довольно навязчивых поклонниц буквально преследовали его везде. Олег Александрович сам рассказывал: ему пришлось выходить на улицу в темных очках и, как в шпионских фильмах, периодически менять внешность с помощью париков, усов и грима.

Не хочется глубоко в это погружаться, но… Его «звездная болезнь» протекала бурно: кутежи, капризы (типа «хочу только вот этот номер люкс с видом на церковь, иначе сниматься не буду»), закидоны (как знаменитая история с отказом от роли князя Болконского в эпопее С. Бондарчука «Война и мир»). В интернете полно воспоминаний актеров и режиссеров о том, как Стриженов, уйдя в алкогольный загул, парализовал съемочный процесс, и вся группа неделями ждала, пока «главный герой-любовник страны» обретет свой романтический лоск. Сжав зубы, терпели, потому что понимали – актер действительно грандиозный.

Отдельная тема – его любовные похождения, о которых в кинокругах ходили легенды. В конце 1950-х-1960-е, наверное, не было ни одной красивой актрисы, которая избежала бы, скажем так, повышенного внимания Стриженова, или, как его после «Сорок первого» прозвали французы – «советского Жерара Филипа».

«Почему все мои жены – актрисы? – отшучивался Олег Александрович. - Просто оказались под рукой – далеко ходить не надо…»

О. Стриженов и М. Стриженова. Фото из открытых источников
О. Стриженов и М. Стриженова. Фото из открытых источников

Пока жена воспитывала дочку, занималась хозяйством, с каждым годом все меньше посвящая себя профессии, Стриженов за ее спиной настойчиво ухаживал, например, за Татьяной Пилецкой, делал предложение Татьяне Конюховой, параллельно крутил любовную интрижку с Лионеллой Скирдой, тайно встречался, а затем оплачивал аборт своей партнерше по фильму «Белые ночи» Людмиле Марченко…

Наивно думать, что Марианна Стриженова об этом не знала. Знали многие, значит, знала и она. Видимо, сначала терпела, надеясь, что муж «нагуляется, одумается и вернется в семью». Однако, в конце концов, не выдержала его очередного «творческого увлечения» и в 1968 году подала на развод. (Чему Стриженов только обрадовался, тут же женившись на актрисе Любови Земляникиной.) И больше замуж не выходила. Последние годы актриса не скрывала, что брак со Стриженовым "был ее роковой ошибкой".

"Сквозь ледяную мглу", 1965 год
"Сквозь ледяную мглу", 1965 год
В фильме "Сердце Бонивура", 1969 год
В фильме "Сердце Бонивура", 1969 год
"Капитан Немо", 1975 год
"Капитан Немо", 1975 год

ОТ ДЖЕММЫ К «МАМАМ»

Не знаю, правда это или нет, но от постоянных переживаний, от гнета слухов, сплетен и пикантных подробностей залихватских гулянок мужа, актриса якобы начала злоупотреблять алкоголем. По крайней мере, в фильмах конца 1960-х и начала 1970-х от той «божественной Джеммы», одной из «первых красавиц СССР» не осталось и следа. Актрисе всего чуть за сорок, но на экране это, как правило, уставшая от жизни женщина, старше своих лет, без прежней искорки в глазах. Соответственно и роли, которые ей предлагали режиссеры, разительно отличались – в основном это «мамы» и небольшие эпизоды. «Мама Лены» в фильме «Великий укротитель» (1974), «мать Жаклин» в популярной приключенческой ленте «Капитан Немо» (1975), «мама Кати» в мелодраме «Только вдвоем» (1976) и так далее.
Пожалуй, только однажды Марианне Стриженовой дали шанс проявить свой актерский дар, и она им воспользовалась сполна. В 1984 году актриса блестяще сыграла одну из главных ролей (Джоан Хэлфорд в зрелом возрасте) в драме Владимира Басова «Время и семья Конвей» по одноимённой пьесе английского драматурга Джона Пристли.

В фильме «Время и семья Конвей», 1984 год
В фильме «Время и семья Конвей», 1984 год

Кстати, в этом фильме ту же Джоан Хэлфорд (только в юном возрасте) сыграла их со Стриженовым дочь Наталья, которая, окончив балетную школу, а затем ВГИК, также выбрала профессию актрисы. Она дебютировала в кино в 15 лет – в научно-фантастической ленте «Москва-Кассиопея» (1973) и со студенческой скамьи активно снималась. Сыграла в фильме «И снова Анискин» (1977), затем главную роль в мелодраме «Подготовка к экзамену» (1979), на пару с мамой – в той же ленте «Время и семья Конвей»…

Говорили, что Наташа Стриженова унаследовала красоту и талант родителей, педагоги во ВГИКе ей прочили большое будущее. В середине «восьмидесятых» она вышла замуж за коллегу, родила дочь Александру. Почти сразу развелась…Продолжала сниматься, но, по воспоминаниям коллег, все чаще работе предпочитала веселые компании, где дым коромыслом.

