Найти в Дзене

"У нас была цель — проводить соревнования высокого уровня, которые запомнятся детям надолго." Алексей Полукаров — сотрудник Отдела развития.

Главные герои на каждых соревнованиях — это дети, юноши и девушки, начинающие или уже опытные спортсмены. Их имена объявляют в стартовом коридоре, и их фамилии мы ищем в финишном протоколе. Но есть и те, кто делают эти соревнования возможными. Люди, чей труд не всегда заметный, но крайне значимый. Такие люди работают в нашей Академии, и один из них — сотрудник Отдела развития Алексей Полукаров. В разговоре с Алексеем мы охватили множество тем — от роликов до космоса. Об этом и многом другом читайте в нашем большом интервью. — Алексей, привет! Расскажи, кем ты работаешь в нашей Академии? — Приветствую! Я являюсь заместителем начальника Отдела развития. Изначально я сюда пришёл работать не как в Академию, а как в 102-ю Спортивную школу. Сначала я работал как методист: заполнял разрядные книжки, работал с документацией, занимался вопросами инвентаря. А когда произошла реорганизация (в 2022 г. в результате объединения нескольких спортивных школ была образована Московская академия лыжных г
Оглавление

Главные герои на каждых соревнованиях — это дети, юноши и девушки, начинающие или уже опытные спортсмены. Их имена объявляют в стартовом коридоре, и их фамилии мы ищем в финишном протоколе. Но есть и те, кто делают эти соревнования возможными. Люди, чей труд не всегда заметный, но крайне значимый. Такие люди работают в нашей Академии, и один из них — сотрудник Отдела развития Алексей Полукаров. В разговоре с Алексеем мы охватили множество тем — от роликов до космоса. Об этом и многом другом читайте в нашем большом интервью.

Алексей с официальным скворечником Московской академии лыжных гонок и биатлона.
Алексей с официальным скворечником Московской академии лыжных гонок и биатлона.

Алексей, привет! Расскажи, кем ты работаешь в нашей Академии?

— Приветствую! Я являюсь заместителем начальника Отдела развития. Изначально я сюда пришёл работать не как в Академию, а как в 102-ю Спортивную школу. Сначала я работал как методист: заполнял разрядные книжки, работал с документацией, занимался вопросами инвентаря. А когда произошла реорганизация (в 2022 г. в результате объединения нескольких спортивных школ была образована Московская академия лыжных гонок и биатлона — здесь и далее — прим. автора), был создан Отдел развития, который занимается организацией соревнований, развитием материально-технической базы, профилактической работой со спортсменами, взаимодействует с ВУЗами и потенциальными партнёрами.

— Какие первостепенные задачи стояли перед Отделом развития, когда ты стал его частью?

У нас была цель — проводить соревнования высокого уровня, которые запомнятся детям надолго. Раньше ты переодевался где-то под кустом, тебе давали медаль, грамоту — и всё, молодец, свободен, соревнования прошли. А хочется делать мероприятия на уровне Чемпионата России, чтобы было красиво и соответствовало уровню организации, Департаменту спорта, чтобы всё было брендировано. Визуальная картинка, качественно отработанный хронометраж, крутые награждение и призы — всё это очень важно. Конечно, у детей тоже должна быть максимальная мотивация. Мы второй сезон работаем с компанией Nordski, от которых получаем призы на сезон, и сейчас работаем с ещё несколькими потенциальными партнёрами. Мы хотим, чтобы дети стремились выигрывать на этих стартах, и награждаем шестёрку сильнейших, чтобы всем было интересно участвовать. В общем, пытаемся сделать настоящий праздник спорта!

Судьи довольны — соревнования прошли хорошо!
Судьи довольны — соревнования прошли хорошо!

"Наша задача — постараться улучшить материально-технические условия всех наших тренеров."

— Видно, что ты этим горишь. Это отчасти связано с тем, что в твоём детстве не было хорошо организованных соревнований?

