Найти в Дзене
эпилог

О ПЬЕСЕ «ДЯДЯ ВАНЯ»

Ну в самом деле, там же ничего не происходит! Так начинают отзываться о творениях драматурга в театральных кругах, ругая Чехова за излишнюю дотошность к реальному поведению людей. Ни для кого не секрет, что Антон Павлович Чехов является основоположником Новой драмы в русской культуре. Молодой писатель, что очень тонко чувствует человеческую натуру, проникшийся западными идеями о новом театре, начинает писать пьесы, наполненные бытом. Для Чехова было важно показать не персонажей из идеального мира, где каждую секунду сценического действия кто-то стреляется, кто-то влюбляется и расстается, как в сериалах на Первом канале, а людей с реальными проблемами: продажа и покупка имущества, разочарование в самом себе, эгоизм, меркантильность, творческое саморазрушение и т.д. На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы. Чехов жил в эпоху упадка, разочарования, кризиса, безвременья, но при всем этом его пьесы наполнены оптимизмом, не зря его главный жанр – комедия. В его произв

Ну в самом деле, там же ничего не происходит!

Так начинают отзываться о творениях драматурга в театральных кругах, ругая Чехова за излишнюю дотошность к реальному поведению людей.

Ни для кого не секрет, что Антон Павлович Чехов является основоположником Новой драмы в русской культуре.

Молодой писатель, что очень тонко чувствует человеческую натуру, проникшийся западными идеями о новом театре, начинает писать пьесы, наполненные бытом.

Для Чехова было важно показать не персонажей из идеального мира, где каждую секунду сценического действия кто-то стреляется, кто-то влюбляется и расстается, как в сериалах на Первом канале, а людей с реальными проблемами: продажа и покупка имущества, разочарование в самом себе, эгоизм, меркантильность, творческое саморазрушение и т.д.

На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы.

Чехов жил в эпоху упадка, разочарования, кризиса, безвременья, но при всем этом его пьесы наполнены оптимизмом, не зря его главный жанр – комедия. В его произведениях разрушаются жизни почти всех действующий лиц, но он не говорит об этом как о чем-то плохом, он показывает лишь течение времени, непрерывно движущуюся субстанцию.

Жизнь – всегда радость и наслаждение.

-2

И нет, это не из-за отсутствия Айс Латте в жаркий день. Дело в том, что тогда начали подвергаться сомнению многие идеи и убеждения. На сцену вышли: К. Маркс со своей идеей «ЯМы – Коммунизм»; З. Фрейд, исследовавший подсознание и то, почему вам снится шляпа и зонт; Ч. Дарвин с идеей, что люди произошли от обезьян, которая поставила под сомнению религию; Ф. Ницше, написавший «Так говорил Заратустра», где представил теорию о сверхчеловеке. Так, с начала XX столетия четыре всадника апокалипсиса уничтожают все то, ценное, во что раньше верили люди.

Из-за всего этого балагана молодым драматургам пришлось менять концепцию построения пьес, так и появляется Новая драма – период в истории европейской драматургии конца XIX – начала ХХ веков. Молодые драматурги вдруг начинают смотреть на мир другими глазами. Персонажи начинают обретать глубину, их идеалы перестают быть идеальны, а конфликты заходят за рамки происходящего.

Новая драма стала социальной: она поднимала проблемы современного общества и побуждала зрителей размышлять над острыми вопросами. Традиционные герои, что, казалось, могли управлять судьбой, теперь стали бессильны. Обязательной частью Новой драмы стали глубокие психологические проблемы, фундаментальные моральные конфликты персонажей.

В новой драме диалог преобладал над действием, а важные события, как правило, происходили за сценой.

-3

Представьте человека, который за всю свою жизнь так и не смог ничего совершить, всю свою жизнь он потратил впустую, к своим сорока годам у него нет ни жены, ни детей, ни собственного жилья, зато есть алкогольная зависимость и попытки к суициду. Наверное, сейчас, перед вами встал образ алкоголика из соседнего подъезда, который каждый день заходит в магазин за бутылочкой Беленькой.

На самом деле, сейчас мы описали вам главного героя произведения – Войницкого Ивана Петровича. И такое «современное» описание можно дать практически всем действующим лицам пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехова.

Конфликты в этом произведении, даже в наше время, более, чем актуальны: неразделенная любовь, непринятие собственной идентичности, вопрос о смысле жизни, разочарование, апатия и т.д, поэтому она не зря так часто ставится на театральных площадках.

Но, неужели, Чехов пишет про такую грязную, слабую, безнравственную Россию? Вовсе нет! Его герои пытаются найти смысл жизни, обрести счастье в самых сложных ситуациях, найти верный путь, по которому можно будет следовать. Это произведение о несбыточной надежде, о вере в светлое будущее, в котором все изменится…

-4

Спектакль «Uncle Vanya», снятый во время пандемии (2020 год) в театре Гарольда Пинтера (Великобритания). Мы предлагаем вам посмотреть на то, как британцы понимают русскую душу классика отечественной драматургии, как бережно и как аккуратно они адаптируют образы и смыслы, заложенные в произведении, для зарубежной публики.

Этот спектакль - это маленький мир, уже отживший свое, сломанный, сгнивший, заросший травой и мхом, но мир еще существующий, а потому требующий внимания. И не смотрите на темнокожую актрису, как на возможное продвижение меньшинств, взгляните на этот ход, как на способ показать инаковость Елены Андреевны среди других женщин, не только внешней красотой, но и цветом кожи. Тогда конфликт Дяди Вани, что в своей жизни не заимел даже простой белой девушки, и профессора Серебрякова, который смог ухватить еще и экзотическую, будет куда острее!

Этот спектакль - хорошая классическая школа, как у нас ее принято называть - «психологического театра». И пусть другой язык, необычная внешность актеров, костюмы и декорации, выполненные в явно современной манере, не мешают вам насладиться сюжетом и смыслами, заложенными в произведение!

Ваш Максим