Найти в Дзене

Кто такие русские? И почему они "другие"? Чехи посвятили этому вопросу целый симпозиум

В последнее время мы связываем образ русских в мировом публичном пространстве с российской спецоперацией на Украине, - говорится в пресс-релизе организаторов конференции. Однако современные исследования показывают, что жители Великого княжества Московского были предметом дискуссий по всей Европе уже в раннее Новое время. Ранние тексты из многих европейских регионов свидетельствуют об исторических корнях страха перед Россией. Особенно отличились регионы, которым сегодня, якобы, угрожает российское давление. Какие же изображения Великого княжества Московского (позже Российской империи) циркулировали в литературе между 1500 и 1750 годами? И что именно сформировало их? Судя по всему, Россия воспринималась как нечто более сложное, чем просто «регион Востока с другой религией и цивилизацией» и простая антитеза европейскому обществу. Образы москвичей можно встретить в проповедях, биографиях, летописях, дипломатических отчетах, рассказах о путешествиях и поэзии, а также в религиозных, педаго

На прошедшей недавно международной конференции, организованной Философским институтом Академии наук Чехии, были представлены исследования, посвященные размышлениям европейцев о России и москвичах в период раннего Нового времени

В последнее время мы связываем образ русских в мировом публичном пространстве с российской спецоперацией на Украине, - говорится в пресс-релизе организаторов конференции. Однако современные исследования показывают, что жители Великого княжества Московского были предметом дискуссий по всей Европе уже в раннее Новое время.

Ранние тексты из многих европейских регионов свидетельствуют об исторических корнях страха перед Россией. Особенно отличились регионы, которым сегодня, якобы, угрожает российское давление. Какие же изображения Великого княжества Московского (позже Российской империи) циркулировали в литературе между 1500 и 1750 годами? И что именно сформировало их?

Судя по всему, Россия воспринималась как нечто более сложное, чем просто «регион Востока с другой религией и цивилизацией» и простая антитеза европейскому обществу. Образы москвичей можно встретить в проповедях, биографиях, летописях, дипломатических отчетах, рассказах о путешествиях и поэзии, а также в религиозных, педагогических и юридических трактатах.

-2

Наряду с чехами исследователи из Швеции, Польши, Эстонии, Венгрии, Латвии, а также США, Канады и других стран пытаются сравнить эти идеи в разных регионах с акцентом на взаимную культурную связь. Особое внимание они уделяют смешению текстов, карт и иллюстраций. Участники конференции, например, узнали, как выглядит образ России в шведских источниках раннего Нового времени или как латинская и польская поэзия изображает московских захватчиков.

Исследование карт показало, насколько сложно было ориентироваться в Восточной Европе и как люди представляли себе границу между Европой и Азией. Люция Сторхова из Философского института Академии наук Чехии сосредоточила свое внимание на ожесточенном споре о происхождении чехов периода после 1615 года и на до сих пор неисследованных источниках чешских представлений о русских в этот период.

Она попыталась проанализировать стереотипы предполагаемого варварства москвичей, бытового насилия и деспотизма царей, представленных как примеры тиранических правителей. В то же время было показано, насколько эти образы «Другого» схожи с изображениями исламского Ближнего Востока в травелогах того времени (особенно в текстах паломников в Святую Землю, в том числе в самом известном из них Криштофа Харанта с 1608 г.)

-3

Хотя большинство текстов этого периода понимают москвичей как военную угрозу, источник опасности или даже как наказание, посланное Богом, в исключительных случаях даже в этот период мы встречаем и положительное изображение. Ованес Акопян из Университета Ка Фоскари в Венеции обратил внимание на перемены, произошедшие в середине XVI века, когда знания о географии, истории и религии Великого княжества Московского перестали опираться на древние источники Плиния Старшего и Геродота. В своей лекции он показал, что Россия, как загадочный восточный сосед, станет неотъемлемой частью европейского мира.