Найти в Дзене
Инк.

Не свое дело: что нужно знать начинающему предпринимателю, чтобы открыть бизнес по франшизе

Оглавление

Жить• 7 ноября 2024

Не свое дело: что нужно знать начинающему предпринимателю, чтобы открыть бизнес по франшизе

Не свое дело: что нужно знать начинающему предпринимателю, чтобы открыть бизнес по франшизе

-2

Текст: Елизавета Пикулицкая

Покупка бизнеса по франшизе — один из нескольких способов стать предпринимателем с нуля. Это отдельная бизнес-модель со своими плюсами и минусами: с одной стороны, франчайзи (тот, кто покупает бизнес) очень ограничен в своих возможностях и имеет право действовать только в рамках договора с франчайзером (тем, кто продал ему бизнес), с другой — он несет меньше рисков, а значит, меньше платит за опыт, который приобретает любой управленец на практике. Inc. посмотрел на франчайзинговый бизнес с разных сторон и выяснил, на что стоит обращать внимание предпринимателям, которые только начинают работать по этой модели.

Существует мнение, что открыть собственный бизнес по франшизе проще, чем запускать свой проект с нуля. Однако это не означает, что после заключения договора дела сразу пойдут в гору: франчайзи платит за узнаваемый бренд, но это не исключает остальных нюансов операционного управления.

Предприниматель снимает с себя необходимость развивать бренд и строить бизнес-модель, но при этом он действует от имени сторонней организации, что создает ряд ограничений. Модель франшизы — это в первую очередь партнерство, где франчайзер позволяет использовать свой товарный знак и зарабатывать за его счет, а вторая сторона обязуется соблюдать договорные условия.

-3

Не так просто, как кажется

Чтобы определить степень свободы, которую вам предоставит франчайзер, важно внимательно ознакомиться с договором. В некоторых франшизах условия партнерства обязывают предпринимателя действовать по строгим инструкциям. Чаще всего в них входят четко прописанный брендбук, который определяет стиль и позиционирование компании, технологии и стандарты работы, руководство по управлению персоналом и его обучению, а также пакет сервисов, которые могут включать помощь в открытии, рекламе, бухгалтерии, подборе помещения и обучении персонала.

Зачастую франчайзер заинтересован в успехе своих покупателей, поскольку это напрямую влияет на его собственный бизнес. Чем лучше работают франчайзи, тем больше прибыли получает владелец компании, быстрее расширяется охват рынка и растет узнаваемость бренда. Сильные франчайзи, работая под известным именем, становятся мощными рекламными инструментами, привлекающими новых клиентов.

Однако и здесь могут быть свои нюансы. Например, сооснователь франшизы федеральной доставки суши и роллов «Ебидоеби» Константин Зимен утверждает: его сеть представляет узнаваемый бренд и регулярно развивает маркетинг, но это не означает, что франчайзи не нужно будет поддерживать его на местном уровне.

-4

Константин Зимен,

сооснователь франшизы федеральной доставки суши и роллов «Ебидоеби»

«Фатальная ошибка франчайзи — думать, что бренд франшизы полностью берет на себя маркетинговую нагрузку и вложения в маркетинг не нужны. Это не так. На начальном этапе многие бренды поддерживают открытие точки и инвестируют в маркетинг. Например, в „Ебидоеби“ мы помогаем франчайзи обратить внимание на новый филиал как в онлайне, так и в офлайне. Однако в будущем партнерам необходимо самостоятельно инвестировать в рекламные кампании, чтобы поддерживать интерес на локальном уровне».

Дьявол в деталях

Если предприниматель решил купить франшизу, одно из первых, на что стоит обратить внимание, — срок окупаемости. Обычно этот показатель просчитывается заранее, однако и тут есть своя специфика. Определить срок окупаемости для каждого бизнеса по франшизе сложно, потому что он зависит от множества факторов, которые индивидуальны для каждого случая: прямое влияние на рентабельность точки оказывают ее месторасположение, уровень конкуренции на рынке, качество управления, сезонность, маркетинговая стратегия.

