Найти в Дзене
эпилог

О ПЬЕСЕ «КАБАЛА СВЯТОШ»

Против меня был целый мир – и я один. Михаил Афанасьевич Булгаков – один величайших авторов романов, драматургии и рассказов в советском союзе. Мы уверены, что, хотя бы одно из его произведений, вы читали, смотрели по нему фильм или спектакль. Михаил Афанасьевич родился в интеллигентной семье и всю свою жизнь старался быть таковым: был лучшим в школе, после учился в институте, выбрал жену, Татьяну Лаппу, по большой любви, служил в армии врачом во время Первой Мировой Войны… Дальше история писателя становится менее радужной: он начинает употреблять морфий. Параллельно они с женой переезжают в Москву, где Булгаков пишет рассказы и некоторые из них публикует. Позже Булгаков становится популярен, его захлестывает слава: постановка «Дней Турбиных» в МХТ им. А.П. Чехова, «Зойкиной квартиры» в Театре им. Е.Б. Вахтангова, публикация первых глав «Белой гвардии», встреча новой молодой девушки. В этот же момент писатель, чья позиция не совпадала с интересами правящей партии, становится неправильн

Против меня был целый мир – и я один.

Михаил Афанасьевич Булгаков – один величайших авторов романов, драматургии и рассказов в советском союзе. Мы уверены, что, хотя бы одно из его произведений, вы читали, смотрели по нему фильм или спектакль.

Михаил Афанасьевич родился в интеллигентной семье и всю свою жизнь старался быть таковым: был лучшим в школе, после учился в институте, выбрал жену, Татьяну Лаппу, по большой любви, служил в армии врачом во время Первой Мировой Войны… Дальше история писателя становится менее радужной: он начинает употреблять морфий. Параллельно они с женой переезжают в Москву, где Булгаков пишет рассказы и некоторые из них публикует.

Позже Булгаков становится популярен, его захлестывает слава: постановка «Дней Турбиных» в МХТ им. А.П. Чехова, «Зойкиной квартиры» в Театре им. Е.Б. Вахтангова, публикация первых глав «Белой гвардии», встреча новой молодой девушки. В этот же момент писатель, чья позиция не совпадала с интересами правящей партии, становится неправильным. В его квартире начинают проходить первые обыски, изымается рукописный вариант «Собачьего сердца». После все его постановки снимают с репертуара, он остается в маленькой квартире без возможности заработка, продает имущество, оставляя только книги, пытается выехать из страны, в чем ему отказывают.

Потом он начинает сильно болеть, и уже при смерти, надиктовывая последние страницы своей третьей жене, он пишет свой самый популярный, самый востребованный и самый важный роман в истории России двадцатого века – «Мастер и Маргарита» - роман, как говорил сам писатель, о дьяволе, роман, в котором сошлись все грани его внутреннего мира – это и гоголевская мистика, и противостояние системе, болезнь, безумие, отчаяние, и, конечно, любовь.

-2

Историческая драма – жанр в литературе, кинематографе и театре, иначе – костюмированная вечеринка. Действие происходит в прошлом, что и заставляет актеров одеваться соответствующе.

Можно ли тогда любую постановку считать таковой?

Нет, ведь исторический контекст здесь важен именно для продвижения современных мыслей и позиций. К исторической драме можно отнести:

  • «Борис Годунов» А.С. Пушкина
  • «Макбет» У. Шекспира
  • «Страсти по Тилю» Г. Горина
  • «Кабала Святош» М.А. Булгакова
  • «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого

Может показаться, что историческую драму писать легко: есть готовое событие, есть основные герои; известны начало и конец, ничего, вроде бы, не надо придумывать. Но это совершенно не так, необходимо изучить много материала, осмыслить его, и потом набраться мужества и оставить девяносто процентов этого изученного материала за пределами пьесы и представить историю на немногих страницах посредством одних только диалогов. То есть все равно надо придумывать и писать пьесу, только твое воображение не полностью свободно, а связано необходимостью в какой-то мере следовать «роману, который уже был».

Зачем вообще тогда брать этот непонятный жанр?

Все очень просто, чтобы рассказать ту же историю, но на новый лад, чтобы люди сравнили жизнь прошлую и настоящую, увидели их сходства и различия, подумали, что необходимо поменять, к чему вернуться.

Таким образом историческая драма является возможностью взглянуть назад нашим с вами взглядом, понять и осознать, а главное – совершить!