— Ну, в определённой степени, да. Лыжный спорт всегда показывал результаты на мировом уровне: если посмотреть Олимпийские Игры, Чемпионаты Мира — лыжники всегда с медалями, и от них высокий КПД. А если мы говорим о детско-юношеском спорте, то в детстве мы тренировались «под кустом», не пойми в каких условиях. Я это всё сравниваю с другими видами спорта: с футболом, художественной гимнастикой — это зрелищные виды спорта, а про лыжи как-то забывали. Нам, естественно, хочется всю эту историю поменять, чтобы дети нынешнего поколения тренировались в классных условиях: с раздевалкой, туалетом и душем, шкафчиками, тренажерным залом. У тренера должны быть комнаты подготовки лыж и хранения инвентаря. Всё это способствует росту результатов, к тому же развитая материально-техническая база дополнительно стимулирует к набору новых тренеров, которых до недавнего времени было достаточно сложно привлечь — если нет базы, куда ему детей звать? Соответственно, мы создаём условия для наших тренеров и новых специалистов, которые приходят и понимают, что у них классное рабочее место, зал ОФП, СФП, тренажёры SkiErg. Все это будет мотивировать молодых специалистов, которые, я надеюсь, будут приходить к нам в организацию и становиться тренерами. Для этого мы и ведем работу со студентами спортивных вузов: РУС «ГЦОЛИФК», кафедра лыж, МГАФК. Мне им тоже хочется показать, что у нас крупная организация, в ней будет интересно работать.

Алексей рассказывает о нашей организации студентам-практикантам.
Алексей рассказывает о нашей организации студентам-практикантам.

— Насколько сложно создавать условия? Финансирование, дорогие тренажеры? Насколько всё это трудоёмко?

В целом, сейчас довольно благоприятная ситуация: спорт в столице развивается под руководством Департамента спорта, работа двух его подведомственных учреждений — Мосспортобъекта и Мосспортразвития — связана с улучшением спортивной инфраструктуры, строительства и оснащения новых объектов, и как раз с ними мы тесно взаимодействуем. Мы, как эксперты, говорим о своих потребностях и совместно на совещаниях обсуждаем будущие возможности, что мы конкретно хотели бы реализовать. Наша задача — постараться улучшить материально-технические условия всех наших тренеров. Сделать это разом, к сожалению, невозможно, но мы двигаемся в этом направлении.

Круглый стол с жителями и Префектом. Когда речь идёт о спортивных объектах, мнение населения крайне важно.
Круглый стол с жителями и Префектом. Когда речь идёт о спортивных объектах, мнение населения крайне важно.

"Если ты умеешь скользить на лыжах, то получаешь от этого удовольствие — едешь на них, как на санках с горки!"

— Здорово, что ты хочешь обеспечить комфортные условия детям. А свои у тебя есть?

— Да, у меня двое детей. Старшему семь, младшему и года нет. Спортом с ними я пока занимаюсь немного. Старший, наверное, чуть позже будет заниматься лыжами, а так он плавает неплохо, в бассейн ходит. Будем пробовать кататься вместе зимой, посмотрим, как ему это будет нравится. Здесь главное — не передавить, чтобы не было как в школе, когда детей заставляют кататься на лыжах, и тем самым портят всё впечатление. Если пообщаться со взрослыми, которые на лыжах не катаются, то у многих впечатления вроде: «Лыжи в школе! Как это было ужасно!» А на самом деле просто был не очень хорошо организован тренировочный процесс, чтобы детей научить, и чтобы им понравилось, и они поняли: лыжи — это в первую очередь скольжение. Если ты умеешь скользить на лыжах, то получаешь от этого удовольствие — едешь на них, как на санках с горки! А детям этого не объясняют, и вот они идут пешком, мучаются.

Ещё больше удовольствия от тренировки получаешь, когда инвентарь и костюм подобраны в цвет.
Ещё больше удовольствия от тренировки получаешь, когда инвентарь и костюм подобраны в цвет.

— Ты считаешь, что ребёнку не надо навязывать определённый вид спорта, а он должен выбрать сам? Ты, как бывший лыжник, дашь ему выбор?

— Да, естественно, нужно предлагать разные варианты, формировать комфортные условия для того, чтобы ребёнку это нравилось, и своим примером показывать.