Кроме того, не всегда удается точно прогнозировать спрос на конкретный товар или услугу, а также издержки на аренду, персонал и другие расходы, которые могут измениться с течением времени. Константин Зимен подчеркивает, что начинающие франчайзи склонны чрезмерно оптимистично подходить к прогнозированию сроков окупаемости, что может негативно сказаться на бизнесе. Помимо этого, эксперт подчеркивает, что инвестиционный план, представленный франчайзером, может значительно отличаться от фактических затрат, особенно когда речь заходит о поиске помещения.

Франчайзи экспресс-химчисток «Хозяюшка» Игорь Голиков также отмечает, что хоть реальная стоимость открытия точки по франшизе может разниться с ожидаемой, опытные франчайзеры зачастую учитывают это при прогнозировании окупаемости.

Игорь Голиков,

франчайзи сети экспрес-химчисток «Хозяюшка»

«Чаще всего у надежной франшизы нет метрик, которые сложно посчитать. Как правило, масштабируемая бизнес-модель хорошо оцифрована, что и обеспечивает ее успешное клонирование. Тем не менее есть динамичные показатели, которые рассчитываются индивидуально. К ним относятся метрика проходимости торговой точки, срок окупаемости вложений франчайзи, а также стоимость и сроки привлечения первых клиентов».

Чтобы верно оценить срок окупаемости, необходимо заранее просчитать все параметры: паушальный взнос, роялти, закупку товара, ремонт и маркетинг. Если франшиза предполагает отсутствие роялти, это не всегда может быть плюсом — в таком случае франчайзер не будет заинтересован в помощи своим партнерам, а его целью может быть заработок только на первоначальных вложениях предпринимателей — оплате за использование. Отсутствие паушального взноса же может говорить о том, что владелец франшизы перекладывает расходы на развитие бренда на франчайзи, — в таком случае партнер получает больше свободы, вместе с чем растет и его ответственность.

-6

Строгие правила

Чтобы избежать недопонимания и финансовых потерь, перед покупкой франшизы стоит внимательно ознакомиться с договором о партнерстве. Особо пристально следует изучить финансовые условия: от размера паушального взноса и роялти до других инвестиционных обязательств. В документе также должны быть описаны все тонкости, связанные с рекламой, маркетингом и использованием товарного знака.

Не менее важными являются условия поддержки, которые обязуется предоставить франчайзер. Для начинающих предпринимателей полное и качественное обучение, а также содействие и наставничество в течение всего срока договора может стать ключом к успешной работе.

Юрист по интеллектуальной собственности, руководитель юридического агентства Ation Law Полина Возиян обращает внимание на еще одну важную деталь — указанную в договоре информацию о товарном знаке. Именно он является неотъемлемой частью бренда и обеспечивает узнаваемость товара или услуги.

-7

Полина Возиян,

юрист по интеллектуальной собственности, руководитель юридического агентства Ation Law

«В России невозможно оформить франшизу (договор коммерческой концессии) без зарегистрированного товарного знака. Логотипы, фирменный стиль, коммерческая информация и объекты авторских прав — это важные элементы, но их недостаточно. Договор не будет иметь юридической силы, если в нем не указано право на использование торговой марки или если сведения о ней не идентифицированы должным образом (например не указаны номер и владелец). Такое соглашение подлежит обязательной регистрации в Роспатенте».

Франчайзи получает право использовать товарный знак управляющей компании только на определенных условиях (например в рамках ограниченного географического района) с соблюдением стандартов качества и дизайна. Покупатель бизнеса обязан придерживаться условий договора и использовать бренд в соответствии с правилами франчайзера, так как их нарушение и ущерб репутации компании может стать веским поводом для разрыва партнерских отношений.