-3

Ни для кого не секрет, что Булгаков был человеком, ярко выражающим свое отношение к социализму. Практически в каждом его произведении можно найти тему творца и власти, где власть является скорее обобщенной формой всех вышестоящих, нежели чем одного Сталина, как часто коверкают эту тему. Но сегодня мы бы хотели рассказать вам о другой очень важной теме, затронутой в произведении «Кабала Святош» М.А. Булгакова.

Для начала давайте поймем, почему именно это произведение? С жизненной точки зрения есть два толчка: Первый – долг перед МХАТом за пьесу «Бег», которую сняли еще до выпуска; Второй – разговор Мейерхольда, Катаева и Олеши, сравнивающих пьесу «Баня» В. Маяковского с произведениями Мольера. Собственно говоря, почва уже вполне себе благоприятная – создать материал, который получит зрительский успех, чтобы показать коллегам по цеху, кто на самом деле похож на Мольера.

Давайте попробуем зацепиться за эту мысль. Сейчас будет много сложной информации, поэтому читайте внимательно, ничего не упуская! В России с Мольером стали знакомиться аж с XVII века, и, конечно, этот драматург стал некоторым мерилом, учителем русских писателей. И даже после революции ситуация не изменилась: каждый уважающий себя театр должен был иметь в репертуаре хотя бы одну пьесу Мольера.

Почему?

Все просто! Мольер при советской власти получил очень яркую идеологическую окраску как драматург-атеист. Оказывается, что, когда ставят спектакли по Мольеру в советских театрах, от зрителя требуется усмотреть в них именно антирелигиозный подтекст.

Значит, пьеса на антирелигиозную тематику?

Мимо! Булгаков на читке пьесы для МХАТа уточнил, что писал ее ни о классовой борьбе (Актер-Епископ-Король), ни на антирелигиозную тему (Лживый религия, которая в итоге никого не спасла). Булгаков скорее поднимает тему антиклерикализма, то есть вера все-таки есть, но вот те, кто несёт ее, не всегда ведут себя, скажем так, правильно. Тот же Мольер в булгаковском прочтении все-таки кажется добрым католиком, нежели атеистом. Об этом нам несколько раз упоминают в самой пьесе, есть множество исторических фактов (как и фактов против теории верующего Мольера).

Получается Михаил Афанасьевич написал произведение, которое с виду вполне отвечает на запрос государства об антирелигиозной пропаганде, но по своей сути несет абсолютно другой посыл. Важна вера как суть человеческого существования, как стремление к чему-то духовно-высокому, а не подавление запросов со стороны любого оплота власти (Церковь, Партия, даже тот же Театр). Булгаков верил, что рано или поздно люди смогут поверить во что-то более значимое.

Поэтому и эпиграф выбран не случайно: Rien ne manque à sa gloire, manquait à la nôtre (фр. Для его славы уже ничего не нужно, но нам это необходимо) – надпись, которую поместила на памятник Мольеру французская академия спустя сто лет после его смерти – являющаяся посмертной компенсацией, данью творчеству великого драматурга. Ныне употребляется, когда обществу приходится пересматривать свои ценности и убеждения. Кто знал, что через многие годы подобное случится и с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, который все-таки смог доказать, кто здесь настоящий Мольер!

-4

КАБАЛА СВЯТОШ. МХТ им. А.П. Чехова

«Кабала святош» Михаила Булгакова – особая пьеса для Художественного театра. С каким мучениями и боями она выпускалась в 30-е годы!

Репетиции шли несколько лет, спектакль «Мольер» (Измененное название пьесы) сыграли в 1936-м всего семь раз, а потом сняли по указу Сталина. Булгаков тяжело переживал эту историю и вскоре ушел из МХАТа.

Но все-таки эта сцена увидела драму о Мольере. Спектакль поставил Адольф Шапиро в 1988 году. Мольера играл Олег Ефремов, играл исповедально, так, будто это история и о нем, о его отношениях с властью (в роли короля Людовика выходил Иннокентий Смоктуновский), о его попытках сохранить театр.

В том спектакле Бутоном, слугой Мольера, был Олег Табаков. Прошло 13 лет – и после смерти Ефремова, в 2001-м, Адольф Шапиро сделал новую постановку. Табаков в ней играл уже Мольера. И это был совсем другой Мольер – победительный, несмотря на происходящие с ним трагические события, очень витальный, настоящий любимец публики.

Ваш Максим