— Ты водишь воспитанников Академии на профилактические мероприятия. Расскажи, почему это важно?

— Все профилактические мероприятия у нас идут в рамках программ, организованных Спортивным Управлением Департамента спорта города Москва: Правонарушения, Борьба с наркотиками, Противодействие терроризму, Национальная политика. Мы собираем детей с разных отделений и стараемся вывозить и просвещать их в этих направлениях. Летом впервые ездили в ОМОН "Авангард", где одно из мероприятий было посвящено началу Великой Отечественной Войны, мы там возлагали цветы, нам рассказывали о самой организации; совсем недавно снова там были: посетили внештатный музей вневедомственной охраны, ребятам предоставили возможность со всех сторон осмотреть бронеавтомобиль, рассказали много интересного. Посещали Московскую антинаркотическую площадку, ребятам было интересно. Ещё мы в мае с биатлонистами принимали участие в Спортивном параде-шествии на ВДНХ в рамках выставки-форума "Россия". Также у нас проходят лекции по антидопингу.

— На Закрытии лыжероллерного сезона в Марьино все видели, как ты виртуозно катаешься на роликах, что помогает тебе в работе. Расскажи про это увлечение.

— У меня увлечений несколько: я люблю плавать, кататься на роликах, лыжах, велосипеде. Так как я закончил свою лыжную карьеру в восемнадцать лет и сильно выдающихся результатов не показывал, я понял, что нужно поступить в институт и заниматься учёбой, но и спорт не забрасывать. Мне интересны разные виды спорта. Плавать я полюбил в институте, где нас научили это делать правильно. Я пришёл в бассейн, и мне сказали: "Классно, сил у тебя много, хорошо плывёшь, но медленно". Я думал, что хорошо плаваю, но когда мне показали правильную технику, у меня и скорость появилась, и я стал получать реальный эффект от тренировки в бассейне. В последний раз, когда я был в Лужниках, проплыл за час примерно 3,5 км. Ещё мне интересны горные лыжи, ролики...Когда я был ребёнком, я научился сначала кататься на роликах — мой брат очень хорошо катался, я обращал на него внимание и вскоре загорелся этим. Одно время я очень много катался, мог проехать от Преображенской площади до Ясенево. А сейчас это помогает в работе: ребята катаются на роллерах, а я могу их догнать, заснять.

Оператор на роликах — где вы ещё такое увидите?
Оператор на роликах — где вы ещё такое увидите?

— А не было желания принять участия в соревнованиях по спидскейтингу? Ведь часто их проводят в один день с лыжероллерами.

— Каждый раз думал, что надо как-нибудь поучаствовать, но так и не доехал. А в лыжероллерах раньше принимал участие. Вообще, одно время я долго работал в «Арта-спорт», и у меня большой опыт в судействе ещё с института, мы провели очень много соревнований.

— Ты был в отпуске, который потратил на участие в эксперименте по моделированию физиологических эффектов пребывания человека в условиях космического полёта. Ты сказал, что участвуешь в подобном не в первый раз. Расскажи, что это за эксперимент, и как он проходил.

