В Санкт-Петербурге, в семье рабочего Путиловского завода, 3 ноября 1911 года родилась девочка, которую назвали Марией. С самого раннего детства Маша Барабанова отличалась неукротимой энергией, ярким, почти взрывным темпераментом и непоседливым характером.
Эта живость и непосредственность, с одной стороны, делали её душой любой компании, а с другой – приводили к постоянным конфликтам в школе. Её несколько раз исключали из разных учебных заведений за хулиганство и непослушание. Однако эти неудачи не сломили её, а, наоборот, закалили характер и укрепили уверенность в себе, во многом благодаря безусловной любви и поддержке отца. Он не ругал дочь за проступки, а поддерживал её индивидуальность, веря в её исключительность. "Школ много, а ты одна!" – говорил он, и эти слова стали для Марии своеобразным девизом. Свободный дух и дерзкий, почти мужской характер вели её по жизни, подталкивая к творчеству. Ещё в детстве окружающие заметили её артистизм и способность к яркому самовыражению.
Самодеятельность стала первой ступенью на пути к сцене, а затем, вопреки отсутствию формального образования, она с бесстрашием и решимостью юности ворвалась в мир профессионального театра, начав свой путь в Ленинградском театре Пролеткульта в 1927 году. Лишь спустя десять лет активной сценической практики пришло время формального образования – в 1937 году она окончила театральный техникум. А позже, стремясь к дальнейшему развитию, Мария Барабанова получила образование в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, что в итоге привело её к ответственной партийной работе на киностудии имени М. Горького.
На сцене Ленинградского театра комедии в период с 1937 по 1942 год она блистала в амплуа травести, с невероятной легкостью перевоплощаясь в самых разных персонажей. Ее героини, будь то соблазнительная венецианская проститутка Селья из пьесы «Венецианская вдова» или комичный мальчик-слуга в «Школе злословия», запоминались зрителям своей жизненностью, эмоциональностью и тонким юмором. Барабанова не просто играла роль, она проживала ее на сцене, внося в каждый образ свою неповторимую индивидуальность. Даже небольшую роль слуги она сумела превратить в яркий комический эпизод, добавив своему персонажу забавную деталь – покачивающуюся походку и обалдевший вид, словно мальчишка опьянел от кипящих вокруг него любовных страстей.
Этот эпизод неизменно вызывал гром аплодисментов и становился одним из самых запоминающихся моментов спектакля. Но не только театральная сцена поглощала эту неутомимую женщину. В тяжелые военные годы, когда страна столкнулась с невероятными испытаниями, она проявила себя как настоящий организатор, лидер и человек с большим сердцем. Находясь в Сталинабаде (ныне Душанбе) со студией имени Горького, она получила письмо от своих бывших коллег из Ленинградского театра комедии, которые оказались в эвакуации в Алма-Ате в невыносимых условиях. Не раздумывая ни минуты, Барабанова отправилась к первому секретарю ЦК партии Таджикистана и, проявив настойчивость и убедительность, добилась приказа о переправке всего театра в Сталинабад, где условия были значительно лучше.
Этот поступок спас коллег от голода и лишений и в очередной раз подтвердил ее исключительные организаторские способности и человечность. Позже, работая на киностудии имени М. Горького в качестве актрисы и режиссера, она продолжала заражать всех вокруг своей энергией, энтузиазмом и желанием помогать другим.
Кинематографический дебют Марии Барабановой состоялся в 1936 году в фильме "Девушка спешит на свидание". Последовали роли в картинах "Новая Москва", "Юность командиров", "Василиса Прекрасная", которые стали первыми ступенями на пути к настоящему успеху. Звёздный час актрисы пробил с выходом на экраны фильма "Принц и нищий", где она блестяще справилась со сложнейшей задачей – исполнением сразу двух главных ролей: оборванца Тома Кенти и юного короля Эдуарда VI.
Эта работа потребовала от неё не только актёрского мастерства, но и огромной выдержки, ведь ей приходилось по многу часов играть самой с собой, ориентируясь лишь на заранее записанный голос. Здесь ей пригодились навыки, полученные благодаря близости к системе Мейерхольда и биомеханике. Однако Барабанова всегда подчёркивала важность работы в коллективе талантливых актёров, которые, по её словам, стали её настоящими учителями и помогли ей стать истинным профессионалом. Интересно, что съёмки фильма "Принц и нищий" завершались уже в эвакуации, в Сталинабаде, куда была переведена киностудия имени Горького.
Вернувшись в Москву в 1944 году, Мария Барабанова продолжила свою кинокарьеру, снявшись в фильмах "Моды Парижа" и "Русский вопрос". Но её неуёмная энергия и стремление к новым творческим вершинам не позволяли ей остановиться на достигнутом. В 1957 году, узнав о пробах на роль Кота в сапогах в новой сказке Александра Роу, она, с присущей ей решительностью, буквально ворвалась в кабинет руководства и заявила о своих правах на эту роль. Такая смелость и уверенность в себе не остались незамеченными, и Барабанова была утверждена. Фильм "Новые похождения Кота в сапогах" с её участием имел огромный успех у зрителей. Несмотря на яркие актёрские работы, Барабанова стремилась и к режиссуре. В 1964 году вместе с Владимиром Сухобоковым она сняла комедию "Всё для вас", где также сыграла главную роль энергичной комсомолки Маши Барашкиной. Хотя фильм не получил широкого признания, он демонстрирует многогранность таланта Барабановой и её неугасающий энтузиазм.
Завершающим аккордом в долгой и насыщенной кинокарьере Марии Барабановой стала роль Максимовны в фильме Ефима Грибова "Воспоминания без даты" (1990), снятом по повести Николая Дубова "Беглец". Эта работа стала своеобразным подведением итогов её творческого пути, показав глубину и зрелость её актёрского таланта. Но даже в поздние годы она не прекращала активно работать, снявшись в нескольких выпусках популярного киножурнала "Ералаш", подарив радость новым поколениям зрителей. За свой многолетний и плодотворный труд в кинематографе Мария Барабанова была удостоена высоких наград. Ещё в 1950 году она получила медаль "За трудовую доблесть" в связи с 30-летием советского кино. В 1970 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1991 году, незадолго до конца жизни, она стала Народной артисткой РСФСР. Мария Павловна Барабанова ушла из жизни 17 марта 1993 года в Москве.
Мария Барабанова была натурой страстной и влюбчивой. Семь раз она выходила замуж, стремясь не только к личному счастью, но и к тому, чтобы помочь своим избранникам добиться успеха. И многие из её мужей, действительно, достигали небывалых карьерных высот, пока были рядом с ней. Интересно, что Барабанова редко увлекалась коллегами по цеху. Её внимание привлекали мужчины, далёкие от мира искусства – журналисты, чиновники. Исключением стал лишь бурный роман с Эрастом Гариным во время работы в Ленинградском театре комедии.
Несмотря на многочисленные браки, Барабанова умела расставаться с мужьями без скандалов и взаимных обид. Более того, она всегда заботилась об их благополучии, помогая с жильём, и поддерживала дружеские отношения после развода.
От брака с журналистом Ситниковым у неё родилась дочь Кира, которая пошла по стопам отца и стала известной радиожурналисткой, много лет проработав на первом канале с передачами о науке и животных. Однако, несмотря на внешнюю легкость в отношениях с мужчинами, сложный и независимый характер актрисы мешал ей строить долгие и прочные семейные союзы.
Читайте также статьи:
Дмитрий Коган. Внезапный и ранний уход из жизни. Как жил музыкант?