Найти в Дзене
АРТ ПЛОЩАДКА

Русское искусство на аукционе SОТНЕВУ’S

Когда смотришь на вещи, выставленные на аукционе SОТНЕВУ’S, осознаешь, насколько же была богата культура России. Чудеса декоративно-прикладного искусства, подобные тем, что попадают на аукционы Запада, до сих пор вызывают восхищение. Один из последних аукционовSОТНЕВУ’S был посвящен именно этому искусству. Основное внимание уделялось предметам, созданным из серебра, немалую долю среди которых составляли изделия русского происхождения.

Иверская Богоматер 1892 , фарфоровое блюдце из кремлевского сервиза , хрустальный кувшин , Фаберже 1900
Иверская Богоматер 1892 , фарфоровое блюдце из кремлевского сервиза , хрустальный кувшин , Фаберже 1900

На аукционе были представлены традиционные иконы, произведенные в драгоценных окладах из позолоченного серебра. Эти произведения искусства включали шесть икон конца XIX — начала XX века, все они домашнего назначения, размеры окладов около 30х27 см. Самая «дешевая» из представленных икон имела предварительную оценку в $4,000—5,000, однако не нашла своего покупателя. Среди самых дорогих была икона святителя Николая с эмалевым нимбом и наугольниками, оцененная в $8,000—10,000, также не проданная, хотя цена ее снизилась до $6,500. Цена на иконы Казанской Божьей Матери с маркой мастера С.П. Кузьмичева составила $8,000—12,000, но без покупателя она также не осталась, хотя ее цена была скорее вдвое сокращена. Высокохудожественная икона Иверской Богоматери 1892 года работы Федора Овчинникова с эмалями в серебряном окладе достигла предварительной отметки $6,000—8,000, и была продана за $6,600. Икона XX века «Христос Вседержитель» с начальной ценой $4,000—6,000 была приобретена за $3,750. Спрос на русские иконы, похоже, остается невысоким.

Сложнее понять, почему деревянный походный складень XIX века, миниатюрный церковный алтарь из 15 створок, был оценен в $9,000—12,000 и реализован за $12,000. Эта работа явно привлекла внимание коллекционеров.

Несмотря на небольшое количество икон, предметы декоративно-прикладного русского искусства были представлены в большом количестве — целых 60 лотов. Один из самых дорогих предметов, стартовая цена которого была $60,000—80,000, нашел своего покупателя за $55,000. Этот десертный сервиз из позолоченного столового серебра с эмалями включал в себя четыре чаши для шербета разных расцветок, шесть больших тарелок, два чайных наборчика с блюдцами и четыре десертные ложки. Тарелки имели соответствующее оформление в полосатых узорах — алого, ярко-бирюзового, красного, темного синього, желтого и насыщенного зеленого цветов. Однако, очевидно, этот сервиз испытал некоторые утраты по пути к аукциону. Все предметы были оформлены неовизантийскими бордюрами с маркой мастера Федора Рукерта, работавшего в Москве приблизительно в 1910 году, диаметры больших тарелок составляли 27 см. Это яркое и оригинальное эмалевое узорочье, не имеющее аналогов, могло бы стать украшением любого музея по всему миру.

На аукционе также можно было увидеть лоты 10 и 11, два фарфоровых блюда из кремлевского сервиза, произведенного на Петербургском императорском фарфоровом заводе в период царствования Николая I. Золоченый фон тарелок украшен узорами стилизованных еловых веток, сохранивших монограмму мастера. Каждое из них оценивалось в $8,000—10,000, но проданы они были за $7,000. Среди более доступных объектов были также блюда из «Берлинского сервиза», на которых был изображен двуглавый орел, держащий гербы России и Голштинии, оцененные в $3,000—5,000, и, в итоге продавшиеся за $3,000.

Хрустальная ваза,  настрольный паспарту  , Фаберже
Хрустальная ваза, настрольный паспарту , Фаберже

Судьба объектов, связанных с именем Карла Фаберже, не могла оставить никого равнодушным. Стеклянный кувшин с серебряной ручкой и горлышком, выполненный этой знаменитой фирмой, был оценен в $6,000—5,000, в то время как аналогичные кувшины работы Якова Розена оценивались в $4,000—5,000. Оба предмета нашли себе владельцев: первый кувшин реализован за $5,000, а второй за $5,500. Всего было представлено 22 лота фирмы Фаберже, и цены, назначенные на них, впечатляли, несмотря на то, что большинство получили второго покупателя. Например, настольное паспарту для фото, созданное мастером Моганна Виктором Аарне (фирма Фаберже, работа около 1900 года) из двух серебряных рамок с полупрозрачной зеленой эмалью, оценивалось в $15,000—20,000 и было продано за $37,000. Другой лот, тоже выполненный этим мастером, с реализацией за $20,000, показал вдвое больший результат, чем изначально предполагалось. Но еще более примечательным был лот для фотографии фирмы Фаберже работы Карла Густава Хальмара Армфелта, который был оценен в $20,000—25,000, а продан за $45,600. Данные цены заставляют задуматься о реальной стоимости подобных предметов, особенно учитывая тот факт, что часы, вставленные в плато из цветных эмалей, оценивались в $100,000—150,000 и ушли за $110,000.

Важно помнить, что помимо императорских заказов, значительная часть продукции фирмы Фаберже была доступна простому петербуржцу, который мог позволить себе купить серебряный портсигар. Именно такой портсигар, покрытый полупрозрачной красной эмалью с изображением Георгия Победоносца, был выставлен на аукционе, имея предварительную цену в $10,000—15,000, и был продан за $42,000. Это яркое проявление ценности и спроса на изделия фабрики вызывает вопросы о рынке антиквариата и оценке искусств.

Практически все изделия из русского серебра нашли своих покупателей, включая позолоченный прибор для специй работы Федора Альдермана, который выполнил свою оценку в $3,000—5,000 и был приобретён за $3,250.

Эти наблюдения подводят к мысли о том, что изделия, созданные на фабриках Карла Фаберже, возможно, лучше всего приобретать на родине. Есть надежда, что небольшая рамка для фотографий, которую оценят адекватно, станет доступной по сравнению с ценами на аукционах. Оглядевшись на выставленные на аукционе цены, возникает желание пройти по антикварным магазинам Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы удостовериться в том, что русский антиквариат лучше и дешевле взять прямо в России.

Собрание лотов, проданных на знаменитых аукционах по всему миру

Прекрасные произведения русского искусства