— Вся эта история с экспериментами пошла ещё с учёбы в Институте физкультуры. Будучи студентами-спортсменами, мы с одногруппниками начали участвовать в спортивных экспериментах, связанных с развитием выносливости и работоспособности спортсмена. Спортивный отдел ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России перед Олимпиадой в Сочи разрабатывал методики для улучшения спортсменов высокого класса всевозможными способами: например, увеличение жизненного объёма лёгких, но не медикаментозно, а с помощью ультразвука. Ты дышишь в специальную трубку, от этого у тебя идёт воздействие на альвеолы, и лёгкие становятся больше. До эксперимента мы бежим на дорожке — ступенчатый тест до отказа с увеличением скорости. Потом мы неделю дышим в аппарат, потом опять, и уже смотрим, насколько наши лёгкие стали больше, насколько улучшилась вентиляция.  Далее — снова ступенчатый тест, по итогу которого уже видим улучшения. Мы тестировали разные методики. Позже нас позвали в Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН на эксперимент с инертными газами. История известная: ты дышишь определённой смесью газов во время тренировки и улучшаешь свою работоспособность. Мы тогда ездили на Планерную, где тренируют подводников. У каждого была своя тренировка: мы 45 мин. крутили педали на велоэргометре, дышали смесью аргона с кислородом, тренировались, и потом восстанавливались теплым гелием и ксеноном. Ксенон — это газ, который используется для наркоза, просто при определённой дозировке ты полностью не отключаешься, а просто очень сильно расслабляешься. Это было в 2013-м г., а в 2014-м я впервые поучаствовал в эксперименте с антиортостатической гипокинезией (АНОГ). Это как раз то, что было в прошлом месяце. Антиортостатическая гипокинезия — это модель нахождения в невесомости. А как на Земле создать невесомость? Только путём перераспределения жидкости в организме. Когда ты улетаешь в космос, у тебя нет гравитации, поэтому вся жидкость равномерно распределяется по телу. Чтобы создать эти условия, нужно положить человека в определённый градус ( -6°) на кровать. У тебя ноги выше головы, голова без подушки лежит вниз. И так ты двадцать один день лежишь.

"...И Институт, и лаборатория заинтересованы в том, чтобы я поучаствовал. Для меня это интересно с точки зрения «могу ли я ещё?» Это как марафон пробежать."

Голова замотана, к голове — провода, на лице — маска, странные приборы...На что только не пойдёшь ради науки!
Голова замотана, к голове — провода, на лице — маска, странные приборы...На что только не пойдёшь ради науки!

— Нон-стоп двадцать один день? Или есть перерывы?

— Основные перерывы — это когда тебя раз в двое суток возят помыться. Но моешься ты тоже лежа. Ты можешь встать только в туалет по секундомеру, на это у тебя есть семь минут. Но стоишь из этого времени ты максимум минуты три.

— Прямо целое испытание...

— Когда ты делаешь это не в первый раз, то тебе полегче.  Спина сильно болит на третий-четвёртый день из-за перераспределения жидкости, органы чуть-чуть смещаются, расслабляются мышцы спины, голова может немного поболеть. И когда ты находишься в условиях невесомости, на тебе отрабатывают всевозможные методики нахождения космонавтов в невесомости: психологический тест, электростимуляция. В данном эксперименте последним тестом была центрифуга малого радиуса: ты ложишься, голова у центра, ноги с краю, тебе дают нагрузку от 1 до 1,5 Дж вращения. Ты лежишь, мышцы расслаблены, но из-за вращения кровь утекает к ногам, и задача твоего организма — не напрягаясь, сработать таким образом, чтобы не потерять сознание. И дальше учёные смотрят на твои показатели — что будет, если они подобные методы будут применять в космосе. В прошлом году был в «сухой» имерсии — это когда ты лежишь в ванне, накрытой специальной тканью, и ложишься полностью в воду, только голова у тебя на поверхности, чтобы ты мог дышать, и так ты семь дней находишься в воде. Тебе сухо, потому что там ткань водонепроницаемая, но при этом ты целиком в воде. Тело полностью расслаблено, что-то вроде невесомости. Постоянно появляются новые методики. В том году была электростимуляция мышц ног — каждый день у тебя утром тренировка 40 мин., на которой тебя интенсивно бьют микротоком для стимуляции мышц ног, такая тренировка на выносливость утром, а вечером ещё повышают мощность микротока и 10 мин. тренируют на увеличение силы. Здесь важен психологический аспект.

Тестирование на велоэргометре. И снова бесконечные провода...
Тестирование на велоэргометре. И снова бесконечные провода...

— Какая у тебя мотивация участвовать во всех этих экспериментах? Ведь это отнимает время и силы.

— Меня уже как опытного испытателя зовут — знают, что я стабилен, у меня хорошие показатели, и результаты эксперимента можно будет использовать в научных работах. Поэтому и Институт, и лаборатория заинтересованы в том, чтобы я поучаствовал. Для меня это интересно с точки зрения «могу ли я ещё?» Это как марафон пробежать. Во-первых, чтобы туда попасть, нужно пройти комиссию и получить допуск, а пройти её достаточно сложно: ты должен быть максимально здоров. Это такой чек-ап организма. Это пробы себя, мотивация быть в форме, следить за собой, ну и сколько-то там денег за это платят.

