Найти в Дзене

Фантазеры

Ложечка дегтя на каплю меда Перед глазами – релиз пресс-службы правительства Самарской области о грядущем фестивале «Музыкальное сердце театра», который пройдет в Самаре и Тольятти с 15 по 25 ноября. Всё как обычно – печаль и нелепость. Начну с нелепости. В заголовок релиза вынесли фразу Кима Брейтбурга «Самаре надо думать о создании отдельного музыкального театра. Есть спрос и люди, готовые создавать!» Вообще-то в Самаре есть музыкальный театр – Академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича. Он существует уже 94 года. Почему продюсер, аранжировщик и композитор (в таком порядке – в энциклопедии) оговорился? Дал таким образом оценку деятельности существующего театра? Не знал, что за город, в который его привезли? Не знает, что обычно именуют «музыкальным театром»? Вряд ли. На спектаклях самарской оперы нынешнего времени он не был. Оказался в неопознанном городе? Я знаю только один документально подтвержденный случай: Депардьё привезли на кинофестиваль в Сочи, а тот пропусти

Ложечка дегтя на каплю меда

Перед глазами – релиз пресс-службы правительства Самарской области о грядущем фестивале «Музыкальное сердце театра», который пройдет в Самаре и Тольятти с 15 по 25 ноября. Всё как обычно – печаль и нелепость.

Начну с нелепости. В заголовок релиза вынесли фразу Кима Брейтбурга «Самаре надо думать о создании отдельного музыкального театра. Есть спрос и люди, готовые создавать!» Вообще-то в Самаре есть музыкальный театр – Академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича. Он существует уже 94 года. Почему продюсер, аранжировщик и композитор (в таком порядке – в энциклопедии) оговорился?

Дал таким образом оценку деятельности существующего театра? Не знал, что за город, в который его привезли? Не знает, что обычно именуют «музыкальным театром»?

Вряд ли. На спектаклях самарской оперы нынешнего времени он не был. Оказался в неопознанном городе? Я знаю только один документально подтвержденный случай: Депардьё привезли на кинофестиваль в Сочи, а тот пропустил место проведения фестиваля мимо слуха. И вот его ведут по городу – охрана, высокая принимающая сторона, а Депардьё оглядывается по сторонам, и во взгляде его читается: «Куда я попал? Какой город? Страна? Планета?» И это не наш случай.

Продюсер не знает, что музыкальным еще при большевиках называли театр в городе, где начальство мечтало о создании оперного театра, но ресурсов для этого не хватало, и открывали театр для постановки оперетт, комических опер, а 1-2 раза в сезон – больших опер. Так у нас уже есть оперный (музыкальный!) театр. Ким Александрович оговорился. Он хотел сказать: «Театр мюзикла» и недвусмысленно подчеркнул, что такой театр есть кому создать. И для кого – поколение страстных любителей оперетт нарожало поколение страстных любителей мюзикорв.

На этом шутки юмора закончились. Печаль в том, что самарские культурные стратеги промолчали и по этому поводу, и по следующим.

Первое. Театр с третьим в городе симфоническим оркестром открыть нельзя. Два существующих – филармонический и театра оперы и балета… как бы сказать помягче… не полностью укомплектованы музыкантами высшей квалификации. Достаточно обратить внимание на «медные». Нет достаточного числа театральных администраторов, сотрудников постановочных цехов… И взять их негде. Институт культуры их не производит. Как обидно, что он доработался до прозвища «кулёк», а ведь совсем недавно так обзывали культпросвет училище…

Но самарские, потупив взор, промолчали.

Второе. «В завершение фестиваля организаторы проведут конференцию «Театр, СМИ и новые медиа: ценность сотрудничества на пути к успеху». Отдельное внимание будет уделено высшим учебным заведениям (вузам), которые готовят специалистов по работе с культурной и театральной тематикой в СМИ».

Но таких вузов ни в Самаре, ни в Тольятти нет. Конференция пройдет без хозяев площадки? Дело в том, что современных журналистов готовят – в нашем регионе, во всяком случае, – как сторонних наблюдателей, ничегошеньки не понимающих в сути описываемых ими процессов. Я понимаю заказчиков таких специалистов: зачем им аналитики, им нужны находящиеся в постоянном восхищении «бросатели» в воздух чепчиков. Как не нужны им СМИ – только площадки для «добрых новостей», даже если львиная доля новостией – добрая только гипотетически.

В программах направления «Журналистика» нет предметов, посвященных анализу художественных текстов, в том числе музыкальных и театральных. Не могут журналисты быть ни музыкальными, ни театральными критиками. Они могут только описывать событие, на котором присутствовали, – «что вижу, о том пою». Как акыны. Из этой массы прорываются единицы. Но их число – в пределах погрешности.

Критиков можно готовить в рамках специальностей «Музыковедение» и «Театроведение». Последней в Самаре никогда и не было, а с «музыковедением» – история грустная: нынешнее руководство «кулька» разогнали кафедру теории и истории музыки, объединив ее с кафедрой фортепиано, число бюджетных мест для музыковедов самостоятельно свели к нулю. Последнего музыковеда институт выпустил в позапрошлом году…

Фестиваль пройдет. Уроков Самара никаких не усвоит, если и усвоит, то не реализует на практике. Вместо этого стратеги загадочно улыбнутся, опустят очи долу и со вздохом промолчат. Грустно.