Найти в Дзене
эпилог

О ПЬЕСЕ «№13»

Рей Куни – величайший автор комедии положений не только у себя на родине – в Англии - но и во всем мире. Реймонд (настоящее имя писателя) был актером в труппе Театра фарса Брайана Рикса, который, по его словам, оказал на писателя сильнейшее влияние впоследствии. Благодаря работе артиста, Куни очень точно понимал специфику актерской профессии, мог умело подбирать необходимые образы, чтобы завернуть сюжет в более сложную фигуру. От других его пьесы всегда отличала абсурдность ситуаций под максимально реалистичным соусом. Герои зачастую выдавали себя за того, кем не являются, с каждой сценой все сильнее запутывая сюжет, что заставляло зрителей ломать голову над тем, как персонажи попробуют выкарабкаться из данной ситуации! У Куни нет легких комедий, где зритель просто смеется, его комедии – это «смех сквозь слезы»! Что такое комедия положений? Это особый жанр в драматургии, который… И так далее. Комедия положений – это сложный, очень изобретательный материал, в котором, как актерам, так и

Рей Куни – величайший автор комедии положений не только у себя на родине – в Англии - но и во всем мире.

Реймонд (настоящее имя писателя) был актером в труппе Театра фарса Брайана Рикса, который, по его словам, оказал на писателя сильнейшее влияние впоследствии.

Благодаря работе артиста, Куни очень точно понимал специфику актерской профессии, мог умело подбирать необходимые образы, чтобы завернуть сюжет в более сложную фигуру.

От других его пьесы всегда отличала абсурдность ситуаций под максимально реалистичным соусом. Герои зачастую выдавали себя за того, кем не являются, с каждой сценой все сильнее запутывая сюжет, что заставляло зрителей ломать голову над тем, как персонажи попробуют выкарабкаться из данной ситуации!

У Куни нет легких комедий, где зритель просто смеется, его комедии – это «смех сквозь слезы»!

-2

Что такое комедия положений? Это особый жанр в драматургии, который…

И так далее.

Комедия положений – это сложный, очень изобретательный материал, в котором, как актерам, так и режиссеру необходимо очень точно воссоздавать комедийную ситуацию, работая на 200%!

Но если это комедия, то в чем отличие с обычной комедией? Возьмем два произведения: «Служебный роман» и «Ирония судьбы, или с легким паром». Первое – комедия характеров, где благодаря грамотной расстановке действующих лиц и получается комедийная составляющая, второе – комедия положений, собственно в завязке сюжета и заключается сама комедия, если бы не та злосчастная баня, все было бы совсем иначе.

Разберем КАК работает Комедия положений:

  1. Завязка. Обыденная ситуация, не предвещавшая никакой беды.
  2. Что-то пошло не так. Простая ситуация стала сложной из-за непредвиденных обстоятельств.
  3. Доведение ситуации до абсурда. Все персонажи и события перемешиваются так, что теперь уже невозможно понять, как возникшую проблему решить.
  4. Развязка. Ситуация, доведенная до абсурда, все-таки решается, но совсем не так, как хотели того герои, и тоже абсурдно.

Самые известные комедии положений:

  1. У. Шекспир «Двенадцатая ночь»; «Сон в летнюю ночь»; «Много шума из ничего»
  2. Н. Гоголь «Женитьба»; «Ревизор»
  3. Р. Куни «№13»; «Слишком женатый таксист»
  4. Б. Шоу «Пигмалион»; «Человек и Супермен»

И многие, многие другие!

-3

Сюжет пьесы «№13» Рея Куни максимально прост: действие происходит в отеле, в центре истории – помощник премьер-министра Великобритании Ричард. Он снял номер в отеле, чтобы провести вечер наедине с секретаршей своего политического оппонента. Но именно в это время они находят в окне своего номера труп, который надо убрать, дабы избежать скандала.

«Out of order» («Беспорядок» – одно из названий пьесы) является эталонным произведением, завоевавшим несколько престижных наград. В нем прекрасно все: начиная от завязки сюжета, очень тривиальной и обыденной, до всех перипетий, что происходят в с течением времени. Рею Куни удается удивлять читателя в каждом диалоге, в каждой строчке.

Это произведение – джаз, и автор его, Рей Куни – искусный музыкант, в словах и героях которого оживают саксофон и музыка. Если еще где-то и можно вдруг увидеть в героях умелую игру нот, а в их словах услышать не набор букв, а настоящее музыкальное произведение, будто бы оно и впрямь там есть – то только здесь.

«Он, она, окно, покойник» (еще одно название произведения) – это как английский роман с элементами комедии, детектива и любовного произведения, в котором так гармонично уживаются все эти три грани, не наваливаясь друг на друга и не навязываясь читателю.

-4

№13. МХТ им. А.П. Чехова

«№13» в постановке Владимира Машкова – феерия шуток, буффонады, пластики, живого актерского нутра и прекрасной отточенной работы режиссера. Спектакль более двадцати лет собирает полные аншлаги на сцене МХТ им. А.П. Чехова, что вполне закономерно.

Сам режиссер говорит о спектакле так:

«Это комедия положений в чистом виде — кладезь для режиссёрской фантазии, наслаждение для актеров. Я хотел сделать из неё импровизационный, джазовый спектакль, где у каждого из десяти артистов будет своя партия, наступательная, агрессивная режиссура будет сочетаться в нем с яркой актерской игрой. Когда температура актёрских тел равняется улице во время московской зимы, мне бывает очень тяжело смотреть на зрительный зал. Это не мой градус.»

И действительно, градус в постановке зашкаливает. С первых секунд все начинает идти не так, в номере может упасть оконная рама, сам заработать проигрыватель, в любой момент может зайти сердобольный управляющий или официант.

Огромную роль играет пластика. Спектакли – это всегда про движение, конечно же, но в этой постановке – особенно. Задает тон всему «труп» в исполнении Леонида Тимцуника. Он же ставил пластику и остальным актёрам. А в купе с зажигательной и точно подобранной музыкой «Sing, Sing, Sing» становится совсем хорошо!

«№13» - это про свободу, джаз, актерскую игру на повышенном градусе, море юмора, пластики и отличной режиссуры!

Ваш Максим