— Я слышал, не так давно ты попробовал себя в роли актёра. Это правда?

— Да, я принимал участие в съёмках короткометражного фильма "Александр Невский. Точка отсчёта" (доступен для просмотра по ссылке). Фильм показывали в рамках Летнего открытого фестиваля искусств "Золотой витязь. Великие люди Великой России", проведённого в июне в Ярославской области при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры Российской Федерации. Вообще, это широкий образовательно-публицистический цикл мероприятий, направленный на просвещение подрастающего поколения и пробуждение интереса к историческому и культурному наследию России. А сам фильм довольно короткий, длительностью около восьми минут, и таких было ещё четыре, все они — о лучших людях Ярославской земли. Собственно, самого великого князя Александра Невского я и сыграл. Хотя роль и небольшая, даже без слов, на экране я появляюсь несколько раз: с конём, в доспехах, в храме и на поле боя. И, надо сказать, гримёры и художники по костюмам постарались на славу — когда я показал фильм друзьям и близким, меня не сразу узнали. Ну а проехать верхом на коне, с доспехами — это уникальный опыт, который ни с чем не сравнить!

— Ты любишь кататься на велосипеде. Расскажи про это увлечение.

— Велосипеды  — это отдельная история. В 2011-м г. я выиграл свой велосипед в лотерее на Красной площади. Я участвовал в велопробеге, который организовывал ГУМ, и на этих катаниях давали значки с номером, которые собирали на финише, и после крутили барабан — разыгрывалось пять велосипедов. Участников было около полутора тысяч. И последний, пятый велосипед я выиграл! Впоследствии я сильно увлёкся велопокатушками, участвовал во многих велопарадах, а ещё я пару раз сбегал Московский марафон.

От такого велосипеда Кот Леопольд бы точно не отказался!
От такого велосипеда Кот Леопольд бы точно не отказался!

— И какой у тебя рекорд?

— Часа четыре, я быстро не бегал. Кстати, два года назад пробежал лыжный марафон в Красногорске: там тяжёлая трасса, круг сделали 25 км! Одни подъёмы, равнины почти не было. Это было непросто, и, заходя на второй круг, я понял, что обратной дороги нет!

— Еда там была? Успевал восстанавливаться?

— Меня немного накрыло, за 10 км до финиша. Но были хлебушек, огурчики, чаёк на пункте питания, и в итоге я восстановился. В целом, я очень поддерживаю лыжный спорт и стараюсь его везде культивировать, ведь это действительно самый лучший вид спорта, потому что самый гармоничный: нет ударной нагрузки, ты на свежем воздухе, и этот спорт  — самый доступный, ты ничего нигде не арендуешь, а инвентарь  — какой хочешь, такой и покупай  — масса вариантов!

Марафон каждый раз испытывает тебя на прочность, и каждый раз — как первый.
Марафон каждый раз испытывает тебя на прочность, и каждый раз — как первый.

— Что за лыжи у тебя за спиной в кабинете?

— Это мои первые лыжи (Алексей показывает ярко-красные Atomic Beta Race). Когда я был мелкий, примерно в 2001-м году, их подарил мне отец  — топовые лыжи на тот момент. Я помню, как приехал в Красногорск на соревнования и обогнал всех ребят, кто тренировался со мной в одной группе у Гвоздева Виктора Михайловича. Тогда это было что-то прорывное! А классикой я сейчас катаюсь на лыжах с камусом  — вообще супер!

Когда лыжи — не просто инвентарь, а ценные воспоминания из детства.
Когда лыжи — не просто инвентарь, а ценные воспоминания из детства.

— Алексей, спасибо за беседу! Удачи в работе!

— Взаимно, с нетерпением ждём новый зимний сезон и вовсю готовимся к новым стартам!

***

Интервью подготовил Евгений Лаврентьев.