Помимо этого, Возиян отмечает, что при запуске бизнеса по франшизе начинающие предприниматели не задумываются о вероятных негативных сценариях развития своего дела. Эксперт подчеркивает, что в договоре могут быть прописаны условия расторжения, которые влекут за собой большие штрафы, — это может вести к значительным финансовым потерям для франчайзи.

Полезные советы

Чтобы будущие франчайзи могли избежать критических ошибок на старте своего дела, действующие франчайзеры и их партнеры поделились рекомендациями, которые помогут закрепиться на рынке и превратить франчайзинговое сотрудничество в процветающий бизнес.

Дмитрий Фомкин,

франчайзи-партнер, собственник сервиса аренды пауэрбанков по франшизе «Бери заряд!» в Туле

«На самом деле не обязательно быть технически подкованным и досконально знать всю кухню бизнеса на первых этапах. Франчайзинг — это удобный вариант для начинающего предпринимателя. Всегда есть головная компания, которая поддержит в юридических и технических моментах, поможет разобраться с финансовыми планами, и т. д. Но очень важно иметь связи: в идеале до момента открытия бизнеса по франшизе уже поговорить с нужными людьми из числа своих контактов, изучить локальных игроков. Я, например, знал многих рестораторов в Туле до того, как решил открыть тут бизнес по франшизе, и имел предварительные договоренности». (Зарядные станции с пауэрбанками часто размещают в заведениях общепита. — Прим. ред.).

-9

Андрей Глинский,

сооснователь и франчайзер интеллектуально-развлекательных игр «Квиз, плиз!»

«Уточните у франчайзера, какие части бизнеса ложатся на плечи франчайзи, а что будет предоставлено вам. Франшизы бывают разные: какие-то дадут только логотип, описание бизнес-процессов и проверенных поставщиков, а другие — мощный бренд, который обеспечит стабильный поток клиентов, позволив существенно сэкономить на маркетинге. Оцените свой вклад и вклад франшизы. Помимо бренда, это могут быть маркетинговые материалы, контент, техническая база, и т. д. Например, в нашей франшизе, помимо бренда и контента самих игр, мы обеспечиваем наших франчайзи технической базой для регистрации клиентов — сайтом и мобильным приложением. Сравните стоимость паушального взноса и роялти с тем, что вам может дать участие во франшизной сети, и с вариантом, когда вы открываетесь самостоятельно».

Игорь Голиков

франчайзи сети экспрес-химчисток «Хозяюшка»

«Открыть бизнес по франшизе проще, чем с нуля. Именно поэтому модель часто привлекает тех, кто к бизнесу не готов: можно делегировать часть процессов и не вникать в детали. Такой подход опасен для обеих сторон, и жаль, что не все владельцы франшиз проводят отсев потенциальных партнеров. Будущим предпринимателям следует провести анализ рынка и отобрать перспективные ниши. Посмотрите, что будет актуально через 30 лет. Работая на стабильном рынке, будет проще сохранять мотивацию при первых трудностях. Также следует изучить принципы франчайзинга и понять, соответствует ли эта модель вашим ожиданиям. Зная, как устроена система, сложнее ошибиться с выбором франчайзера. На рынке много уникальных предложений, но важно помнить, что франшизная модель имеет четкие форматы и условия, которыми нельзя пренебрегать».

-11

Александр Назаров

лидер направления франчайзинга сети ресторанов японской и азиатской кухни MYBOX

«Если говорить о ресторанном бизнесе, франчайзи сложнее всего оценить потенциальную локацию и рассчитать планируемую выручку заведения, ведь существует множество изменчивых факторов, которые влияют на результат. Например, открытие прямого конкурирующего бренда федерального уровня или появление нового торгово-развлекательного центра по соседству может „забрать“ часть целевой аудитории. Чтобы снизить риски, необходимо провести качественный анализ локации, составить карту конкурентов на рынке доставки, определить ключевые места города. Тщательное исследование поможет в дальнейшем открывать новые рестораны и усиливать бренд в конкретном регионе, не давая другим компаниям возможность отвоевать долю на рынке».