Театр и наука, вещи на первый взгляд не очень совместимые, да и не на первый - тоже. Конечно, мы знаем, что Станиславский активно изучал труды Павлова, а Брехт активно общался с немецким философом и учёным Райхенбахом. Но где же еще соприкасаются физики и лирики, да и пересекаются ли вообще?
Театр веками занимался освоением гуманитарного мира - обращался к философии, истории, психологии, политике, но где же в этом контексте точные и естественные науки? Неужели никто из режиссёров никогда не брал на себя риск говорить со зрителем о том, что не совсем и не всем понятно? А как же просветительская функция театрального искусства? Сейчас попробуем разобраться - взаимодействует ли театр с академической наукой и современными технологиями, и есть ли вообще в этом хоть какая-то необходимость? В театральной сфере активно и с большим энтузиазмом внедряются передовые достижения науки и техники. Светодиодные осветительные системы, медиаэкраны, видеопроекции, сложные инженерные решения для сцены и оборудования — всё это и многое другое является результатом научного прогресса.
Искусственный интеллект
Хотя театр часто становится площадкой для демонстрации новых технологий, сами технологии редко создаются специально для него. Еще реже театр обращается к науке и прогрессу как к вдохновению, материалу или соавтору. Но и такое бывает. В 2023 году театр «МОСТ» представил публике спектакль «Пиросмани. Праздник одиночества», созданный в сотрудничестве с нейросетью «Яндекса». В основе спектакля лежит пьеса Вадима Коростылёва, рассказывающая о последних днях жизни известного художника.
Искусственный интеллект стал ключевым инструментом в создании визуальной части спектакля. Образы персонажей, пейзажи, костюмы и декорации были разработаны с помощью нейросети. Режиссёр Георгий Долмазян описывал свои идеи, а YandexART создавал соответствующие эскизы. Нейросеть также выступила в роли сценариста, написав эпилог, в котором автор пьесы Вадим Коростылёв встречается с Пиросмани. Этот проект был задуман как демонстрация возможностей, которые открываются при совместной работе с искусственным интеллектом.
Биология и гидрология
В недрах первой всероссийской театрально-научной лаборатории «Аннигиляция» в 2019 году родился спектакль, поставленный казанскими режиссерами Ангелиной Миграновой и Родионом Сабировым совместно с гидробиологом Денисом Алтуховым.
«Копеподы. Путь. Исследования» — документальная экодрама о жизни копепод (веслоногих рачков) в Чёрном море. В первой части актёры говорят от лица планктона. Во второй зрители смотрят видео путешествия создателей спектакля в научно-исследовательский центр Севастополя — его учёные изучают микрофауну Чёрного моря. В третьей части зрители вместе с актёром, играющим учёного, исследуют базовые принципы жизни копепод и их влияние на людей. Опыт получился интересным, но всё еще единичным.
Электроника
Не каждый театр рискнёт говорить о науке, но есть такие, которые не боятся. Один из них — Ведогонь-театр — находится в наукограде Зеленоград. Там уже много лет наука и творчество живут вместе. В начале этого года в театре прошёл фестиваль «Театр + наука». Это событие было приурочено к 65-летию Зеленограда. Организовал фестиваль художественный руководитель театра Павел Курочкин. Он предложил провести мероприятие, чтобы показать, что Зеленоград — это наукоград, и сделать это на главной театральной сцене города. Главным событием фестиваля стал показ тральных эскизов — небольших спектаклей про научные разработки учёных из МИЭТа. Перед каждым показом актриса театра «Ведогонь» Татьяна Мазур брала интервью у учёных. Она спрашивала, как появилась научная разработка и как она работает, и переводила научные термины на простой, человеческий язык
Физика
Еще один путь к науке нашли в театре Вахтангова. Традиционно и красиво готовятся к постановке большого спектакля о жизни и судьбе великого русского физика Льва Ландау. Премьера режиссёра Анатолия Шульева планируется в апреле под рабочим названием «Солнце Ландау» по оригинальной пьесе Татьяны Осиной и Марины Ошариной.
Создатели спектакля уже посетили лаборатории Российского квантового центра в Сколково - в этом центре учёные работают над созданием квантового компьютера. Они пообщались с ведущими специалистами в данной области и договорились о сотрудничестве. Также, в преддверии премьеры спектакля «Солнце Ландау», в Театре имени Вахтангова пройдут встречи с молодыми российскими учёными и популяризаторами науки. Кроме того, будет организована выставка, посвящённая истории, настоящему и будущему российской науки.
В прошлом, 10–15 лет назад, деятельность учёных и инженеров не была даже в поле зрения отечественных режиссёров, которые повально затрагивали темы саморефлексии, сложного детства и обид на родителей или государство. Однако времена меняются, и, возможно, мы станем свидетелями роста интереса к научным и техническим профессиям. Хотелось бы, чтобы это произошло благодаря театру, а не вопреки. Популяризация науки через театр — задача непростая, но вполне выполнимая, если хотя бы попробовать посмотреть на этот неизвестный путь.