Наталья Стриженова и ее роли. Фото из открытых источников
Наталья Стриженова и ее роли. Фото из открытых источников

СЕРЫЕ МАКАРОНЫ С ПОДСОЛНЕЧНЫМ МАСЛОМ

А потом наступили смутные, трагические для страны «девяностые». В театры почти никто не ходил, кино «умерло». Не стало ни концертов, ни творческих встреч со зрителями, которые худо-бедно кормили «звезд» прошлых лет. Театр-студию киноактера, в штате которой были Марианна Стриженова и ее дочь, сотрясали скандалы, дрязги, шла нешуточная борьба за старинное здание в центре Москвы.

Марианна Александровна вышла на пенсию, занималась воспитанием внучки.

«Жили мы на Новом Арбате в высотке «Мелодия», - вспоминала внучка Александра Холошина. - Жили дружно, но омрачало наше существование лишь одно: денег катастрофически не хватало, да к тому же и мама не работала. Бабушка получала пенсию и от Гильдии актеров кино - 1000 рублей в месяц. А я училась. Хотелось быть такой же великой как бабушка».

Это правда, но не вся. Семья едва сводила концы с концами, «ели одни серые макароны и хлеб с подсолнечным маслом». А Наталья Стриженова в это время практически забросила свою «многообещающую» карьеру. Ее последняя работа в кино – небольшая роль в мелодраме «Провинциалки» (1990), на сцене Театра-студии киноактера – Снегурочка в спектакле «Волшебник Изумрудного города» (1994). Все «девяностые» продолжательница актерской династии («актриса с ангельской внешностью», - как ее называли поклонники) безуспешно пыталась устроить личную жизнь, все чаще и чаще меняя «объекты обожания», выбирая, как правило, «не тех мужчин», а горечь расставания скрашивала спиртным.

Чтобы «поднять» внучку и вовремя оплачивать коммуналку, заслуженная артистка РСФСР Марианна Стриженова вынуждена была устроиться консьержкой в доме, в котором они жили. В этой «роли» она чувствовала себя крайне неуютно, ведь все соседи знали, что «это та самая Джемма из «Овода»…

Безалаберная жизнь дочери привела к трагедии: 21 мая 2003 года 45-летняя Наталья Стриженова скончалась. Как показало вскрытие, причиной ее смерти стал выпитый на ночь «коктейль» из смеси таблеток с алкоголем.

Похоронив дочь, Марианна Александровна начала сдавать на глазах, все чаще жаловалась на боли в сердце. И после смерти Натальи 79-летняя актриса не прожила и года – ее не стало 12 мая 2004-го.

«В тот день ничто не предвещало беды, - рассказывала внучка Александра. - Бабушка решила сходить в гости к соседке. Не дошла. Упала в коридоре. Я подбежала к ней и хотела поднять, но не хватило сил. Как назло, у нас не работал телефон, и я понеслась вниз, к вахтёру, вызывать скорую. Скорая приехала через 30 минут. Констатировали смерть. Как мне сказали потом, она умерла сразу, не мучилась».

Марианну Стриженову похоронили на Головинском кладбище Москвы в семейной могиле, рядом с отцом и дочерью.

Любопытно, что в ее квартире не было ни одной фотографии ее второго мужа – «Овода» Олега Стриженова. Зато на видном месте стоял портрет Героя Советского Союза Вениамина Кириллова. Говорят, она любила его всю жизнь…

P. S. Когда эта статья уже была готова, я написал письмо внучке Марианны Александровны на электронную почту. Попросил Александру прояснить некоторые нюансы биографии бабушки, например, работала ли она в начале войны фрезеровщицей на заводе, как сообщают некоторые источники, принимал ли участие Олег Александрович Стриженов в воспитании дочери, действительно ли бабушка перед смертью подписала договор «пожизненной ренты» в обмен на арбатскую квартиру, и многое другое. Но она не ответила.

А буквально на днях СМИ написали, что Александра вот-вот родит седьмого ребенка. (Шестого она назвала в честь бабушки – Марианной.) Так что род Марианны Грызуновой-Бебутовой-Стриженовой продолжается. И чем черт не шутит, вдруг в этом роду еще появятся многогранно талантливые люди. Гены-то никто не отменял…

P.S. Напомню, что у автора канала вышла книга "Любимые актеры без грима и желтизны". Если кому-то интересно, вот ссылка: https://ridero.ru/books/lyubimye_aktery_bez_grima_i_zheltizny/freeText/#freeTextContainer

-20
-21
М. Стриженова и ее роли. Фото из открытых источников
М. Стриженова и ее роли. Фото из открытых источников