Найти в Дзене
эпилог

ПО НИТОЧКАМ. Симов и МХАТ

Кого мы представляем, когда думаем про русский театр? Ответ очень простой - конечно же, Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, отцов режиссерского театра, основателей Московского Художественного театра. Но, как известно, за каждым великим режиссером чаще всего стоит не менее великий сценограф. У Станиславского тоже был такой - Виктор Симов, первый художник МХАТа, оформивший там целых 49 спектаклей! Откуда же появился соавтор гениальных театральных деятелей?
С детства молодой Виктор обладал талантом к рисованию, так что было принято решение отправить его учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были сами Василий Перов и Алексей Саврасов, а среди товарищей - Исаак Левитан! Окруженный гениями русской живописи, не удивительно, что Симов тоже выучился умелым, горящим идеями.
К театру внимание Симова привлек именно друг Левитан, в 1885 году позвав писать декорации в оперу Мамонтова, где попробовали себя многие великолепные худо

Кого мы представляем, когда думаем про русский театр? Ответ очень простой - конечно же, Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, отцов режиссерского театра, основателей Московского Художественного театра. Но, как известно, за каждым великим режиссером чаще всего стоит не менее великий сценограф. У Станиславского тоже был такой - Виктор Симов, первый художник МХАТа, оформивший там целых 49 спектаклей! Откуда же появился соавтор гениальных театральных деятелей?

С детства молодой Виктор обладал талантом к рисованию, так что было принято решение отправить его учиться в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были сами Василий Перов и Алексей Саврасов, а среди товарищей - Исаак Левитан! Окруженный гениями русской живописи, не удивительно, что Симов тоже выучился умелым, горящим идеями.

К театру внимание Симова привлек именно друг Левитан, в 1885 году позвав писать декорации в оперу
Мамонтова, где попробовали себя многие великолепные художники, и про которую я точно расскажу вам в следующих постах. Спустя 12 лет он познакомился со Станиславским. Встреча произошла тихо, незаметно для театрального мира - во время постановки «Потонувшего колокола» Гауптмана режиссера не устроило художественное оформление художника Осипова, и он попросил у него рекомендацию для другого оформителя. Так и вышел на Симова, приехал к нему в мастерскую, поделился своими идеями, а остальное - история. Спектакль имел большой успех, и после основания МХАТа был сразу же включен в репертуар первого театрального сезона.

Во всех своих спектаклях Симов старался как можно точнее передать дух той эпохи, которая была заявлена пьесой: путешествовал по музеям, закупал старинные костюмы, ткани, украшения. Виктор Симов также был тем, кто оценил сценический свет не как инструмент, а как важную деталь общей картины, отдельный вид театрального искусства, задающий правильное настроение.

Все свои спектакли он изображал больше не в эскизах, а в макетах. Эскизы он, естественно, делал, но к режиссеру приносил уже именно небольшие, бумажные макеты. Этот подход также указывает на ценности художника: ему была важнее не столько абсолютно точная передача изображения на сцену, а соответствие режиссерской задумке.

Кроме МХАТа и Оперы Мамонтова, художник работал в
Оперной студии Станиславского, в Свободном театре, а также приложил свою руку к кинематографу. Но больше всего постановок у него было именно со Станиславским - о них я расскажу вам в следующих постах.

Первая работа Симова непосредственно для МХАТа – оформление спектакля «Царь Федор Иоаннович». Симов был увлечен историей, постоянно пропадал в музеях, и для этой постановки его увлечение пришлось как раз кстати. Он был знаком с хранителем музея Ростовского кремля, который провел труппу МХАТа в бывшие покои Ивана Грозного, разрешил рассмотреть каждую маленькую деталь и даже переночевать там!

В своей книге
«Моя жизнь в искусстве» Константин Станиславский писал про сценографа так:

На наше счастье, в лице В.А. Симова мы нашли художника, который шел навстречу режиссеру и актеру. Он являл собой редкое в то время исключение, так как обладал большим талантом и знанием не только в области своей специальности, но и в области режиссуры. В. А. Симов интересовался не только декорацией, но и самой пьесой, ее толкованием, режиссерскими и актерскими заданиями. Он умел приносить себя как художника в жертву общей идее постановки.

В 1912 году Симов ушел из МХТ, так как Станиславский и Немирович-Данченко посчитали, что его творческая манера устарела. После этого на сцене МХАТа попробовали себя много широко известных художников, но про них - будущих постах.

Несмотря на свой уход, Виктор Симов возвращался к своим корням, последняя его работа с Московским Художественным театром - «Мертвые души» 1932 года.

Среди постановок МХАТа со сценографией Виктора Симова - уже названные «Царь Федор Иоаннович» и «Мертвые души», но также еще много других: «Чайка», «Снегурочка», «Юлий Цезарь», «Мещане», «На дне», «Три сестры», «Вишневый сад», и еще множество других. Эскизы, макеты и костюмы к ним можно найти в музее МХТ им. А.П. Чехова, который я всем советую посетить!

Ваша Маша